Развернутый план налоги и налогообложение. Урок по экономике на тему "налоги". Этап усвоения новых знаний
Учебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение Москва 2009 (1)
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс «Организация и методика налоговых проверок» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001
Учебно-методический комплексДисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных
Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных
Документдополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Российской Федерации «Об образовании» (3)
Закон1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)
УчебникО. Н. Горбунова - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;
Методическая разработка урока по теме «Налоги»
Цель занятия: изучить понятие налоги, виды налогов
Задачи занятия:
определять основные виды налогов; характеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; определять отличительные характеристики налогов
Планируемые результаты
Предметные
определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения
Личностные
понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
Познавательные
работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
Коммуникативные
устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
Регулятивные
определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме
Технологическая карта занятия
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
||||||
Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности) | Организует подготовку класса к уроку; предлагает ознакомиться с высказываниями: Хороших налогов не бывает У. Черчилль Учитель предлагает совместное обсуждение структуры налогов Объясняет функции налогов: Изучая вопрос о видах налогов: федеральные, региональные и местные, учитель предлагает составить таблицу, работая в мини группах. Учитель представляет информацию о прямых и косвенных налогах. Для изучения вопроса о правах и обязанностях классу предлагается выбрать из состава участников «налогового инспектора» и налогоплательщиков, которые обращаются к нему, чтобы определить свои права и обязанности. | Участвует в обсуждении высказываний. Формулируют тему урока. Работая в парах, обучающиеся изучают текст, находят содержание понятия налога и фиксируют в тетради:
Обсуждают и фиксируют структуры налога: Фиксируют в тетради функции налога Составляют таблицу: «Виды налогов»
Презентуют полученную информацию. Класс организует игру, в которой разбиваются на роли и формулируют себе реплики на основе текста учебника. | Индивидуальная работа Парная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Групповая работа |
||||||
Стадия рефлексии | Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме. Организует обсуждение итогов урока | Выполняют задания по теме «Налоги» Участвуют в обсуждении итогов урока, оформляют записи о домашнем задании | Индивидуальная работа |
Приложение №1
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Налог (сбор, пошлина)
- обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.
Приложение №2
Объект налога
- то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).
Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.
Налоговая база - объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.
Налоговая ставка - величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.
Приложение №3
Федеральные налоги и сборы
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:
1) Налог на добавленную стоимость (НДС) ;
2) Акцизы ;
3) Налог на доходы физических лиц ;
5) Налог на прибыль организаций ;
6) Налог на добычу полезных ископаемых ;
8) Водный налог ;
9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;
10) Государственная пошлина .
Региональные налоги
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:
1) Налог на имущество организаций ;
2) Налог на игорный бизнес ;
3) Транспортный налог .
Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Курортный сбор
Приложение №4
Права налогоплательщика
1. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2. Использование при наличии оснований налоговые льготы
3. Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
4. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
5. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
Обязанности налогоплательщика
1. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
2. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
3. Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды
4. Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений
Приложение №5
1.В; 2.В; 3. Б; 4. В; 5.Г; 6. Г
Эпиграф к уроку:
“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.
П.– А. Гольбах.
Цели урока:
образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
План урока:
- Понятие и сущность налогов.
- Структура налога.
- Виды налогов
- Функции налогов.
Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 3 группы.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?
Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.
Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.
Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.
Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.
Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.
Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.
Выслушиваются определения, составленные каждой группой.
Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.
В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.
Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.
Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.
- часть доходов граждан или предприятий;
- носит обязательный и принудительный характер;
- выплата периодическая;
- выплата в пользу государства;
- размер и порядок уплаты определяются законом.
Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .
Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…
Как вы думаете, что общего во всем этом?
Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.
Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…
В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):
- с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
- с имущества, передачи имущества;
- с юридически значимых действий;
- с ввоза и вывоза товаров за границу.
Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.
Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?
Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.
Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.
У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.
Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.
Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).
“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”
Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?
Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.
Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.
Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?
Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.
Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.
Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).
По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.
Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)
Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).
Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )
Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )
Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )
Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.
Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.
Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.
Подводятся итоги работы групп.
Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на слайде 10) .
Сегодня каждая организация стремится увеличить поступление доходов и оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. В связи с этим возрастает значение планирования и прогнозирования как фактора экономического роста финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основная задача налогового планирования — определить объемы налоговых отчислений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозируемых расчетов доходов и расходов организации. Главным документом, в котором отражаются результаты планирования налоговых обязательств, является налоговый бюджет.
ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).
Представим порядок формирования налогового бюджета организации:
1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.
2. Расчет налоговой базы по каждому из планируемых налогов на основании финансовых показателей организации.
3. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (годовой объем с разбивкой по кварталам).
4. Определение сроков перечисления налогов, составление графика платежей.
5. Консолидация плановых показателей бюджета налогов в таблицу.
6. Анализ плановых расчетных данных по каждому виду налога.
7. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налогов.
Указанный порядок является составной частью мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.
Налоговый бюджет планируют на основании:
- принятой в организации налоговой и учетной политики;
- метода начисления амортизации на объекты основных средств;
- данных бухгалтерского учета;
- расчета налогооблагаемых баз.
В зависимости от периодов бюджет налогов можно формировать следующим образом:
- годовой бюджет — до начала декабря года, предшествующего планируемому финансовому году;
- квартальный бюджет — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
- месячный бюджет — до 20-числа предшествующего месяца.
Перед тем как сформировать бюджет налогов, нужно:
- определить систему налогообложения (общая, упрощенная, налог на вмененный доход) в зависимости от формы собственности и вида деятельности;
- провести анализ налогооблагаемых объектов;
- определить, является ли организация налогоплательщиком по каждому из установленных законодательством налогов;
- определить, попадают ли имущество и хозяйственные операции под налогообложение конкретным налогом;
- определить ставки по каждому налогу на основании налогового законодательства;
- установить, полагаются ли льготы по уплате определенных видов налогов, какая статья Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дает обоснование на применение льгот, что нужно предпринять для получения льготы;
- узнать, имеются ли вычеты (если они есть, определить их размеры).
Чтобы составить план налогового бюджета, финансово-экономическому структурному подразделению потребуются следующие финансовые показатели организации :
- Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год.
- Бюджет закупок материально-производственных запасов.
- Смета расходования материалов.
- Бюджет расходов на оплату труда работников организации.
- Бюджет социальных выплат.
- Остаточная стоимость основных средств.
Для планирования налоговой базы нужны следующие документы (табл. 1).
Таблица 1. Документы, необходимые для планирования налоговой базы |
||
Налог |
Налоговая база |
Документы |
Налог на доходы физических лиц |
Сумма выплат физическому лицу |
Бюджет расходов на оплату труда |
Налог на прибыль |
Налогооблагаемая прибыль |
Бюджет доходов и расходов |
Налог на добавленную стоимость |
Добавленная стоимость |
Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций |
Налог на имущество организаций |
Среднегодовая стоимость имущества |
Прогнозный баланс |
Транспортный налог |
Мощность используемых транспортных средств |
Технические паспорта автомобилей |
Структура налогов , исчисляемых в организации, зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим формирование бюджета налогов в организации здравоохранения, которая применяет общую систему налогообложения (ОСНО).
С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале