Почему полис осаго. Страховое бессилие. почему водители отказываются от осаго. Кто такой страховщик

Любой владелец автомобиля отлично знает, что такое ОСАГО . Простым языком, это обязательное страхование автогражданской ответственности. Водитель обязан приобрести этот полис до регистрации транспортного средства, но не позднее 10 дней после его покупки.

Если же человек пренебрег правилами, одинаковыми для всех, при первой же остановке сотрудниками ГИБДД ему будет выписан штраф за отсутствие ОСАГО .

Еще в 2014 году за такое нарушение водитель на законных основаниях лишался возможности управлять транспортным средством (ТС ), этот запрет вводился в действие путем снятия номерного знака. Но из-за учащенных случаев мошенничества (кражи номеров ), от такой меры решили отказаться.

Поэтому в 2015 году за управление незастрахованным автомобилем налагается штраф в размере 800 рублей , а в некоторых случаях водитель может получить лишь предупреждение.

Расшифровка аббревиатуры ОСАГО говорит сама за себя: получив этот страховой полис, водитель, в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия с его виной, предотвращает затраты, которые он мог бы понести при возмещении убытков пострадавшему.

Правила ОСАГО , в которые внесены изменения в 2015 году, гласят, что максимальная сумма возмещения убытка по заключенному договору страхования составляет 500000 рублей .

Стоит также упомянуть главный момент, хорошо объясняющий, в чем разница и ОСАГО . Если оформление первого страхового полиса позволит водителю получить возмещение ущерба, который он понес вследствие ДТП, то по страховке ОСАГО будут покрыты убытки второго водителя, ставшего участником аварии.

К тому же оформление КАСКО не является обязательным условием для водителей, чего нельзя сказать про полис ОСАГО.

Порядок оформления полиса

На сегодняшний день существует масса страховых компаний, предлагающих оформить обязательный полис именно у них. Поэтому у человека, впервые купившего автомобиль и ранее не сталкивающегося с подобными нюансами, возникает логический вопрос: где лучше страховаться?

Стоит иметь в виду, что хоть стоимость ОСАГО может колебаться в небольших пределах, но после приобретения такой недешевой покупки, как автомобиль, экономия каждого рубля очень важна. Поэтому изначально нужно проработать массу вариантов, узнать, сколько стоит ОСАГО у каждого страховщика и выбрать наиболее выгодный вариант.

  • Заявление владельца транспортного средства. Его составление обычно происходит в страховой компании.
  • Паспорт гражданина РФ.
  • Свидетельство о регистрации автомобиля.
  • Водительские удостоверения всех граждан , которые будут в будущем допущены к управлению ТС.
  • Диагностическая карта, свидетельствующая о нормальном состоянии автомобиля. К новым транспортным средствам, выпущенным в последние три года, это требование не применимо. Срок действия диагностической карты для ОСАГО следующий: 1 год – если возраст автомобиля превышает 7 лет; 2 года – если прошло 3–7 лет с момента выпуска ТС.

Если водитель ранее попадал в ДТП, он должен сообщить об этом сотрудникам страховой компании, а также предоставить информацию о выплатах, которые были получены или выплачены по его вине.

Предоставленные владельцем автомобиля документы тщательно проверяются страховой компанией. Если никаких замечаний не обнаружено, заключается страховой договор . Перед его подписанием нужно внимательно ознакомиться со всеми пунктами, чтобы в будущем избежать неприятных сюрпризов.

Стоит также обратить внимание, что возврат страховки ОСАГО при продаже автомобиля возможен , понадобиться обратиться в обслуживающую компанию и заполнить заявление, бланк которого обязан предоставить сотрудник офиса.

Также дополнительно нужно подать следующие документы:

  • Паспорт.
  • Договор, который послужит подтверждением продажи ТС.
  • Полис.

ОСАГО без допуслуг, видео:

Остановимся детальнее на моменте, где получить диагностическую карту для ОСАГО . Каждый владелец авто сталкивается с этим вопросом сразу же после покупки ТС, ведь оформить страховой полис без этого документа просто невозможно (кроме случаев, когда транспортному средству еще не исполнилось три года с момента выпуска ).

Получение диагностической карты допускается лишь в центрах, имеющих лицензию на право предоставления соответствующих услуг. Автомобиль проверяется по 65 пунктам, результаты заносятся в диагностическую таблицу.

Стоимость ОСАГО

Как уже и говорилось ранее, цены, устанавливаемые страховыми компаниями, могут немного отличаться. Чтобы узнать, , нужно ознакомиться с базовыми ставками страховых тарифов компаний.

Остальные коэффициенты, учитываемые при расчете стоимости, одинаковые у каждого страховщика. Наиболее низкая базовая ставка говорит о том, что компания предоставляет выгоднейшие условия страхования.

Многих интересует вопрос, на сколько подорожало ОСАГО в 2015 году. Согласно официальной статистике Центрального банка РФ и Российского союза автостраховщиков, цена на ОСАГО за последний год возросла практически в два раза.

Такой резкий скачок стал результатом реформы, увеличение стоимости проводилось в два этапа:

  1. Октябрь 2014 года – увеличение стоимости приблизительно на 30% .
  2. Апрель 2015 года – скачок цены ориентировочно на 50-60% .

Можно выделить несколько основных причин подорожания:

  • С момента основания ОСАГО базовый тариф не менялся. То есть на протяжении 11 лет, несмотря на инфляцию и значительное удорожание запчастей для ремонта ТС, цена на автострахование ОСАГО была одинаковой. Из-за этого страховщики часто оставались в убытке.
  • Изменения в законодательстве страны, в частности, увеличение выплат по ОСАГО , упрощение условий получения денежных компенсаций.
  • Экономический кризис в стране , падение курса рубля.

Прежде чем идти в страховую компанию, рекомендуется самостоятельно просчитать сумму, которую придется заплатить за получение страхового полиса. Такой ответственный подход поможет избежать необоснованной переплаты, ведь работники страховой компании могут как намеренно, так и случайно допустить ошибку в собственных расчетах.

Достаточно лишь вписать в поисковую строку нужный запрос, и система выдаст массу калькуляторов, которые и произведут расчет.

При этом пользователю потребуется указать достоверную информацию о страхуемом транспортном средстве, водителе и лицах, которые в будущем будут допущены к управлению. После заполнения обязательных полей система в течение нескольких секунд высветит ориентировочную стоимость оформления полиса.

Проверка подлинности полиса

В связи с учащенными случаями мошенничества, каждому будет полезно узнать, как проверить страховой полис ОСАГО на подлинность. Первое, на что стоит обратить внимание – чрезмерная лояльность страховой компании к клиенту.

Если стоимость полиса сильно занижена по сравнению с предложениями остальных компаний, дополнительно предлагаются бесплатные услуги – стоит проявить бдительность. Нелишним будет попросить лицензию на право осуществления страховой деятельности, а также навести справки об этой страховой компании.

Наказание за поддельное ОСАГО, видео:

Также можно визуально определить подделку:

  • Подлинный полис ОСАГО больше листа А4 приблизительно на 10 мм.
  • Водяные знаки должны хорошо просматриваться при поднесении бланка к свету.
  • Зеленовато-голубой орнамент, нанесенный на лицевой стороне, не должен стираться или отпечатываться на другие поверхности.
  • Металлическая полоска шириной в 2 мм должна присутствовать на обратной стороне полиса.
  • На полисе должны присутствовать ворсинки красного цвета.
  • Номер и серия страхового полиса, размещенные в правом верхнем углу, должны быть выпуклыми.

Также возможна проверка ОСАГО по номеру полиса. Для этого необходимо зайти на официальный сайт союза автостраховщиков России и в меню «ОСАГО» выбрать вкладку «Проверка полисов ОСАГО на принадлежность страховой компании» .

