Экономические системы и их модели. Современные модели экономических систем. Социально ориентированная смешанная экономика
Понятие моделей экономических систем
Для каждой системы характерно наличие определенных моделей по организации хозяйства. Модели большинства стран различаются. Это связано с особенностями развития стран, с историческим прошлым, социальным и национальным уровнем.
Определение 1
Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Современные модели экономических систем
К основным моделям экономических систем относятся:
- американская,
- шведская,
- японская,
- российская переходная экономика,
- западноевропейская,
- южнокорейская.
Американская модель основывается на поощрении предпринимательской деятельности. Для малообеспеченных слоев населения предоставляются льготы и пособия. Данной модели характерна высокая степень производительности труда. Массовость настроена на достижение личностного успеха, а проблема социального неравенства не стоит вообще. Основным недостатком данной модели является низкая поддержка социальных программ.
Западноевропейская модель начала формироваться при становлении демократической власти. Данной модели характерны высокие позиции в государственном секторе. Особое внимание уделяется инфраструктуре и добывающей промышленности. Государственное регулирование разветвленное и направлено на планирование, государством выделяется значительное количество ресурсов на программы социального и экономического развития.
Шведская модель характерна социальной направленностью. Программа государства в данной модели ориентирована на снижение классового неравенства. Государство путем перераспределения доходов обеспечивает слабозащищенные слои населения. Уровень налогообложения по сравнению с другими моделями достаточно высок, но при этом достигается благосостояние всех слоев населения и развитие инфраструктуры.
Японская модель отличается различием между развитием населения и производительностью труда. За счет этого вырастает конкуренция и снижается себестоимость продукции. Данная модель характерна для высокоразвитого национального самосознания, другими словами, население готово идти на некоторые жертвы для обеспечения блага страны. Государство активно участвует в модернизации экономики начиная от начальных стадий развития.
Южнокорейская модель схожа с японской моделью, так в этих двух странах государство принимает активное участие в развитии экономики. Государственным приоритетом является продвижение товаров на мировом рынке и создание имиджа страны. Отличие японской модели от южнокорейской в том, что первые лучше приспособлены к мировым кризисам.
После начала перехода экономики России с административно-командной системы на рыночные отношения формируется модель российской переходной экономики, направленная на эффективную рыночную экономику с социальной направленностью. На данном этапе переход к рыночной экономики стал для государства неблагоприятным. Это связано с тем, что экономика в стране огосударствленна, присутствует теневой сектор экономики, у промышленности и сельского хозяйства слабая конкурентособность. Для того, чтобы переход экономики России к рыночной экономике был благоприятным, необходима конкурентная среда, развитие частного предпринимательства, эффективная социальная защита, надежность и защита государством прав собственности.
Замечание 1
В настоящее время поддержка получила ориентацию на импортозамещение (в связи с обострением международных конфликтов).
Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной экономической системы характерными были советская, китайская, югославская и другие модели. Современной капиталистической системе также присущи различные модели.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
Рассмотрим наиболее известные национальные модели экономических систем. Из них наиболее ярко выражающейся DII Ценностью командно-административной системы является китайская модель.
Китайская модель связана с реформированием сельского хозяйства - переходом от «народных коммун» к системе семейного подряда. Этот процесс завершился к концу 1984 г. Выли образованы семейные крестьянские хозяйства на земле, переданной им в пользование на 15-20 лет, а кое-где до 30 лет. Из произведенной продукции часть сдают государству по договорам, часть - в счет налогов, часть - в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию используют по своему усмотрению.
В современных условиях происходит объединение мелких семейных крестьянских хозяйств в более крупные. Это продиктовано конкурентной борьбой. Возникают различные формы кооперации в сфере обращения и производства, земля концентрируется в руках сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.
После аграрной реформы с 1984 г. началась реформа в городах. Внедряется «смешанная модель». Наряду с государственным регулированием существует рыночный механизм регулирования экономики. При этом основной формой собственности является общественная на важнейшие средства производства и осуществляется централизованное планирование на макроуровне. Рыночное регулирование в основном используется на микроуровне. Особое внимание уделяется сочетанию интересов государства, предприятия и отдельного работника. Практикуется сдача предприятий в подряд коллективам и отдельным лицам, а также свободная продажа акций предприятий. Сегодня на долю госсектора приходится 56, коллективных предприятий - 36 и на долю частных - 5% выпуска промышленной продукции. В последнее время в Китае, как отмечают ученые-востоковеды, наблюдается самый высокий в мире прирост промышленного производства.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения, создания малообеспеченным группам приемлемого уровня жизни за счет частичных льгот и пособий. Имеется большое различие в уровне заработной платы среди категорий работников. Не ставится задача социального равенства среди населения. Относительно малый удельный вес государственной собственности. Так, сегодня доля государственной собственности в акционерном капитале в США составляет 10, в ФРГ - 18, в Англии - 24, во Франции - 34, в Италии - 38%.
Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Роль государства в экономике минимальна, но его воздействие направлено на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. Государство определяет стратегию развития образования, социального обеспечения малоимущих и незанятых, регулирует бизнес. Безусловно, большую роль в решении экономических проблем играет рынок.
Японская модель предполагает высокую степень государственного регулирования экономики и активное развитие частного сектора, небольшой объем государственного предпринимательства. Государство стимулирует развитие среднего и малого бизнеса, на который приходится 80,6 % всех занятых в экономике. Проводится жесткая антимонопольная политика. Государство сильно вмешивается в экономику. Разрабатываются долгосрочные и среднесрочные планы. При этом планы не носят директивного характера, а являются государственными программами, имеющими рекомендательный характер. Государство ведет борьбу против социального неравенства, хотя препятствий имущественному расслоению не ставится. Главный критерий японской модели - это высокие темпы экономического роста. При этом уровень жизни населения относительно высок. Так, продолжительность жизни у мужчин составляет 75,5 года, а женщин - 81,8. Уровень заработной платы отстает от роста производительности труда, За счет этой разницы достигаются снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при высоком уровне развития национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Япония не имеет собственных сырьевых и энергетических ресурсов, но за короткий период времени из федеральной страны превратилась в мощную индустриальную державу. Произошло так называемое «японское чудо», заключающееся в том, что Япония сразу после войны 1947 г. провела (земельную реформу. Были ликвидированы крупнейшие монополии. Земля перешла к мелким фермерам, повысилась эффективность сельскохозяйственного производства, снизились цены на продукты, появилась конкуренция, возросла отдача от зарубежных ресурсов. Был сделан главный выбор -развивать научно-технический потенциал и наукоемкие отрасли, производить высокую технологию и заниматься экспортом продукции. Все это в условиях отсутствия собственных ресурсов.
В системе управления производством в Японии лежат три постулата:
1) пожизненный наем работников;
2) установление заработной платы и карьеры в зависимости от срока работы на предприятии и возраста;
3) создание профсоюзов не по отраслевому признаку, а непосредственно на фирмах.
Такая модель незамедлительно дала положительные результаты: Япония производит сейчас 14% мирового ВНП и 12% промышленной продукции. Страна не имеет внешних долгов, уровни инфляции и безработицы самые низкие из всех стран мира.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, активным участием государства в обеспечении экономической стабильности в обществе. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов в 90-х гг. составила 70% ВВП, половина из них направлена на социальные нужды. При этом обеспечиваются социальная справедливость, коллективизм, почти нет безработицы, нет разницы в доходах населения, высокий уровень жизни населения. До 90% производства функционирует в частных фирмах. Однако государство вмешивается в экономику ради обеспечения высокого уровня жизни населения (включая занятость, образование, здравоохранение, транспорт и т.д.). Естественно, все это достигается высокой нормой налогообложения, но при этом права товаропроизводителей не ущемлены. Рост ставок налогообложения связан с эффективностью конкретного производства.
Немецкая модель близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социально-рыночной экономики является Людвиг Эрхард. Отличительными особенностями немецкой модели являются: сильное государственное влияние на экономику; бесплатная медицина и образование; планирование (таргетирование с 70-х гг.) основных макроэкономических показателей; полная автономия Центрального банка, как и в Японии; различие в заработной плате, как и в японской модели, незначительное.
Французская модель не имеет ярких особенностей. Она занимает среднее положение между американской и немецкой моделями. Индикативное планирование и государственное предпринимательство играют ведущую роль в экономике.
В последние столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная.
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках экономического субъекта на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается на основе традиционно сложившихся форм и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики .
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность -- активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая) господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы, в ряде азиатских государств и других странах мира. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.
Кроме существующих обширных систем, в каждой из них существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Выделяют четыре модели экономики:
- Традиционная система основана на распределении всех благ с учетом классовой принадлежности. Старые обычаи и традиции с преобладанием ручного труда, который характеризуется примитивной обработкой земли, продолжают использоваться в слаборазвитых странах.
- Командная или административная модель базируется на государственной собственности и контроле результатов использования материальных ресурсов. Все решения, касающиеся производства, распределения или потребления, принимает государственная власть. Ярким примером командной модели является коммунистический строй в СССР.
- Капиталистическая или рыночная модель опирается на личные интересы. Ее часто называют капитализмом свободной конкуренции или чистым капитализмом. Характерная черта модели — невмешательство правительства в экономику. Все ресурсы и результаты деятельности считаются частной собственностью.
- Смешанная модель предполагает взаимодействие государственного влияния с экономической свободой предпринимателей. Производители и работающее население имеют возможность самостоятельно выбрать сферу деятельности и компанию для трудоустройства.
Национальные экономические модели
Каждая система имеет свои характерные особенности организации хозяйства, связанные с национальными различиями. Они отличаются историческими условиями развития, традициями и обычаями населения, географическим положением, наличием природных ресурсов и множеством других факторов. Но кроме отличий есть и общие черты, среди которых: различные формы собственности, наличие предпринимательской деятельности, стремление к свободной конкуренции и независимому ценообразованию, а так же наличие государственного регулирования. Известны семь национальных экономических моделей:
- Американская модель основана на поощрении предпринимательской деятельности, что ведет к обогащению более активного населения. Малообеспеченные слои населения получают поддержку государства посредством субсидий и льгот. В результате наблюдается ощутимое различие оплаты труда между рабочими и руководителями, а население делится на богатых и бедных.
- Японская модель характеризуется долгосрочным планом развития и высоким уровнем влияния государства в основных направлениях экономики. Национальное самосознание выражается в готовности населения пожертвовать своими доходами и благами ради процветания страны. По сравнению с американской моделью разрыв в заработной плате между главой компании и служащим незначителен.
- Южнокорейская модель имеет общие черты с японской моделью, которые выражаются в активном участии государства, планировании развития. Для сокращения безработицы созданы специальные программы, эффективно работают фонды стабилизации цен.
- Немецкая модель имеет сходства социально-экономического содержания с японской моделью. Воздействие государства ориентировано на удовлетворение социальных потребностей в виде налоговых послаблений для начинающих предпринимателей и выплате пособий по безработице.
- Западноевропейская модель отличается повышенным вниманием к социальным нуждам, созданию инфраструктуры и межгосударственной интеграции.
- Шведская модель базируется на сокращении имущественного неравенства посредством перераспределения доходов. Активное участие государства заключается в поддержке низкого уровня безработицы, установлении фиксированных цен и обеспечении стабильности.
- Китайская модель — это яркий пример смешанной экономики, где рыночная система функционирует в рамках государственного регулирования.
Таким образом, выявление схожих черт в различных экономических системах не препятствуют проявлению специфических особенностей в национальных моделях экономики.