Модель компетенции бухгалтера. Карта компетенций. Область профессиональной деятельности выпускников

Карта компетенций (другие названия: профессиональный портрет, портрет идеального сотрудника, модель компетенций, матрица компетенций) представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например:

    ориентация на интересы клиента,

    умение работать в группе,

    напористость,

    оригинальность мышления.

Карта компетенций позволяет, таким образом, преодолеть недостатки квалификационной карты и облегчает работу сотрудников отдела управления персоналом, занятых приемом на работу.

Особенно широко карты компетенций используются иностранными фирмами. Отличительные черты подхода большинства иностранных фирм к отбору кандидатов в России состоит в том, что основной упор делается на поиск готовых специалистов. Насыщенность рынка труда профессионалами практически в любой области в настоящее время позволяет без особых проблем найти нужного специалиста. Некоторые компании, достаточно серьезно занимающиеся бизнесом в России, предпочитают, напротив, выращивать свои кадры из выпускников вузов, инвестируя в них много сил и средств. Это очень часто оправдывает себя, так как молодые люди более гибки по восприятию новой для них корпоративной культуры, более энергичны, работоспособны и креативны, и из них можно вырастить очень хороших специалистов. Но может быть и неудача, если способность к обучению и развитию кандидата недостаточно точно спрогнозирована. Бывают и неудачи другого рода: организация вырастила замечательного профессионала, затратив на его обучение большие средства, но он ушел, потому что на фирме-конкуренте ему предложили зарплату больше и потому, что он не впитал в полной мере корпоративную культуру компании и не лоялен к ней.

Практику подготовки и использования карт компетенций более подробно рассмотрим на примере опыта Представительства «Фольксваген АГ» в России. В этой организации используется термин «профессиональный портрет». При разработке профессионального портрета в представительстве принято все требования к претендентам объединять в три группы:

    профессионализм,

    социальная компетенция,

    соответствие требованиям корпоративной культуры.

Профессионализм предполагает, прежде всего, наличие соответствующего образования, полученного в России, желательно также наличие дополнительного образования в Германии в виде стажировки, степени МБА, каких-либо курсов по специальности, подтвержденных соответствующими сертификатами с хорошими оценками и характеристиками. Кроме того, необходим опыт работы по данной специальности не менее трех лет, желательно в крупной западной компании. Иногда профессионализм предполагает и наличие дополнительных знаний, имеющих непосредственное отношение к основной деятельности, например, знание аудита для главного бухгалтера, основ внешнеторговой деятельности, юриспруденции и т.п. Личностные характеристики кандидата должны соответствовать его профессиональному профилю, например, бухгалтер должен иметь высокую концентрацию внимания, хорошую память, уметь принимать решения, нести ответственность и т.п., а менеджер по продажам должен быть коммуникабельным, иметь высокий уровень готовности идти на контакт, обладать умением слушать и понимать психологию собеседника и т.д.

По сравнению с другими требованиями профессионализм ставится во главу угла поскольку считается, что, если человек супер-профессионал, то его личностные недостатки меньше влияют на эффективность труда и на отношения в коллективе. Профессионал, как правило, уверен в себе, своих знаниях, своей компетентности, он не боится подсиживания и «нездоровой» конкуренции, и, следовательно, у него нет потребности интриговать или заниматься политическими играми. Такие люди более стабильны и работоспособны, так как их профессиональное развитие, потребовавшее в свое время больших личных «инвестиций» времени, сил и даже денег, изначально предполагает способность и желание хорошо работать.

Социальная компетенция – это второе требование к кандидату на вакантную должность. К социальной компетенции относится умение понять свое место в системе уже сложившихся взаимоотношений в коллективе, умение правильно строить свои отношения со всеми сотрудниками, как с коллегами, так и с начальством, способность работать в команде, готовность «подставить плечо» товарищу, искренность в отношениях. Система ценностей кандидата должна быть «правильной», то есть в ней должны преобладать ценности труда, семьи и т.д. Только в этом случае поведение нового сотрудника и эффективность его деятельности могут быть прогнозируемы, а прогнозируемость персонала - один из важнейших аспектов кадровой работы. В общем плане можно сказать, что чем более упорядочен человек в своей повседневной жизни, чем более стабильно его окружение (семья, друзья), чем благополучнее было его детство, тем более прогнозируемым будет его поведение в коллективе.

Соответствие требованиям корпоративной культуры данного коллектива (в нашем примере – Представительства) предполагает наличие у потенциального сотрудника тех специфических качеств, которые необходимы для эффективной деятельности конкретного подразделения.

Определив основные требования к кандидату, кадровая служба совместно с руководителем соответствующего подразделения и экспертом-специалистом до начала поиска составляет конкретный профессиональный портрет будущего сотрудника. В нем содержатся следующие сведения:

    образовательный и профессиональный уровень,

    профессиональные навыки,

    наличие дополнительных знаний,

    опыт работы,

    в какой компании приобретен,

    уровень решаемых на прежнем месте работы задач и степени ответственности на прежнем месте работы,

    личностные качества,

    способность к обучению, развитию,

    трудовая мотивация,

    инициативность и т.п.

Здесь же указываются и другие критерии, по которым будет отобран специалист: пол, возраст, наличие водительских прав и т.п.

Профессиональный портрет создается на основе не только полной информации о должности, об основных и дополнительных обязанностях и предполагаемых результатах этой деятельности, но и людях, с которыми специалист будет взаимодействовать, языке (языках) взаимодействия.

Приведем пример профессионального портрета водителя.

Мужчина, от 28 до 35 лет, с профессиональными водительскими правами всех категорий допуска к транспортным средствам, с опытом работы не менее 5 лет в должности водителя, желательно автотранспортного предприятия, с хорошими рекомендациями и подтверждением безаварийности. Хорошо знающий город и область, владеющий знаниями об устройстве автомобиля и умеющий быстро произвести мелкий ремонт (замена покрышек и т.п.), имеющий опыт езды на иномарках. Аккуратный, содержащий свой личный автомобиль всегда в порядке, пунктуальный, исполнительный, честный, энергичный, открытый по характеру, умеющий работать в команде, инициативный и сообразительный в нестандартных ситуациях. Желательным также является: устроенность в жилищном плане, отсутствие долгов, наличие семьи и опыта службы в рядах Российской армии.

Можно, конечно, поспорить с содержанием этого профессионального портрета, но специалисты по управлению персоналом представительства «Фольксваген АГ» уверенно аргументируют каждое требование к кандидату в данном описании. Например, опыт работы на автотранспортном предприятии предполагает довольно большую загруженность человека работой, будь это такси или развозка мебели, которая не дает возможности побездельничать (как случается, например, с персональны­ми водителями начальников: привез шефа на работу - поспал в машине от нечего делать - отвез его вечером домой - «покалымил» на служебной машине и т.п.). При интенсивном режиме работы безаварийная езда характеризует человека как достаточно хорошего профессионала и, кроме того, дает ему возможность изучить как следует город. Такая черта, как инициативность необходима прежде всего в плане обеспечения безопасности езды (например, важно вовремя заменить летнюю резину на зим­нюю и т.п.) и повышения эффективности работы водителя (к примеру, сделать такой наглядный и удобный плакат для встречи незнакомых гостей в аэропорту, чтобы гости обязательно увидели водителя). Сообразительность в нестандартных ситуациях чрезвычайно важна опять же для эффективной работы водителя: что делать, если по дороге в аэропорт машина с гостем сломалась, а самолет скоро улетит? Умение работать в команде также необходимо, так как в условиях работы представительства часто возникают ситуации, когда нужно разгрузить каталоги для выставки или перенести большое количество продуктов для презентации, и тогда все - от водителей до ведущих менеджеров подключаются к общей работе, так как главное для всех - быстро достичь нужного результата. От­сутствие долгов и ясность личного финансового положения важны для того, чтобы дорогие служебные автомашины использовались только по назначе­нию: если человек вынужден подрабатывать "извозом", то он подвергает риску и себя, и машину. Наличие семьи делает человека спокойнее и на­дежнее (как правило), а опыт службы в армии дает ему очень много как в организационном, так и человеческом плане.

Приведем пример более сложного профессионального портрета главного бухгалтера дочернего предприятия иностранной фирмы.

Женщина или мужчина, возраст от 30 до 40 лет, наличие Московской прописки обязательно, образование высшее, по профилю. Наличие недав­но полученных свидетельств о повышении квалификации, не просроченного сертификата на право заниматься аудиторской деятельностью Знания последнего российского бухгалтерского, налогового, валютного, банковского, внешнеторгового законодательства, а также европейской системы бухучета, владение компьютерными системами бухучета (1С, Инфин). Свободное владение немецким языком, знание соответствующей терминологии. Творческий подход к вопросам налогообложения и знание противоречий в позициях Минфина и налого­вой службы для оптимизации налогообложения предприятия. Умение отстаивать свою точку зрения по этим вопросам в налоговых и т.п. органах.

Опыт работы главным бухгалтером не менее 3-х лет, обязательно наличие рекомендаций с двух последних мест работы, причем последнее место работы должно быть еще существующим предприятием. Редкая смена мест работы и по веским основаниям. Опыт сотрудничества с иностранными (немецкими) предприятиями. Умение видеть особенности развития иностранного бизнеса в России и творчески решать возникающие проблемы в области сбыта, оборота и т.п., быть ориентированным на результат. Умение брать на себя ответственность в решении вопросов, связанных с основной деятельностью. Умение руководить. Аккуратность, исполнительность, обязательность, честность, открытость характера. Энергичность, мотивированность. Преданность компании, надежность. Умение и готовность работать в команде.

Готовность к командировкам. Наличие загранпаспорта. Желательно: водительские права и умение водить автомашину.

Подготовка карты компетенций требует специальных знаний и, как правило, осуществляется при помощи профессионального консультанта или специально обученного сотрудника отдела управления персоналом (человеческих ре­сурсов). Важнейшим дополнением карты является описание компетенции, т.е. детальное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника. При оценке кандидата карта компетенции используется также как квалификационная карта - компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального сотрудника.

Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов. – М.: «HRC. Кадровый клуб», «Книжный мир», 2001, с. 37-58

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст. 9 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации») руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Он должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по его ведению, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

· вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

Компетенция (права и обязанности) главного бухгалтера

1. Все работники, занятые бухгалтерским учетом, подчиняются главному бухгалтеру. Он устанавливает для них служебные обязанности.

2. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

3. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

4. Увольнение и перемещение материально ответственных лиц производится по согласованию с главным бухгалтером.

5. В компетенцию главного бухгалтера входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.

7. Главный бухгалтер должен обеспечить такую организацию учета, которая предупреждала возможность злоупотреблений.


Во время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь, командировка), его права и обязанности переходят к заместителю.

Прием и сдача дел при назначении и увольнении главного бухгалтера оформляется актом после проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, который утверждается руководителем.

В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

Учетная политика организации, ее содержание и принципы формирования

Бухгалтерский учет в организациях должен осуществляться по определенным правилам в рамках общих принципов, утвержденных законодательными актами. Выбранные правила и принципы ведения бухгалтерского учета организации должны быть закреплены документально, т.е. посредством оформления учетной политики.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика представляет собой совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.

Принципы формирования учетной политики

1. Обособленность учета имущества и обязательств в организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц.

2. Непрерывности деятельности организации.

3. Последовательности применения учетной политики.

4. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя организации . Однако в нормативных документах не всегда содержится полное описание способов ведения учета различных активов, обязательств и хозяйственных операций, поэтому приказ об учетной политике должен содержать точную и обоснованную информацию по следующим группам вопросов:

– выбор методов ведения учета, предусмотренных в различных вариантах в нормативных документах по бухгалтерскому учету;

– описание методов ведения учета, не предусмотренных в нормативных документах по бухгалтерскому учету;

– методы ведения учета, обусловленные структурой организации, численностью персонала и отраслевой принадлежностью.

Методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при составлении учетной политики, применяются последовательно от одного периода к другому, начиная с 1 января.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя.

Вносить изменения в учетную политику возможно в случаях реорганизации (слияния, присоединения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.

В учетной политике должны быть раскрыты организационно- технический и методический аспекты бухгалтерского учета .

Учетная политика организации включает:

Применяемые организацией виды учетной оценки;

– план счетов бухгалтерского учета организации;

– применяемые организацией формы первичных документов;

Применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

иные способы организации и ведения учета.

Таким образом, учетная политика организации представляет собой объемный документ, состоящий из распорядительной и констатирующей части, где определены практически все элементы учетного процесса.

Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров и аудиторов -- основное звено кадрового обеспечения реформирования бухгалтерского учета в организациях. Главный бухгалтер или руководитель финансовой службы, если они профессиональные бухгалтеры, сумеют правильно поставить бухгалтерское дело в своих отделах, обучить новому подходу к бухгалтерскому учету (адекватному рыночной экономике) своих подчиненных, организовать переподготовку и аттестацию бухгалтеров на соответствие занимаемой должности.

Бухгалтер, особенно главный, -- это профессия, которая требует непрерывного повышения квалификации. Бухгалтер на предприятии -- это один из немногих специалистов, который отвечает за правильность применения на практике законодательных актов.

Бухгалтер обязан знать налоговое и трудовое законодательство, Гражданский кодекс и многое другое. Сейчас, когда непрерывно совершенствуется законодательство в России в связи с переходом на международные стандарты, бухгалтер обязан особенно тщательно и скрупулезно изучать все нововведения.

Система послевузовского образования профессиональных бухгалтеров, разработанная ИПБ России, основана на международных принципах. При ее разработке учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров -- обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить, и поэтому профессиональный бухгалтер обязан поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков. Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру применять новые методы, понимать экономические процессы и оценивать их взаимодействие на своих клиентов или работодателей и на свою собственную работу, а также выполнять имеющиеся обязанности и предъявляемые к ним требования.

При разработке программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров использовались также рекомендации Международной программы учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, работающей под эгидой Организации Объединенных Наций.

В ходе подготовки к сдаче квалификационного экзамена бухгалтеры проходят обязательную 240-часовую подготовку по программе, утвержденной ИПБ России и подтверждают свою компетентность, сдавая квалификационный экзамен. Изучение вопросов программы является не только дополнительным послевузовским образованием, но и повышением квалификации бухгалтера.

Наряду с собственно аттестацией и повышением квалификации профессиональных бухгалтеров ИПБ России разработал и осуществляет организацию непрерывного и постоянного контроля за уровнем (качеством) подготовки профессиональных бухгалтеров. Выполнение этой задачи предполагает создание такой системы повышения квалификации бухгалтеров и контроля ее функционирования, которая бы позволила наиболее полно обеспечить постоянный контроль качества подготовки профессиональных бухгалтеров.

Ежегодная переподготовка аттестованных профессиональных бухгалтеров предусматривает не только сам процесс обучения в УМЦ, аккредитованных при ИПБ России, но и постоянную методическую и организационную работу, которую должны проводить как ИПБ России, так и территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

Для поддержания компетентности профессионального бухгалтера на должном уровне ИПБ России предусмотрел необходимость ежегодной 40-часовой переподготовки по специально разработанным программам целого ряда спецкурсов.

Система повышения квалификации, которой наряду с ИПБ России будут активно заниматься территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), должна решить следующие задачи:

· подготовка и сертификация ежегодных 40-часовых программ повышения квалификации;

· организация процесса повышения квалификации;

· контроль за уровнем (качеством) проведения аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров формами повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в специализированных семинарах, стажировка и публикация монографий, учебников, статей.

Проекты программ спецкурсов могут присылать в ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. Не возбраняется присылать для рассмотрения в ИПБ России и программы, разработанные отдельными специалистами.

Комитет по аттестации и повышению квалификации ИПБ России будет рассматривать эти программы и, в случае их соответствия современным требованиям -- сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель (профессиональный бухгалтер) имеют полное право выбора программ обучения.

Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение пяти лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.

Организацией процесса повышения квалификации будут в основном заниматься ТИПБ. Это достаточно большая работа. Она сопоставима по своей сложности и трудоемкости с организационной работой по аттестации бухгалтеров.

Вся организационная работа по повышению квалификации будет проводиться ИПБ бесплатно за счет членских взносов. Именно поэтому профессиональный бухгалтер, имеющий соответствующий аттестат, но не являющийся членом ИПБ, не сможет получить от ИПБ сертификаты, подтверждающие то, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 40-часовую переподготовку.

Область профессиональной деятельности выпускников:

учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности, налоговый учет, налоговое планирование.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

Имущество и обязательства организации;
хозяйственные операции;
финансово-хозяйственная информация;
налоговая информация;
бухгалтерская отчетность;
первичные трудовые коллективы.

Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:


2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 2

РАБОТАТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ: КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА

В статье рассматриваются компетенции, которые необходимы современному бухгалтеру для подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Компетенции современного бухгалтера

Глобализация современной экономики предъявляет новые требования ко многим профессиям, в т. ч. и к профессии бухгалтера. Сегодня в условиях интернационализации мировой экономики бухучет является одним из средств международного общения. Интеграция российского бизнеса с зарубежными партнерами, расширение экспорта продукции, привлечение иностранных инвестиций - все эти процессы диктуют необходимость применения универсального способа ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, понятной всем участникам рынка, в т. ч. и зарубежным партнерам. На наш взгляд, таким способом являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Внедрение МСФО в России даст возможность российским компаниям повысить доверие иностранных инвесторов за счет повышения прозрачности и надежности финансовых отчетов и сопоставимости их с теми, которые применяются в западных компаниях. Очевидно, что заинтересованная в росте своей капитализации компания, которая думает об акционерах, решает не только сиюминутные, но и долгосрочные задачи (а именно: отчетность, составленная по МСФО, снабжает пользователей информацией не только о прошлом и настоящем, но и о будущем), будет желанным объектом для инвестирования .

По мнению экспертов, существует ряд проблем, препятствующих переходу отечественных предприятий на МСФО. Одной из наиболее важных является кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. Современный бухгалтер должен обладать необходимыми компетенциями для подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

К компетенциям современного бухгалтера относятся: языковая подготовка, организаторские способности, коммуникативные и управленческие навыки, профессиональные знания.

Языковая подготовка

Официальный язык МСФО - английский. Бухгалтерам, прежде всего предполагающим работать в западных компаниях, необходима качественная языковая подготовка, позволяющая легко переводить отчетность в МСФО, пользоваться западными бухгалтерскими программами (Sun, Scala, Platinum и т. д.).

Организаторские способности

Менеджмент стремительно развивается, и разработана масса инструментов и технологий, которыми пользуются управленцы всех уровней, для того, чтобы увеличить эффективность своей команды. Изучая их и применяя в работе, бухгалтер сможет повысить продуктивность своего отдела за счет лучшего использования мастерства и ресурсов людей, улучшить взаимоотношения в коллективе, обеспечить лучшее обучение и развитие сотрудников . А применение информационных технологий позволит вести учет не только по российским, но и по международным стандартам.

Кто лучше главбуха знает, как важны грамотно выстроенная организационная структура компании, четко налаженные бизнес-процессы, жестко прописанный документооборот? К сожалению, не так много фирм, которые целенаправленно занимаются этими вопросами - разрабатывают их серьезно самостоятельно или приглашают опытных консультантов. Очень часто именно главбухи являются инициаторами этих процессов, а порой и вынуждены брать прописывание вышеназванных схем на себя. Ведь от того, насколько качественно это будет сделано, зависят не только доходность бизнеса, но и успешность деятельности бухгалтерии компании, ее защищенность от претензий фискальных органов.

Коммуникативные и управленческие способности

Мастерство делового общения помогает как можно более легко и наименее энергозатратно взаимодействовать в процессе работы. Бизнес-коммуникации во многом определяют профессиональный успех или... неудачи - в виде проблем, стрессов, конфликтов или даже психосоматики.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Этот компонент включает: общение с другими людьми в процессе консультаций, способность находить компромиссы и улаживать конфликты; работу в команде; взаимодействие с людьми другого интеллектуального и культурного слоя; способность принимать адаптивные (положительные и отрицательные) решения и соглашения в трудных ситуациях; навыки оформления отчетов, презентаций, умение вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения в устной и письменной формах .

Умение наладить взаимодействие, договориться, отстоять свое мнение нужно главбуху не только при взаимодействии с директором. Успешность бухгалтерии зависит и от грамотных коммуникаций с руководителями других подразделений компании. Все, кто чуть глубже знает процессы в компании, знает и о почти классическом конфликте между отделом продаж и бухгалтерией. Разделение обязанностей по подготовке документов, четкие сроки их поступления в бухгалтерию, жесткие правила по их оформлению - это то, о чем должны договориться главбух и руководители отделов продаж и снабжения. Если главбух не смог выстроить эти отношения, последствия всегда очевидны. Бухгалтеры постоянно вынуждены отвлекаться от основной деятельности, чтобы работать "будильником" - напоминать менеджерам о сроках сдачи закрывающих документов, секретариату и руководству о написании авансовых отчетов и т. д. и т. п. Как результат - авралы в бухгалтерии во время подготовки очередной отчетности.

У главного бухгалтера есть еще одна область для применения его коммуникативных навыков - взаимодействие с налоговыми и прочими фискальными органами. Здесь важно умение донести и отстоять свою позицию. Важно уметь не стушеваться, когда на тебя оказывается психологическое давление, не растерять уверенность, не сойти со своей позиции, не потерять хладнокровие и умение логически мыслить.

В искусство управления в первую очередь входят навыки по управлению временем, делегированию полномочий, выдача заданий и контроль и мотивации подчиненных.

Основная задача здесь - выстроить бухгалтерию так, чтобы все делалось вовремя, но при этом никто не засиживался на работе допоздна. Надо для этого совсем немного - выстроить документооборот с другими подразделениями, иметь бухгалтеров, способных заменить друг друга на разных участках, и хорошо спланированную деятельность.

При этом главный бухгалтер должен помнить не только о своих подчиненных, о том, что у сотрудников должно оставаться время на отдых и на личную жизнь, но и о себе. Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда рядовые бухгалтеры уходят домой вовремя, а главный бухгалтер засиживается до 8 - 9 часов вечера. Объяснения всегда одинаковые - в это время в офисе пусто и никто не дергает, а значит, можно заняться аналитикой, подготовить требующие внимания и аккуратности документы, разработать планы на будущее. Это чаще всего свидетельствует о том, что сам рабочий день главного бухгалтера не структурирован, приоритеты расставлены нечетко, а сам главный бухгалтер постоянно отвлекается на сиюминутные проблемы, т. е. в любое время к нему имеют доступ руководители и сотрудники других отделов; нет контроля и отсеивания входящих звонков; подчиненные не умеют нести ответственность за свои участки и в любой мало-мальски сложной ситуации бегут за подтверждением правильности своих действий к начальнику и т. п.