Дальше потребуется лишь введение десятизначного номера бланка, после чего на экране появится информация, которую необходимо сверить с данными на полисе. Также отобразится информация, имеет ли страховая компания действующую лицензию.

Как определить класс страхования ОСАГО?

Когда человек оформляет страховой полис, во внимание берется масса деталей: базовый тариф для определенного типа ТС, его марка и модель, место жительства и возраст клиента и т. д. Важным показателем, влияющим на стоимость страховки, является класс водителя , от которого зависит, какой коэффициент будет применен при расчете итоговой суммы.

Возникает логический вопрос: как узнать класс водителя ОСАГО? Все довольно просто.

Существует пятнадцать классов страхования: М,0,1,2…13 , каждому из которых отвечает свой коэффициент бонус-малус . Если водитель оформляет страховку впервые, ему присваивается третий класс, то есть коэффициент равен 1.

Каждый последующий год, если водитель не попадает ни в одну аварию по собственной вине, он плавно возрастает. При этом выплаты по ОСАГО, которые необходимо производить застрахованному лицу, ежегодно уменьшаются на 5% .

Таким образом, получив 13-й класс страхования, цена полиса снижается вдвое . Соответственно, если человек по собственной вине попадает в ДТП, класс страхования снижается.

Правильные действия при ДТП

Чтобы человеку, не по собственной вине пострадавшему вследствие дорожно-транспортного происшествия получить от страховой фирмы компенсацию понесенных убытков, важно придерживаться основных общеустановленных правил.

Рассмотрим детальнее порядок действий при ДТП по ОСАГО 2015.

Прежде всего, нужно остановить транспортное средство, заглушить мотор , включить аварийную сигнализацию и на расстоянии не менее 15 метров установить аварийный знак, чтобы другие участники дорожного движения были осведомлены о происшествии.

Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим , если таковые имеются. В случае необходимости вызвать скорую помощь.

Вызвать сотрудников ГИБДД для документального оформления дорожно-транспортного происшествия. Во время ожидания их прибытия также не нужно бездействовать. Чтобы иметь неоспоримые доказательства собственной невиновности , необходимо: позвонить в страховую компанию и сообщить о случившемся; найти свидетелей, готовых дать показания и записать их контактные данные; на всякий случай записать марку и номер машины второго участника ДТП, а также его контактные и паспортные данные; c помощью фотокамеры зафиксировать положения обоих автомобилей и других деталей, имеющих отношение к ДТП. Только после этого, если они мешают движению мимо проезжающего транспорта, нужно освободить проезжую часть.

) гласит, что выезд на место ДТП сотрудников дорожной полиции необязателен, если в происшествии участвовало не более двух человек, нет пострадавших, а также не имеется разногласий, решение которых возможно лишь с помощью привлечения третьей стороны.

Получение страховки после ДТП

Каждый водитель должен четко знать, как получить страховку по ОСАГО после ДТП. Первое, что нужно сделать – написать заявление в страховую компанию и подготовить пакет документов, состоящий из:

  • Паспорта и ИНН.
  • Водительских прав.
  • Документов на машину.
  • Справки с ГИБДД и бланка-извещения о ДТП.
  • Страхового полиса.
  • Справки из больницы, если во время ДТП был нанесен вред здоровью.

Полный пакет документов может быть доставлен в страховую компанию по месту дислокации офиса как лично, так и путем отправки заказного письма.

Многие водители задаются вопросом касательно того, сколько времени можно ездить, если закончилась страховка ОСАГО . Ответ довольно прост: нисколько . Каждый водитель должен заблаговременно позаботиться о продлении ее срока действия.

Многие из-за своей невнимательности, остальные – из-за небрежного отношения игнорируют требования законодательства. Ведь штраф за просроченную страховку составляет всего лишь 800 рублей, на сегодняшний день – это мизерная сумма.

Но стоит задуматься, сколько придется потратиться на возмещение ущерба пострадавшей стороне, если из-за нарушения правил дорожного движения создать аварийную ситуацию, в результате которой пострадают третьи лица.

Стоит также обратить внимание, что с июля 2015 года пользователь имеет возможность продлить срок действия страховки ОСАГО через интернет, а с октября – даже оформить новый страховой договор в электронном варианте.

Зачем ОСАГО, если платит виновник: что покрывает «автогражданка», чем ОСАГО отличается от КАСКО, кто и за что платит в случае аварии

Согласно действующему закону, каждый водитель должен иметь полис, подтверждающий страхование его автогражданской ответственности.

Однако далеко не все понимают, зачем ОСАГО, если платит виновник аварии? Нужен ли полис пострадавшей и виновной стороне?

Мы попробуем выяснить, что покрывает такая страховка, кто, в каких случаях должен платить компенсацию за причиненный ущерб.

Зачем ОСАГО, если платит виновник ДТП

Несмотря на то, что закон об обязательной страховке ответственности автомобилистов был принят 15 лет назад, некоторые люди все же путают ОСАГО с каско и вообще не понимают, зачем нужно ОСАГО.

Новички и даже опытные водители ошибочно считают, что полис «автогражданки» защищает их собственный автомобиль.

Некоторые требуют от страховой компании покрытия расходов, связанных с ремонтом их авто. Увы это не так!

Полис ОСАГО работает лишь в случае, когда страхователь наносит ущерб другим автомобилям. На авто страхователя автогражданка не распространяется.

И на вопрос «Зачем ОСАГО, если платит виновник», можно ответить так: ОСАГО требуется виновнику ДТП, чтобы переложить бремя возмещения ущерба на плечи страховщика.

Если вы признаны виновным в аварии, то выдавшая вам полис страховая компания обязана будет оплатить компенсацию вместо вас.

Зачем ввели ОСАГО

Идея ввести обязательную «автогражданку» возникла в Советском Союзе почти 60 лет назад. Лишь к концу 20-го века число транспортных средств в нашей стране стало резко увеличиваться, а вместе с этим участились случаи ДТП.

Чаще всего виновники аварии были не в состоянии оплатить ремонт поврежденной ими машины. Пострадавшие оставались ни с чем и были вынуждены тратить собственные средства на восстановление автомобиля или требовать возмещений убытка через суд.

Целых 10 лет российские парламентарии думали над тем, как урегулировать данный вопрос на законодательном уровне. И в 2003 г. закон об ОСАГО наконец был принят.

С 2015 года страхователи получили возможность оформлять е-ОСАГО через Интернет, а пару лет спустя онлайн-продажа полисов стала обязательной для всех российских страховщиков.

Благодаря онлайн-калькулятору по расчету ОСАГО любой автовладелец может быстро подсчитать размер страховой премии для своего автомобиля. Полученный на e-mail полис надо распечатать на бумаге – и страховка готова!

Теперь у водителей уже не возникает вопросов, зачем нужна страховка ОСАГО и как ее оформить.

Как застраховать свою автомашину

Итак, ОСАГО не распространяется на транспортное средство страхователя, т.е. на наш автомобиль.

Но естественно, каждому водителю хотелось бы максимальной защиты и для его собственного автомобиля.

Такую защиту предоставляет другой вид автострахования – КАСКО.

Полис автокаско покрывает такие риски, как:

  • угон,
  • полная гибель ТС,
  • повреждение от пожара, наводнения и прочих бедствий.

Покупать такой полис необязательно, но желательно. Ведь никто не застрахован от самых разных неприятностей, которые могут случиться с дорогим автомобилем.

Наличие полиса автокаско часто является обязательным условием при покупке машины в кредит. Цена данной услуги велика, однако при наступлении страхового случая расходы будет нести не владелец авто, а его страховщик.

Вывод

Итак, повторим ответы на самые важные интересующие многих автомобилистов вопросы:

  1. Зачем ОСАГО, если есть каско?
    Каско покрывает риски, связанные с повреждением вашей собственной машины. ОСАГО требуется на случай причинения вами ущерба другим транспортным средствам.

  2. Если вы пострадавшая сторона, то ваш полис ОСАГО в деле не участвует. Если вы виновник аварии, то вместо вас оплачивать ущерб будет страховщик.

Итого: Покупая полис ОСАГО Вы страхуете свою ответственность! И в случае ДТП не Вы будете оплачивать ремонт машины пострадавшего, а СТРАХОВЩИК!

Согласитесь отдавать 100-200 тысяч рублей из своего кармана как то не хочется. Мне нет! А вам?

– обязательное страхование автогражданской ответственности. Данный полис является подтверждением заключенного договора между автовладельцем и страховой компанией, согласно которому страховая обязуется возместить ущерб, нанесенный владельцем авто в результате ДТП где он будет признан виновным.

Согласно договору страхования, весь нанесенный ущерб и убытки, в пределах установленной суммы, третьим лицам – пострадавшим в аварии пассажирам или транспортному средству, возмещает страховая компания.

Однако самому владельцу транспортного средства, заключившего договор ОСАГО и являющегося виновником ДТП на возмещение собственных убытков рассчитывать не приходится. Для страхования своего автомобиля от повреждений или угона приобретается полис КАСКО .

Обязательно ли его иметь?

В соответствии с законодательством РФ, а именно с Федеральным законом «Об ОСАГО», наличие полиса автострахования ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев. При покупке транспортного средства владелец обязан заключить договор ОСАГО, так как управление автомобилем без действующего полиса запрещено.

Максимальный срок после заключения договора купли-продажи транспортного средства, в течение которого водитель может управлять авто без договора страхования – 10 дней. В течение 10 дней владелец нового автомобиля обязан .

За вождение транспортного средства без страховки автовладельцу грозят . Необходимо всегда держать полис в автомобиле, так как водителям, управляющим транспортным средством без страховки, грозит штраф в размере 500 рублей, а тем, кто вообще отказался от приобретения полиса – 800 рублей.

Для чего он нужен?

Каждый автовладелец во время вождения в обязательном порядке должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Наличие данного полиса является гарантией возмещения ущерба, нанесенного транспортным средством, всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Причем возмещением убытков будет заниматься не лично владелец авто, признанный виноватым в аварии, а страховая компания, с которой заключен договор автострахования.

Именно введение обязательного страхования позволило упростить решение проблем, возникающих при попадании в ДТП, таких как компенсация убытков пострадавшим. Сумма выплат для компенсаций рассчитывается для каждого пострадавшего отдельно , с учетом вреда причиненного его здоровью либо исходя из повреждений его транспортного средства. При этом если транспортное средство уже имело повреждения, из страховой выплаты вычитается сумма износа запчастей. Подробнее о том, как оценивают ущерб по ОСАГО, мы рассказывали .

Важно! Наличие страхового полиса позволяет свести все спорные ситуации к минимуму, при этом ежемесячный страховой взнос намного меньше суммы компенсации, выплачиваемой пострадавшим.

Принцип действия страховки

Изначально по принятии Федерального закона «Об ОСАГО» потерпевшая сторона для получения компенсации должна была обращаться непосредственно в страховую компанию, заключившую договор с виновником аварии.

С недавних пор в законодательство было внесено несколько поправок, согласно которым если в ДТП не было нанесено вреда здоровью людей, а также при соблюдении некоторых других условий для получения компенсации можно обратиться напрямую к своему страховщику (особенности ).

Стоит помнить, что существует ограничение по сумме , то есть сумма страховки может не покрыть весь причиненный ущерб. В этом случае доплачивать сверх лимита придется самому виновнику ДТП.

При попадании в аварию необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола, в котором подробно описываются обстоятельства ДТП. После этого нанесенный ущерб оценивается независимыми специалистами. Более детально об особенностях оформления ДТП по ОСАГО можно узнать .

