Страховые взносы во внебюджетные фонды при усн. Взносы во внебюджетные фонды. Платим страховые взносы на УСН при наличии наёмных работников у ИП

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 11

Право "упрощенцев" на пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды обусловлено не только применением спецрежима, но и основным видом деятельности налогоплательщика. Соответственно, и с точки зрения утраты права на льготу есть как минимум две причины для беспокойства. В зависимости от того, по какой из них пониженные тарифы были "сняты", строится и порядок пересчета обязательств по взносам.

При определенных обстоятельствах применение "упрощенки" может позволить хозяйствующему субъекту существенно сэкономить на уплате страховых взносов во внебюджетные фонды с выплат в пользу физлиц. Так, при соблюдении условий, прописанных в п. 8 ч. 1 и ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), фирмы и предприниматели, применяющие УСН, вправе уплачивать взносы на обязательные виды страхования по пониженным тарифам. Причем если в 2011 г. совокупный тариф страховых взносов для подобных страхователей составлял 26 процентов, то с 1 января 2012 г. он снижен до 20 процентов. При этом все 20 процентов предназначены для Пенсионного фонда. В отношении же платежей в ФСС и ФОМС с 1 января 2012 г. установлен нулевой тариф (Закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ; далее - Закон N 379-ФЗ).

Для применения пониженных страховых взносов на основании п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ от страхователя требуется выполнение двух условий:

  • применение УСН;
  • ведение в качестве основного одного из видов деятельности, перечисленных в указанной норме Закона N 212-ФЗ.
  • розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
  • производство гнутых стальных профилей;
  • производство стальной проволоки (Закон N 379-ФЗ).

В подтверждение прав

Подтвердить применение спецрежима, если опираться на разъяснения Минфина России, может копия титульного листа декларации по единому налогу на УСН, естественно, с отметкой ИФНС о ее принятии либо информационное письмо от инспекции, свидетельствующее о данном факте (Письмо от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/75). Получить таковое можно, подав соответствующий запрос в ИФНС по месту учета (п. 39 Административного регламента ФНС, утвержденного Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н, Письмо ФНС России от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/[email protected]). В течение 30 календарных дней с момента его получения налоговики в информационном письме должны сообщить о дате перехода налогоплательщика на УСН, а также о фактах представления им "упрощенных" налоговых деклараций. Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/[email protected]

Аналогичным образом к документальному подтверждению применения "упрощенки" подходят и специалисты Фонда социального страхования (Письмо ФСС РФ от 1 декабря 2010 г. N 02-03-10/08-12891). Напомним, что с 2010 г. все без исключения "упрощенцы" имели право на нулевой тариф страховых взносов в соцстрах. Тогда и были выпущены приведенные разъяснения специалистов фонда, которые теперь вновь обрели актуальность.

Что же касается основного вида деятельности, то в силу положений ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ таковой признается та деятельность, доля доходов от которой составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки. Сумма доходов при этом определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса, то есть по данным налогового учета. Соответственно, чтобы подтвердить основной вид деятельности, "упрощенцу" прежде всего необходимо засвидетельствовать структуру своих доходов.

В частности, согласно п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в целях применения льготных тарифов взносов подтверждать основной вид экономической деятельности следует в порядке, установленном Минздравсоцразвития (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Однако никаких специальных правил на этот счет ведомством не предусмотрено. При этом в Информационном письме от 24 марта 2011 г. представители ПФР указывали, что в рассматриваемой ситуации страхователю достаточно заполнить в расчете РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н), представляемом в Пенсионный фонд по итогам отчетных и расчетного периодов, таблицу 4.4. В ней и указываются: общая сумма доходов, сумма поступлений непосредственно от основного вида деятельности и их доля.

Вместе с тем следует отметить, что в 2011 г. пониженный совокупный тариф для "упрощенцев", ведущих социально значимые и приоритетные для государства виды деятельности, достигался исключительно за счет тарифа взносов в ПФР. С начала же 2012 г., как уже упоминалось, снижены в том числе тарифы взносов в ФСС и ФОМС. Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то администратором подобных платежей является Пенсионный фонд. Собственно говоря, и отчитываются страхователи по взносам на ОМС все в том же расчете РСВ-1 ПФР. Следовательно, в данном случае дополнительного подтверждения доходов не потребуется. Другое дело - подтверждение права на применение пониженного тарифа при расчете взносов в соцстрах. Представляется, что, скорее всего, в этих целях в форму расчета 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 28 февраля 2011 г. N 156н) также будет введена дополнительная таблица, аналогичная той, что содержится в форме расчета РСВ-1 ПФР. В конце концов обязанность сдавать отчетность в Фонд социального страхования для "упрощенцев" никто не отменял, тем более что в форме-4 ФСС, помимо прочего, приводятся также данные по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а не только на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Так или иначе, но коль уж для применения пониженных тарифов необходимо соблюдение двух условий, то и утратить право на таковые можно как минимум по двум причинам.

Если "подкачали" доходы

Доходы от деятельности - показатель весьма нестабильный, что называется, то есть, то нет. Соответственно, одним из поводов для утраты права на пониженные тарифы страховых взносов может стать несоблюдение условия об основном виде деятельности в силу того, что доля доходов от такового в том или ином отчетном периоде оказалась меньше 70 процентов в общем объеме выручки. На этот случай в ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ четко прописано: страхователь теряет право на применение пониженных тарифов с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором выявлено подобное несоответствие (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Исходя из этого, получается, что и пересчет страховых взносов в связи с утратой права на применение пониженных тарифов необходимо производить с начала такого отчетного (расчетного) периода. Учитывая же, что отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев, а расчетным периодом - год, а также то, что взносы начисляются нарастающим итогом, речь идет о корректировке их суммы непосредственно с начала года. Собственно говоря, именно к такому выводу пришли специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 15 сентября 2011 г. N 3333-19.

Проще говоря, если в течение первого квартала "упрощенцем" поддерживалась доля доходов от основного вида деятельности на уровне не ниже 70 процентов в общем объеме выручки, но, к примеру, по итогам полугодия таковая все же снизилась и переступила пороговое значение, то с начала года страхователем подлежит применению общеустановленный тариф страховых взносов. В свою очередь, это означает, что сумма страховых взносов за прошедший период подлежит восстановлению и уплате во внебюджетные фонды в установленном порядке. Благо благодаря Закону N 379-ФЗ с 1 января 2012 г. пени в подобной ситуации с плательщика страховых взносов взыскиваться не будут.

Впрочем, нельзя не подчеркнуть, что, как отмечают представители Минздравсоцразвития, в рассматриваемом случае действует и обратное правило. Иными словами, если, к примеру, по итогам 9 месяцев доля доходов от основного вида деятельности "придет в норму", то "упрощенец" вновь обретает право на применение льготных тарифов, причем также с начала года. Пересчет взносов в такой ситуации "спецрежимник" будет осуществлять уже в свою пользу. Образовавшийся же "излишек" ему следует возвращать или засчитывать в счет предстоящих платежей в порядке ст. 26 Закона N 212-ФЗ.

Если упущена УСН

Применение УСН имеет массу ограничений: по количеству работников, по размеру доходов, по величине остаточной стоимости основных средств и НМА и т.д. и т.п. При несоблюдении таковых налогоплательщик считается утратившим право на УСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК).

Очевидно, что в подобной ситуации хозяйствующий субъект автоматически теряет право и на применение пониженных страховых взносов. Однако Законом N 212-ФЗ все эти нюансы никак не регламентированы. Тем самым возникает вопрос: с какого момента страхователь утрачивает право на пониженный тариф страховых взносов? Неужели опять с начала года по аналогии с ситуацией, когда не выполнено условие об основном виде деятельности?

К счастью, для страхователей в данном случае специалисты Минздравсоцразвития решили провести совсем иные аналогии, а именно с положениями Налогового кодекса. Тем самым в Письме от 24 ноября 2011 г. N 5004-19 чиновники указали, что плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, в подобной ситуации страхователю придется пересчитать лишь взносы, уплаченные за последний квартал, а отнюдь не за весь год. При этом, поскольку вернуться на УСН он сможет лишь с начала иного налогового периода, которым на "упрощенке" является год, то никакого "обратного правила" в данном случае нет.

Итак, свершилось. С 2011 г. началось "спасение" бюджета за счет , ЕНВД. Но что делать, жить-то как-то надо...
И вот начинают появляться на удивление наивные вопросы в адрес Минфина России, такие, как обнародованные, например, в Письме Минфина России от 20.01.2011 N 03-11-06/2/06. Отвечать на них финансистам одно удовольствие: ни тебе провокационных моментов, ни указаний на противоречия в законодательстве, ни ссылок на неприятные судебные решения.
Судите сами: общество, применяющее УСН и уплачивающее единый налог с разницы между доходами и расходами , спросило, уменьшают ли сумму единого налога, уплачиваемого при УСН, суммы страховых взносов во внебюджетные фонды , предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Ответ финансистов

Объект налогообложения "доходы минус расходы"

Согласитесь, угадать ответ министерства особого труда не составляет.
Действительно, указанный выше Закон предусматривает обязанность исчислять и уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, в том числе для налогоплательщиков, применяющих УСН.
В то же самое время согласно пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ указанные страховые взносы без ограничений принимаются при расчете налоговой базы для единого налога в качестве расходов.
Однако в соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ указанные расходы учитываются в фактически уплаченном налогоплательщиком размере после их фактической оплаты.

Пример 1 . Общество в I квартале 2011 г. начислило на заработную плату своих сотрудников 291 720 руб. обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.
Однако фактически перечислено было только 250 000 руб.
Именно на эту сумму в том числе можно уменьшить сумму дохода за этот же отчетный период.
Неперечисленную разницу в размере 41 720 руб. можно будет учесть после того, как она будет фактически оплачена.

Объект налогообложения "доходы"

Видимо, в качестве бонуса, финансисты дополнительно разъяснили, как учитываются такие взносы в случае, когда компании (предприниматели), находящиеся на "упрощенке", уплачивают единый налог с суммы доходов.
Такие налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленного (исчисленных) ими за налоговый или отчетный период, на суммы указанных страховых взносов, уплаченных (но только в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
При этом сумма налога или авансовых платежей по налогу не может быть уменьшена более чем на 50%.
Однако позволим себе добавить несколько важных деталей.
Во-первых, по поводу больничных листов.
После того как "упрощенцы" начали уплачивать обязательные страховые взносы в ФСС РФ, они получили право частично оплачивать больничные листы за счет средств этого фонда.
Это, в свою очередь, означает, что сумма единого налога по УСН может быть уменьшена только на суммы фактически выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. Об этом недвусмысленно сказано в Письме Минфина России от 16.09.2010 N 03-11-06/2/146.
Во-вторых, что делать в том случае, если компания начислила обязательные страховые взносы, но не смогла их вовремя перечислить? Что делать с теми суммами, которые будут перечислены позже, но за пределами того периода, к которому относится их начисление?
С одной стороны, так как единый налог исчисляется нарастающим итогом, то рассматриваемые суммы страховых взносов, уплаченные, скажем, во II квартале, но начисленные за I квартал, уже сами по себе входят в состав взносов, начисленных и уплаченных за первое полугодие.
С другой стороны, налогоплательщики, уплатившие страховые взносы за календарный год уже после представления налоговой декларации по УСН за этот год, имеют право представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию.

Пример 2 . Организация в I квартале 2011 г. начислила на выплаты своим сотрудникам страховые взносы в сумме 198 600 руб. Однако фактически перечислено в фонды было только 25 000 руб.
Сумма налогооблагаемого дохода за этот период времени составила 1 200 000 руб. Сумма единого налога равна 72 000 руб. (1 200 000 руб. x 6%).
Таким образом, за I квартал 2011 г. сумму единого налога можно уменьшить только на указанные 25 000 руб.
В первом полугодии 2011 г. нарастающим итогом было начислено обязательных страховых взносов на сумму 412 100 руб. Вся сумма была погашена.
Сумма дохода за первое полугодие 2011 г. равна 2 880 400 руб. Сумма единого налога равна 172 824 руб. (2 880 400 руб. x 6%).
Так как сумма начисленных страховых взносов (412 100 руб.) больше, чем сумма единого налога (172 824 руб.), то сумму единого налога можно уменьшить лишь на 50%, то есть на 86 412 руб. (172 824 руб. x 50%).

Пониженные ставки обязательных страховых взносов

В дополнение к разъяснениям финансистов напомним, что Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ в текст п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ был добавлен пп. 8.
В нем сказано, что организации и предприниматели, применяющие УСН, которые занимаются перечисленными в этом подпункте производственными и социальными видами деятельности (их довольно много, но список закрыт), имеют право на пониженную ставку обязательных страховых взносов :
- в ПФР - 18%;
- в ФСС РФ - 2,9%;
- в ФФОМС - 3,1%;
- в ТФОМС - 2%.
Итого общий размер тарифов составляет 26% процентов вместо стандартных 34% для остальных плательщиков.
Указанная выше деятельность "упрощенцев" должна являться основной, то есть доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по ней не может составлять менее 70% общего объема доходов. Причем при расчете этой процентной доли в общую сумму доходов надо включать не только выручку от реализации товаров, работ и услуг, но и внереализационные доходы. Что же касается порядка уменьшения рассчитанного по указанным ставкам единого налога на сумму уплаченных взносов, то для перечисленных плательщиков он такой же, как описано выше.

Взносы во внебюджетные фонды.

  • - Страховые взносы в ПФ РФ.
  • А) С фонда заработной платы наемных работников в Пенсионный Фонд ежемесячно отчисляется 14%.

ССГ= МРОТ (минимальный размер оплаты труда Х 12 (количество месяцев в году)

Страховой взнос ИП в ПФ РФ = ССГ Х 20%

Страховые взносы в ФСС, ФФОМС, ТФОМС.

А) В 2010 году ставка страховых взносов в ФСС, ФФОМС, ТФОМС с фонда заработной платы равна 0%, то есть взносы не перечисляются.

С 1 января 2011 года ставка страховых взносов увеличивается до 26% - в ПФ РФ, 2,9% - в ФСС РФ, 2,1% - в ФФОМС, 3% - в ТФОМС.

Отчетность при упрощенной системе налогообложения.

Налоговая декларация по УСН подается один раз по окончанию календарного года. Организации подают не позднее 31 марта.

Отчетность по страховым взносам с фонда заработной платы предоставляется в соответствующий фонд ежеквартально. В ПФ РФ и ФФОМС - не позднее первого числа месяца, являющегося вторым месяцем по отношению к отчетному (за январь подается не позднее 1 марта). В ФСС - до пятнадцатого числа месяца, который следует за отчетным (за январь - не позднее 15 февраля).

Преимущество и недостаток УСНО 6%.

Основным преимуществом УСНО 6% является низкая налоговая ставка и отсутствие обременительного бухгалтерского учета, который осуществляется посредством заполнения Книги учета доходов и расходов. Возможность уменьшить налог (не более чем на 50%) на сумму перечисленных страховых взносов, ежегодная налоговая отчетность, отсутствие налога на имущество так же выгодно отличают УСНО 6% от других систем налогообложения.

Недостатком УСН 6% является учет всего денежного оборота (без расходов) при определении суммы налога. Именно поэтому УСНО 6% применяют в основном организации, оказывающие услуги и выполняющие работы. Нередко организации с УСНО создаются с целью перевода на них дорогостоящего имущества.

Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСНО) ориентирован на субъекты малого предпринимательства, к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие критериям, установленным пунктом 1 ст.3. Данный режим является льготным, так как указанные выше субъекты предпринимательства, применяющий данный режим налогообложения, наделяются некоторым преимуществом по сравнению с налогоплательщиками применяющие общий режим. Одна из льгот заключается в том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО освобождаются от ведения бухгалтерского учета, за исключением объектов основных средств и нематериальных активов, что позволяет отказаться от трудоемкой работы по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, и тем самым сократить расходы на квалифицированный труд бухгалтера и организацию бухгалтерского учета. Одним из параметров, наиболее полно характеризующим экономическую выгоду от перехода на УСНО является налоговое бремя. Целью введения УСНО является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

В нашем государстве финансовые ресурсы, которые привлекаются специально для общественных нужд, перераспределяются внебюджетными фондами. Такие организации являются одной из составляющих общественной финансовой системы и пополняются за счет налогов, сборов, займов и бюджетных средств. Каковы же размеры отчислений в эти фонды в текущем году?

Функциональные особенности внебюджетных фондов

Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права россиян.

Государственные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства.

К функциям государственных внебюджетных фондов относят:

  • влияние на производительность госпредприятий (например, с помощью кредитования или субсидирования);
  • обеспечение мероприятий по защите и охране окружающей среды;
  • оказание социальной финансовой поддержки для всех слоев населения нашего государства;
  • предоставление денежных займов для иностранных государств.

Следует учитывать, что фондовая система отличается гибкостью управления своими денежными ресурсами и эффективностью их использования.

Государственные внебюджетные фонды и их группы

Все внебюджетные фонды можно разделить на несколько групп, имеющие определенное назначение:

  1. Целевое:
    • экономические (для урегулирования процессов, связанных с хозяйственными государственными службами, предоставления субсидий и кредитов частным, а также государственным компаниям);
    • социальные (для оказания помощи различным социальным слоям населения нашей страны);
    • научно-исследовательские (помогают в финансировании всяческих исследований в области науки);
    • кредитные (для формирования ресурсов, которые государство использует в качестве возврата задолженностей и уплаты процентов).
  2. Управленческое:
    • общегосударственные;
    • региональные.

Обязательные отчисления, которые производят работодатели из начисленной заработной платы работника, идут в социальные страховые фонды. Именно такие организации относят к внебюджетным. В России работает три таких внебюджетных фонда социальной направленности. Рассмотрим каждый более подробно.

  1. ПФР – Пенсионный фонд России, который формируется благодаря:
    • страховым взносам (от работодателей, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных категорий работающих россиян);
    • отчислениям из Госфонда занятости (в виде возмещения назначения досрочных пенсий, предназначенных для безработных россиян);
    • взносам на добровольной основе от юридических и физических лиц и другим денежным поступлениям. Эти деньги, накапливающиеся в этом финансовом резерве, предназначаются для выплат, в первую очередь государственных пенсий.
  2. ФСС – Фонд социального страхования, регулярно пополняется за счет отчисления, предусмотренного законодательством нашего государства:
    • страховых взносов (от работодателей, простых граждан, индивидуальных предпринимателей и т. д.);
    • доходов от инвестиций некоторой части финансов фондовых средств (например, вложение их в ценные бумаги, вклады);
    • ассигнований из государственного бюджета федерального уровня для покрытия льготных расходов (для пострадавших россиян в результате аварий или катастроф, типа чернобыльской);
    • сумм штрафов и т. д.

При этом их денежных средств фонда оплачиваются:

  • пособия, официально назначенные при временной нетрудоспособности (больничные, декретные);
  • дополнительные выходные дни, используемые для ухода за ребенком-инвалидом;
  • средства на оплату санаторно-курортного лечения, путевок в детские лагеря с целью оздоровления;
  • содержание детских спортивных школ (аренда помещений, заработная плата тренерам и подобное);
  • расходы на проведение разъяснительной работы среди местного населения.

Это специализированная структурированная организация, представляющая собой часть государственной системы, созданной специально для защиты граждан нашего государства. Федеральное законодательство предусматривает все нюансы, связанные с деятельностью этого внебюджетного фонда, и дает определенные гарантии в выплате всех предусмотренных пособий.

  1. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, специально создан для денежного обеспечения всех проблем, касающихся медицинского обслуживания населения. Благодаря федеральным законам и нормативным актам, любой россиянин имеет возможность получить не только медицинскую помощь, но и медикаментозную. Источниками поступления денежных средств в ФОМС являются:
    • налоговые отчисления;
    • средства из федерального бюджета (закон «О федеральном бюджете»);
    • различные выплаты в виде штрафных санкций, пеней, недоимок и т. д.

Все денежные средства, накапливаемые здесь, предназначаются для:

  • неработающего населения, в том числе и детей;
  • реализации запланированных обязательных страховых мероприятий;
  • обеспечения медикаментами определенных категорий российских граждан.

Этот фонд следит за рациональным и эффективным использованием денежных вложений россиян в систему обязательного медицинского страхования.

Эти внебюджетные фонды специалисты относят к федеральной собственности, потому что они выполняют ряд задач, касающихся социальной защиты населения, его благосостояния, сохранения здоровья и оказания ряда определенных услуг. Они имеют свою отчетность, которую представляют в обязательном порядке на рассмотрение и утверждение правительством нашей страны. При этом все денежные операции контролируются специально назначенным органом – Федеральным казначейством.

Отчисления и ставки в 2019 году во внебюджетные фонды

Производить все плановые отчисления во внебюджетные государственные фонды должен только работодатель, а не сам работник. Процедура такого отчисления заключается в следующем: бухгалтер организации (компании, фирмы, предприятия) при проведении расчета зарплаты отдельно взятого рабочего, пользуясь официально утвержденными тарифными ставками, высчитывает необходимую сумму и перечисляет деньги в каждый из них.

В текущем 2019 году действуют такие тарифные ставки для работающих граждан нашего государства:

  1. Для ПФР – 22% (при зарплате больше 800 тысяч рублей – 10%), выплачивается в виде одного платежа, который не разбивается на какие-либо структурные части (как было раньше – страховую и накопительную). Предусмотрен срок оплаты – до 15 числа каждого месяца.
  2. Для соцстраха – 2,9% (при заработной плате до 723 тысяч рублей свыше этой суммы отчисления в этот фонд не производятся), также является одной из ежемесячных выплат, со сроком до 15 числа каждого месяца.
  3. Для медицинского страхования – 5,1% (здесь федеральное законодательство ограничений не предусматривает), хотя некоторые работодатели могут воспользоваться пониженными тарифами, которые устанавливает Федеральный закон в определенных случаях.

Пониженные тарифные ставки во внебюджетные фонды

Некоторые российские ИП, пользующиеся УСН (упрощенной системой налогообложения), могут совершать обязательные выплаты во внебюджетные фонды по страховым пониженным тарифным ставкам. В эту категорию попадают такие сферы производственной деятельности:

  • пищевая продукция;
  • швейные и текстильные товары;
  • изделия из дерева;
  • готовые металлические изделия, в том числе различные виды машин и оборудование к ним;
  • образовательные услуги;
  • обработка вторсырья;
  • строительство;
  • мебельное производство;
  • область здравоохранения и услуги, предоставляемые в этой сфере;
  • спортивная деятельность и т. д.

С полным списком налогоплательщиков, имеющих право на пониженные тарифные ставки выплат во внебюджетные фонды, можно ознакомиться в 58-й статье Федерального закона или пройдя по ссылке http://rabotniks.ru/wp-content/uploads/2015/12/Пониженные-тарифы.jpg.

Эти тарифы предусматривают выплату обязательных отчислений только в Пенсионный внебюджетный фонд в виде 20% от начисленной заработной платы. А отчисления в остальные два фонда (соцстраха и медицинского страхования) не производятся вообще.

Упрощенная система налогообложения была введена с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. Применять ее могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете). Поэтому бухгалтеру такой организации не придется составлять ни промежуточную, ни годовую бухгалтерскую отчетность.

Однако, несмотря на такую привилегию, необходимо учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).

Это значит, что при учете основных средств следует выполнять требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), и Методических рекомендаций по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Учет нематериальных активов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н (далее – ПБУ 14/2000).

Кроме того, необходимо составлять первичные документы, а также учитывать эти объекты и вести бухгалтерские регистры по учету основных средств и нематериальных активов.

Вести бухгалтерский учет АО и ООО должны в обязательном порядке

Акционерные общества (АО)

Нормы законодательства об акционерных обществах (ст. 97 ГК РФ, ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон № 208-ФЗ) обязывают акционерное общество:

– ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылей и убытков.

Годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров (п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Закона № 208-ФЗ).

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и акционерного законодательства следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об акционерных обществах является специальным.

Поэтому в случае противоречия между ст. 4 Закона о бухгалтерском учете и положениями ГК РФ, Закона № 208-ФЗ следует применять положения ГК РФ и Закона № 208-ФЗ.

Следовательно, акционерные общества, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом говорится в письмах Минфина России от 02.09.2008 № 03-11-04/2/131, от 22.09.2008 № 07-05-06/203, от 15.10.2009 № 03-11-09/349.

Вопросом о ведении акционерными обществами – «упрощенцами» бухгалтерского учета поднимался на самом высоком уровне. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.06.2006 № 319-0 разъяснил, что акционерные общества должны в любом случае вести бухгалтерский учет.

Судьи рассмотрели иск участника акционерного общества, который жаловался, что без бухгалтерского учета он не может получить достоверную информацию о деятельности общества, и Конституционный Суд РФ согласился с гражданином.

Действительно, акционеры имеют полное право знакомиться с хозяйственной деятельностью общества, данные о которой содержатся в бухгалтерских регистрах (п. 1 ст. 91 Закона № 208-ФЗ).

Кроме того, при проведении общего собрания акционеров годовая бухгалтерская отчетность является основным документом, который предоставляется участникам общества (п. 3 ст. 52 Закона № 208-ФЗ). Все остальные документы, доступ к которым имеют акционеры, перечислены в п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ.

Если акционерное общество является открытым, оно должно предоставлять в публичный доступ свою годовую бухгалтерскую отчетность.

Закрытые акционерные общества также не освобождаются от этой обязанности в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ).

В итоге можно сделать вывод, что акционерные общества никак не могут обойтись без ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке. В противном случае нарушается слишком много положений законодательства об акционерных обществах.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон № 14-ФЗ) обязывают общество с ограниченной ответственностью:

– вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность;

– утверждать распределение прибылей и убытков.

Прежде всего, без данных бухгалтерской отчетности невозможно увеличить уставный капитал общества (ст. 18 Закона № 14-ФЗ).

Затем, когда общество выплачивает своему участнику действительную стоимость его доли, без бухгалтерских документов тоже не обойтись (ст. 23, 26 Закона № 14-ФЗ).

При расчете доли участника в уставном капитале общества также надо пользоваться бухгалтерской отчетностью (ст. 25 Закона № 14-ФЗ).

Кроме того, утверждение годовых бухгалтерских балансов – одна из основных задач, решаемых на общем собрании участников общества (ст. 33 Закона № 14-ФЗ). И это еще далеко не полный список ситуаций, в которых хозяйственным обществам в форме ООО необходимо вести бухгалтерский учет.

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ).

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об обществах с ограниченной ответственностью следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об обществах с ограниченной ответственностью является специальным.

Поэтому в случае наличия противоречий между Законом о бухгалтерском учете и положениями ГК РФ, Закона № 14-ФЗ следует применять положения ГК РФ и Закона № 14-ФЗ.

Следовательно, общества с ограниченной ответственностью, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом говорится в письмах Минфина России от 19.09.2008 № 03-11-04/2/142, от 13.04.2009 № 07-05-08/156, от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67, от 29.10.2009 № 03-11-06/3/257.

Унитарные предприятия

Вести бухгалтерский учет должны не только хозяйственные общества, но и унитарные предприятия. Бухгалтерскую отчетность они обязаны представлять уполномоченному органу собственника имущества, закрепленного за ними (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

На основании данных бухгалтерской отчетности обязательно оценивается стоимость чистых активов унитарного предприятия на конец финансового года (п. 2 ст. 15 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, отчетность унитарного предприятия является публичной (ст. 27 Закона № 161-ФЗ).

Заметим, что ранее суды зачастую принимали решения исходя из признания права налогоплательщиков, применяющих УСН, не вести бухгалтерский учет.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа отказался признать сделку недействительной, указав следующее: поскольку не представлены данные бухгалтерской отчетности за требуемый период, нет возможности признать совершенную сделку крупной (см. постановление от 18.12.2003 № Ф04/6482-1902/А46-2003).

ФАС Северо-Западного округа также счел недоказанным утверждение о том, что оспариваемая сделка являлась крупной и при ее заключении требовалось решение общего собрания. Суд указал: надлежащих документов в подтверждение того факта, что балансовая стоимость не завершенного строительством здания ангара превышает 25% балансовой стоимости активов организации, представлено не было (см. постановление от 16.06.2006 № А26-2584/2005-11).

Представляется, что после того, как Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою позицию, факт использования обществом УСН не должен влиять на возможность признания сделки недействительной в судебном порядке.

Один вид деятельности переведен на уплату ЕНВД

С 1 января 2004 г. утратил силу подп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). Он содержал норму, согласно которой организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), не имели права применять упрощенную систему налогообложения.

Следовательно, с 1 января 2004 г. организации могут совмещать два специальных режима налогообложения. Это значит, что если по одному виду деятельности организация переведена на уплату ЕНВД, то она вправе перейти на УСН и уплачивать единый налог по всем остальным видам деятельности.

Организации, переведенные на уплату ЕНВД по одному из видов деятельности, продолжают вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. В связи с этим возникает вопрос: в каком объеме должна вести бухгалтерский учет организация, которая совмещает УСН с уплатой ЕНВД?

По данному вопросу существуют две противоположные точки зрения.

Первая – это официальная позиция Минфина России, которая заключается в следующем. Организации, применяющие по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухгалтерского учета, должны вести бухгалтерский учет, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации (письма Минфина России от 13.02.2009 № 03-11-09/51, от 21.05.2008 № 03-11-04/251).

Бухгалтерскую отчетность фирмы, совмещающие ЕНВД и «упрощенку», должны сдавать в налоговые инспекции. Об этом сказано в письмах Минфина России от 26.03.2004 № 04-02-03/69, от 29.10.2004 № 03-06-05-04/40, от 16.12.2005 № 03-11-04/2/156, от 10.10.2006 № 03-11-04/2/203, от 19.03.2008 № 03-11-04/3/70.

Главой 26.3 HK РФ установлено, что при осуществлении одновременно нескольких видов деятельности, один из которых подпадает под ЕНВД, организация обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 HK РФ).

Для расчета единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ведение раздельного учета в бухгалтерском учете не имеет никакого значения. Дело в том, что в бухгалтерском учете доходы и расходы организации отражаются методом начисления, а в книге учета доходов и расходов – кассовым методом. Даже если бухгалтер организует в регистрах бухгалтерского учета раздельный учет операций по разным видам деятельности, то просто перенести эти данные в книгу учета доходов и расходов он не сможет, так как ему придется выяснять, какие доходы и расходы уже оплачены, а какие еще нет.

Информацию, которая будет отражена в бухгалтерском учете отдельно по каждому виду деятельности, можно использовать только для составления бухгалтерской отчетности, в частности для заполнения отчета о прибылях и убытках.

Чтобы определить финансовые результаты по каждому виду деятельности, к субсчетам счета 90 «Продажи» можно ввести дополнительный уровень субсчетов, например:

– 1-1 «Выручка от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

– 1-2 «Выручка от прочих видов деятельности»;

– 2-1 «Себестоимость продаж по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

– 2-2 «Себестоимость продаж по прочим видам деятельности» и т.д.

Общехозяйственные расходы организация может не распределять по отдельным видам деятельности. В конце отчетного периода бухгалтер полностью спишет эти расходы на счет 90 «Продажи», а в отчете о прибылях и убытках отразит по строке «Управленческие расходы».

Некоторые специалисты в области бухгалтерского учета и налогообложения придерживаются другой точки зрения, согласно которой организация, применяющая в отношении разных видов деятельности два специальных налоговых режима, освобождается от ведения бухгалтерского учета в целом. Поэтому она может вести бухгалтерский учет только в отношении тех видов деятельности, по которым она уплачивает ЕНВД.

Заметим, что организовать такой учет довольно сложно, так как одни и те же основные средства могут использоваться в двух видах деятельности. Кроме того, возникает вопрос о порядке отражения в данной ситуации общехозяйственных расходов.

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, и налога на имущество. Вместо этих налогов они перечисляют в бюджет единый налог.

В то же время те налоги, от которых организации, применяющие УСН, не освобождены, – государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т.д. – они должны рассчитывать и уплачивать в установленном порядке.

Взносы во внебюджетные фонды

До 2010 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от уплаты ECH. В то же время они были обязаны начислять и уплачивать пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

С 1 января 2010 г. организации, применяющие УСН, являются плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Базой для начисления страховых взносов являются выплаты сотрудникам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

В течение расчетного периода «упрощенец» должен перечислять страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Срок уплаты – не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

По окончании каждого квартала организации представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам:

– в Пенсионный фонд РФ – до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

– в Фонд социального страхования РФ – до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В 2010 г. организация должна представить в отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации сведения по персонифицированному учету:

Единый налог

Для ведения налогового учета организациям, применяющим УСН, не нужно разрабатывать специальные регистры и рассчитывать налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 HK РФ). Налоговый учет эти организации ведут в книге учета доходов и расходов. На основании ее итоговых данных бухгалтер ежемесячно рассчитывает сумму единого налога, которая подлежит уплате в бюджет.

Упрощенная система налогообложения позволяет платить единый налог либо со всей суммы полученных доходов, либо с суммы доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 HK РФ).

Организации (предпринимателю), чтобы перейти на «упрощенку», нужно выбрать объект налогообложения и указать его в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Исключением из этого правила являются налогоплательщики, которые являются участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Указанные лица в качестве объекта налогообложения могут использовать только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если организация, применяющая в качестве объекта налогообложения доходы, в течение года стала участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, то она утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором это событие произошло. Это установлено п. 4 ст. 346.13 HK РФ.

Меняем объект налогообложения до применения УСН

Выбрать объект налогообложения при «упрощенке» – сложно. Вполне возможно, что организация (индивидуальный предприниматель) захочет поменять его уже после того, как представит в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, объект налогообложения могут изменить те налогоплательщики, которые уже подали заявление о переходе на УСН, но фактически еще не начали применять этот специальный режим налогообложения.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, указанным налогоплательщикам необходимо до 20 декабря текущего года уведомить о своем решении налоговые органы.

Налоговым законодательством не предусмотрена типовая форма уведомления, которое следует заполнять в таких случаях. Поэтому организация может составить его в произвольной форме.

Порядок изменения объекта налогообложения в период применения УСН

Согласно ранее действовавшему правилу объект налогообложения налогоплательщик не мог менять в течение трех лет с начала применения УСН.

С 1 января 2009 г. объект налогообложения можно изменять ежегодно. Такая поправка в п. 2 ст. 346.14 НК РФ была внесена Федеральным законом от 24.11.2008 № 208-ФЗ.

Изменение объекта налогообложения после преобразования

Преобразование (смена организационно-правовой формы) является одной из форм реорганизации юридического лица. В ходе преобразования прежнее юридическое лицо прекращает свое существование. В то же время возникает новое юридическое лицо, к которому переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Вновь возникшее юридическое лицо может перейти на УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Но только при условии соблюдения положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Для этого необходимо подать в налоговые органы заявление о переходе на УСН и указать в нем выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

При уплате налогов правопреемник (преобразованная компания) пользуется всеми правами и исполняет все обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 50 НК РФ).

Предположим, что организация до преобразования использовала УСН. В этом случае ее правопреемник (вновь возникшее юридическое лицо) при уплате единого налога должен использовать тот же объект налогообложения (письма Минфина России от 20.01.2006 № 03-11-04/2/10, Управления МНС России по г. Москве от 29.03.2004 № 21-09/21079).

Поэтому организация, возникшая в результате преобразования, может сменить объект налогообложения через год после того, как реорганизованная компания впервые стала применять упрощенку.

Сроки уведомления налоговых органов о смене объекта налогообложения

Чтобы изменить объект налогообложения, налогоплательщик должен подать в налоговый орган уведомление о переходе на иной объект налогообложения. Сделать это следует до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. Изменить объект налогообложения в течение налогового периода нельзя.

Действия налоговых органов при смене объекта налогообложения

Должны ли налоговые органы выдавать новое уведомление о возможности применения УСН после получения от налогоплательщика уведомления об изменении объекта налогообложения?

Прямого ответа на этот вопрос в главе 26.2 НК РФ нет. Однако работники налоговых органов в своих интервью высказывают следующее мнение. Получив от налогоплательщика уведомление об изменении объекта налогообложения, налоговые органы обязаны выдать новое уведомление о возможности применения УСН с новым объектом налогообложения.

На старом уведомлении налоговые органы сделают отметку о том, что оно недействительно, и укажут дату, с которой уведомление перестало действовать.

Ставки единого налога

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (табл. 1).


Таблица 1

Ставки единого налога, установленные законами субъектов РФ


Налог на доходы физических лиц

С выплат в пользу работников организации, применяющие УСН, обязаны удерживать и перечислять в бюджет:

– налог на доходы физических лиц;

– взносы на обязательное пенсионное страхование;

– взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В течение года бухгалтер организации ведет учет начисленных доходов и НДФЛ каждого сотрудника, а также любого гражданина, которому был выплачен доход, в налоговой карточке (форма № 1-НДФЛ).

До 1 апреля года, следующего за отчетным, в налоговую инспекцию необходимо сдать сведения о доходах, выплаченных за отчетный год, а также о суммах удержанного НДФЛ. Указанные сведения в виде формы № 2-НДФЛ представляются в отношении каждого физического лица, получившего от организации доходы.

Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации

Организации, перешедшие на УСН, не уплачивают ЕСН, но они являются страхователями по обязательному социальному страхованию. За счет средств ФСС России они могут выплачивать своим работникам:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– пособие при усыновлении ребенка;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– социальное пособие на погребение.

Кроме того, указанные организации должны ежемесячно уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Налог на добавленную стоимость

Организации, применяющие УСН, не должны составлять счета-фактуры, вести журналы учета выданных и полученных счетов-фактур, а также заполнять книгу покупок и книгу продаж, так как они освобождены от уплаты НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ (письмо Минфина России от 05.10.2007 № 03-11-05/238).

В то же время эти организации обязаны:

– платить НДС на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации,

– выполнять функции налогового агента по НДС.

– приобретает товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

– реализует на территории Российской Федерации конфискованное имущество, бесхозные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;

– арендует федеральное, муниципальное или имущество субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2006 обязанности налогового агента должны выполнять и те организации (предприниматели), которые реализуют товары иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах на основании договоров поручения, комиссии или агентского договора.

Это положение действует, когда по условиям заключенных договоров российские посредники участвуют в расчетах. То есть они должны получить выручку от реализации товаров на свой расчетный счет или в кассу, а затем рассчитаться с иностранной компанией.

Такое изменение было внесено в п. 2 ст. 161 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

При удержании НДС составляется счет-фактура в одном экземпляре, а по окончании отчетного периода в 20-дневный срок в налоговый орган представляется декларация по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Налог на прибыль

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль. Тем не менее в некоторых случаях они обязаны составлять отчетность по налогу на прибыль.

Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять следующие организации:

Выплачивающие дивиденды в пользу других российских организаций – плательщиков налога на прибыль (п. 2 ст. 275 НК РФ);

Выплачивающие доходы иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 310 НК РФ).

С 01.01.2005 налог рассчитывается по ставке 9%. Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации, облагаются налогом на прибыль по ставке 15%.

Начиная с 01.01.2008 в отношении дивидендов, которые получают российские организации, применяется нулевая ставка налога на прибыль. Она будет действовать только при выполнении на день принятия решения о выплате дивидендов определенных условий.

Во-первых, организации, получающей дивиденды, принадлежат на праве собственности не менее 50% вкладов (долей) в уставном (складочном) капитале организации, выплачивающей дивиденды.

Во-вторых, непрерывный период владения такой долей в уставном капитале составляет не менее 365 календарных дней.

В-третьих, стоимость доли в уставном капитале составляет не менее 500 млн руб.

Все прочие дивиденды, полученные российскими организациями как от российских, так и от иностранных организаций, будут облагаться по ставке 9% (табл. 2). Такие изменения внесены в подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ Законом № 76-ФЗ.


Таблица 2

Ставки налога на прибыль по доходам от участия в деятельности других организаций в виде дивидендов, выплаченных после 1 января 2008 г.



Сумма налога на прибыль, которая приходится на каждого получателя дивидендов, рассчитывается исходя из общей суммы налога на прибыль и его доли в общей сумме дивидендов.

Налог с доходов иностранных организаций следует удерживать при каждой выплате доходов.

Ставки налога, по которым облагаются доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, установлены в ст. 284 НК РФ:

10% – по доходам от использования, содержания и сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

15% – по дивидендам, полученным от российских организаций;

20% – по всем остальным доходам, не связанным с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации.

Налог нужно перечислить в бюджет в течение трех дней с момента выплаты дохода иностранной организации (письмо МНС России от 26.06.2002 № 23-1-13/34-1005-Ю274).

Сумма налога уплачивается в федеральный бюджет в той валюте, в которой был выплачен доход, или в рублях по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в части доходов в виде дивидендов являются плательщиками налога на прибыль организаций. Следовательно, по окончании каждого отчетного периода, в котором организация – «упрощенец» выплачивала дивиденды, она должна представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Об этом говорится в письме Минфина России от от 23.09.2009 № 03-11-06/2/197).

2.3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ВЕДЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

При применении упрощенной системы налогообложения организации обязаны представлять статистическую отчетность. Порядок ее представления установлен Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 № 154.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.

Наличные денежные средства могут храниться в кассе организации только в пределах лимита остатка денежных средств, который установлен обслуживающим банком.

Это значит, что в начале года необходимо установить лимит кассы. Для этого необходимо заполнить и представить в банк расчет (форма № 0408020, которая приведена в приложении № 1 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П).

Если это не сделать, то лимит кассы будет равен нулю. А это значит, что никакого остатка в кассе быть не должно. За образование сверхлимитного остатка организация будет оштрафована согласно ст. 15.1 КоАП РФ.

Принимать наличные деньги от населения или от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги организация (предприниматель), которая использует упрощенную систему налогообложения, может только с применением контрольно-кассовой техники.

То есть в момент оплаты товара наличными денежными средствами организация (предприниматель) должна выдать покупателю кассовый чек, отпечатанный на ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

По каждому контрольно-кассовому аппарату необходимо вести журнал кассира-операциониста.

Кроме того, бухгалтер должен иметь в виду, что наличные расчеты между организациями не должны превышать 60 000 руб. (указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У). Ответственность за нарушение установленного лимита наличных расчетов возлагается на покупателя, т.е. на ту организацию, которая вносит наличные деньги в кассу организации-продавца (п. 5 письма Банка России от 16.03.1995 № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью»).