При количестве подчиненных, превышающих 5 - 6 человек, главный бухгалтер обязан обзавестись заместителем и распределить основные обязанности. Сам главбух уже практически не должен заниматься вопросами бухгалтерского учета и стандартным налогообложением - это отдается на откуп заму. Главный бухгалтер решает только стратегические и выходящие из перечня стандартных вопросы. Лучше создать такую систему распределения обязанностей и делегирования полномочий, при которой требуется только контроль. При этом очень важно не забывать о том, что контроль не является исключительно способом проверки работы подчиненных, дабы убедиться, что все в порядке. Очень часто контроль используют как преамбулу к наказанию.

На самом деле контроль - это первый этап мотивации сотрудников. Искусство мотивации подчиненных - это не только выдача премиальных за своевременно сданную отчетность. Деньги, конечно, мотивируют, но не всегда и не всех. Эффективная мотивация обычно базируется не на деньгах, а на хорошем знании руководителем нужд и потребностей своих сотрудников. Кому-то надо уделять больше внимания, кого-то надо публично хвалить, кому-то необходимо предоставлять возможности для профессионального и карьерного роста, кому-то надо выдавать самые сложные задания и поручения для его самореализации. В любом случае мотивация лишь тогда достигает цели, когда мы подходим к ней индивидуально, используем все имеющиеся в нашем распоряжении возможности и ресурсы. Вот здесь и понимаешь, насколько важно каждому руководителю, которым, несомненно, является главный бухгалтер, понимание человеческой психологии.

Профессиональные знания

Профессиональные знания - это совокупность знаний, составляющих саму суть и содержание бухгалтерского учета. Это знание правил ведения бухучета, законодательной базы по налогообложению. Сюда отнесем также знание и умение работы с системами автоматизации. Это то, чему обучают в институте, на различных курсах повышения квалификации, это системы знаний, предлагаемые при обучении на различных программах, например обучение и аттестация на международные сертификаты. Это техническая сторона профессии, набор инструментов, которым бухгалтер должен владеть в совершенстве . Это знание методологии учета, бухгалтерского, налогового и трудового законодательства, владение программами автоматизации учета. Особенно законодательство. Никакая другая профессия современного бизнеса не требует такого постоянного обучения. Главные бухгалтеры регулярно ходят на семинары, читают журналы, обзоры, консультируются у специалистов. Им нет равных в мгновенном выхватывании из текста значимых тезисов, в запоминании огромного количества цифр и фактов. Собственно, этого и требуют от главных бухгалтеров сегодня руководители.

В ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" дано определение бухгалтерского учета, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. А его основными задачами являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. А руководит бухгалтерией, как правило, главный бухгалтер.

Библиография

1. Бесхмельницын М. И. Необходимость перехода на МСФО вызвана их преимуществом перед российской системой бухучета [Электронный ресурс]. URL: ippnou. ru/article. php? idarticle=002029.

2. Курдюмова Т. В. Главный бухгалтер как руководитель и как подчиненный [Электронный ресурс]. URL: kppbuh. ru/index. php? id=98&doc=.

3. Основные проблемы при переходе на МСФО [Электронный ресурс]. URL: balans. ru/ru/library/19/article_99.html.

4. Шкурякова Н. Н. Баланс профессии "бухгалтер" [Электронный ресурс]. URL: kppbuh. ru/index. php? id=32&doc=b alans_professii_bukhgalter.

5. Шкурякова Н. Н. Что такое профессиональные навыки бухгалтера, или Для чего бухгалтеру психология? [Электронный ресурс]. URL: kppbuh. ru/index. php? id=19&doc=chto_takoe_professionalnye_ navyki.

О. Минева

профессор

технического университета

Т. Храмова

зав. кафедрой

"Бухгалтерский учет,

анализ и аудит",

проректор

по экономическому развитию

Астраханского государственного