В некоторых случаях участники ДТП могут не обращаться к сотрудникам ГИБДД – применяется Европейский протокол . Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • сумма ущерба не должна превышать более 50 тысяч рублей;
  • участников ДТП должно быть не более 2-х;
  • участники должны самостоятельно прийти к общему решению относительно виновности одного из них.

В этом случае важно определить сумму нанесенного ущерба, ведь 50 тысяч рублей является максимальной суммой компенсации при данном виде регистрации дорожно-транспортного происшествия.

При задействовании Европейского протокола важно подтвердить факт совершения ДТП. Обстоятельства аварии должны быть записаны на камеру видеорегистратора или засняты на фото со всех ракурсов. При этом обязательно должны быть видны номера автомобилей, участвующих в ДТП, окружающих домов, а также светофоры и дорожные указатели.

Полис ОСАГО является гарантией того, что пострадавший в ДТП по вине водителя транспортного средства получит компенсацию причиненного ущерба в соответствии с законодательством. Полис ОСАГО должны в обязательном порядке иметь все владельцы авто , так как вождение без него запрещено.

Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

Явление того же порядка - законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности - борьба со следствием, а не с причиной.

Цена растет, качество - нет

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность - навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту - даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, - суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» - пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд - долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус-малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус-малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами - во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается - он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами - иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов - не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

Как оформить ОСАГО в 2015 году, особенности получения полисов ОСАГО

В соответствии с российским законодательством, полис обязательного страхования гражданской ответственности должен быть у каждого автомобилиста. Без него садиться за руль автомобиля запрещено. Он необходим для того, чтобы в случае нанесения вреда другому транспортному средству, а также жизни или здоровью людей, страховая компания компенсировала третьим лицам нанесенный ущерб. В понятие страховых также входят случаи, когда машина повредила фонарный столб, рекламный щит, остановку общественного транспорта, забор соседа по даче, либо пострадало здоровье пешехода.

Но следует знать, что ОСАГО не предусматривает компенсацию затрат на ремонт собственного автомобиля. Нестраховыми будут признаны случаи использования другого, не вписанного в полис транспортного средства, причинение вреда машине в ходе соревнований, испытаний или учебной езды, причинение вреда воздействием перевозимого груза (в случае, если таковой риск подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом), обязанности работодателя по возмещению вреда работнику, причинение водителем вреда перевозимому грузу, а также если это произошло при погрузке и выгрузке, повреждение антикварных предметов, произведений науки, культуры и искусства, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при их перевозке (если подобный вред принадлежит возмещению в соответствии с законом по отдельному обязательному страхованию ответственности перевозчика).

Также ОСАГО не покрывает случаи нанесения вреда окружающей среде, причинения пострадавшим морального вреда или обязательств по возмещению упущенной выгоды.

Для оформления полиса страхователь должен представить следующие документы:

Заявление о заключении договора обязательного страхования

Паспорт или иной удостоверяющий личность документ

Документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы)

Водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица)

Диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств

К выбору страховой компании (либо агента) следует подойти особенно тщательно, поскольку в случаях, если компания уйдет с рынка, либо недобросовестным окажется агент, расплачиваться с пострадавшим виновному водителю придется самому.

Прежде чем ставить подпись под договором обратите внимание на то, что все поля заполнены без сокращений и в полисе указаны следующие данные:

ФИО и данные страхователя, собственника и каждого лица, допущенного к управлению авто, даже если они совпадают. Не забудьте включить в список всех лиц, которыми вы планируете доверить управление своим транспортным средством

Индекс почтового отделения по месту регистрации страхователя и собственника

О количестве страховых выплат по предыдущему договору и класс в отношении каждого лица, допущенного к управлению автомобилем

О предыдущем договоре страхования (номер полиса и наименование страховщика по предыдущему договору ОСАГО).

После оформления документов, представитель страховой компании передает страхователю:

Оригинал страхового полиса, подписанный представителем страховщика и страхователем

Перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации