Система налогообложения к концу 17 века называлась. История налогов: Налоги средневековой Руси. Введение Налогового кодекса РФ
В XVII в. сменившее «спокойное правление» Бориса Годунова «смутное время» и связанные с ним события негативно отразились как на состоянии государственной казны, так и на материальном положении хозяйств дворян и крестьян. Новый царский дом Романовых был поставлен перед необходимостью внесения существенных изменений во всю податную систему. В первой четверти XVII в. налоговая система существенно не изменилась. Формирование государственных доходов происходило за счет таких источников, как подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, займы и операции с денежными знаками. Подати строились по-разному для низшего, среднего и высшего сословий. Низшие сословия, т. е. крестьяне, являлись основными плательщиками государственных доходов. Объектом обложения продолжает выступать «соха» – земля с учетом проживающих на ней людей.
Хотя основой обложения выступает земля, некоторые подати взимались по числу дворов – подводы для государевых гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие земли), жалованье должностным лицам (натуральная подать), набор служилых людей или плата за них, поворотная (или подымная) подать.
Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (а если занимались огородничеством, бортничеством и т. п., то и по угодьям)** . Продолжала действовать окладная система, т. е. налог определялся с сохи, внутри же действовал раскладочный принцип, для чего тяглое сословие делилось на три группы – лучшие люди, средние люди и «молодчие».
* Начиная с 1615 г. Окончательно такая система была узаконена в 1634 г. Дань от оброка отличалась тем, что первая взималась На пахотной земле.
Принципы обложения и раскладки платежей были достаточно полно определены в регламенте государственной Камер-коллегии 1710г. (документ выражает отношения, которые сложились еще в XVII в., поэтому правомерно распространить его и на рассматриваемый период): «I. Все окладные земские подати зело крепко, по состоянию натуры и обстоятельству провинций, как могут придать и по цене полевых плодов и прочих товаров, и по другим потребным резонам и обретающимся обстоятельствам определены были; 2. Чтобы меж великими и нижними, убогими и богатыми по пропорции надлежащи равенство в осмотрении иметь, и ни ктоб от надлежащего более другаго уволен, или отягчен не был, ибо ежели оное учинится, то утесненные убогие дворы и пашню оставят, а государственные доходы со временем весьма умалятся, и бедных плачь привлечет гнев Божий на все Государство» . Конечно, не божьего гнева боялись авторы этого документа, а уменьшения государственных доходов при разорении крестьянских хозяйств вследствие неправильной раскладочной системы. Однако в этом отношении даются лишь рекомендации – соблюдение пропорций, чтобы никто не был обижен. В то же время по окладной системе учитывалась реально сложившаяся конъюнктура для отдельных регионов страны (т. е. в XVII в. отсутствовали объективные критерии определения размера налога по уездам, волостям и деревням).
Особая система обложения применялась к людям, занимающимся торговлей и промыслом. Подать с них взималась в соответствии с состоянием. К ним применялась и окладная система, для чего они были объединены в сохи, но уже не по размеру земельных наделов, а по имущественному состоянию. При определении же имущественного состояния исходили как из заявления самого торговца, так и из других косвенных источников. Торговые люди делились на сотни. В Москве было четыре таких сотни – гости, гостиная, суконная и черная, а в прочих городах и посадах – посадские и слободские люди. Эти группы носили замкнутый характер, т. е. для уплаты налогов были объединены в сохи. Одну соху могли составлять 40 лучших дворов, 80 средних и 160 молодших, или 320 слободских дворов, или 960 бобыльских. «Переходя в высшие сотни, торговые люди должны были жить непременно в Москве или же, в противном случае, нести двойное тягло – и в Москве, и в прежних городах» . О размере обложения известно лишь, что купцы платили десятую деньгу: т. е. 10 % со стоимости товара. По всем остальным группам торговых людей, как и по крестьянам, размер подати, скорее всего, дифференцировался с учетом конъюнктуры, т. е. потребностей государства и урожая (определявшего всю хозяйственную жизнь и торговлю, а значит и налоги посадских людей).
С целью упорядочения обложения в 1693 г. была сделана перепись посадских людей (а в 1705 г. - купеческого состояния).
Сбор податей проводился выборным старостой и его помощниками-целовальниками, которых также выбирали сами крестьяне. Последние за эту деятельность не получали никакой платы или льгот (они следили за правильностью раскладки и своевременностью платежей), а староста освобождался от податей и пошлин. Кроме податей, в России существовала система личных повинностей, включавшая в себя ямскую повинность, ратную (рекрутскую) повинность; повинность дел городового, домового, острожного, засечного и губного; мостовщину; повинность содержания государевых лошадей и пр. Ямская повинность родилась из обязанностей жителей России бесплатно предоставлять лошадей татарским чиновникам. С середины XIV столетия для обеспечения должностных лиц и гонцов стали устраиваться ямские слободы. Эта повинность была и натуральной, и денежной. В денежной форме (ямщина, ямские деньги) подать платили жители сел, далеких от основных дорог (жалованье ямщикам). Размер ямских денег твердо был установлен в 1589 г. – 10 руб. с сохи. Остальное тягловое население содержало ямские дворы и обеспечивало их лошадьми, подводами, кормом, а так же выделяло из своей среды ямских охотников. В отличие от ямщины и ямских денег натуральные ямские повинности назывались ямскою посохою. Ратная повинность (ратные запросы) была введена при Иване IV и носила преимущественно натуральный характер – стрелецкие и казачьи хлебные запасы. Отдаленные селения (и вся Сибирь) платили стрелецкие и казачьи деньги. Плательщиками денежных ратных запросов выступали также посадские люди и бобыли. Размеры стрелецких и казачьих хлебных запасов часто менялись. При этом если первоначально с посадских людей и обывателей мест, отдаленных от Москвы, налог взимался деньгами, то с 1661 г. – только натурой, что привело к росту цен на хлеб. Поэтому указанным группам населения опять было разрешено платить налог в денежной форме. Все селения выделяли ратных людей для службы в армии. Объектом обложения выступала соха (и крестьянская, и посадская). Опять-таки отдаленные села, а также малолюдные могли вносить ратную повинность деньгами. Купечество вместо рекрутов могло вносить в казну деньги. Третей составляющей ратной повинности была обязанность крестьян пополнять конные полки лошадьми. При этом высшие ратные чины (офицеры) имели право требовать от жителей лошадей, подводы и проводников. Во время войны население было обязано вносить дополнительно на прокорм армии продукты или деньги (с отдаленных мест). Частью ратной повинности выступала и обязанность односельчан снабжать ратника вооружением и продуктами на несколько месяцев. Денежная часть от ратной повинности поступала в казну (т. е. имели место финансовые отношения).
Третья группа повинностей была связана с расширением городского строительства и укреплением границ государство. Взимание их происходило также по сохам без каких-либо исключений. Применялись три формы выполнения повинности: личным трудом, материалами и деньгами. Данная повинность носила целевой характер и в казну не поступала (по крайней мере, не должна была поступать). Мостовщина взималась по аналогии с податью со всех, кто имел землю или двор, и заключалась в обязанности строить и содержать в исправном состоянии дороги и мосты. Эта повинность исполнялась либо личным участием, либо путем внесения денег. Повинность содержания государевых лошадей с финансовой точки зрения не представляет интереса. Она заслуживает внимание как одна из форм покрытия статей государственных расходов. Повинность выполняли в основном монастыри, хотя она могла быть возложена и на другие владевшие землями сословия. В целом это была почетная повинность, однако в случае падежа взыскивалась стоимость павших лошадей.
Шестая группа повинностей включает в себя пять видов работ, которые выполнялись тягловым населением и распространялись в основном на тех крестьян, которые жили недалеко от государевых земель или около городов. Сюда входили обязанности по участию в копании и прочистке прудов в государевых землях, колке и перевозке льда, обработке государевых полей, перевозке камней, извести, дров к местам строек. Замену отработки денежным платежом допускала только одна из этих повинностей. Речь идет о туковых или закосных деньгах, вносимых вместо обязанности косить и свозить в определенное место траву с государевых лугов. Денежный характер носили многочисленные сборы, куда включались таможенные платежи, судебные издержки, платежи должностным лицам, все чрезвычайные взносы. Одним из наиболее «древних» видов сборов являлись таможенные сборы, которые по принятой классификации можно разделить на три группы: внутренние, внешние и транзитные.
Наиболее запутанную систему представляют внутренние пошлины, которые взимались с каждого товара отдельно и не один раз, в соответствии с количеством и качеством реализуемых товаров. Характерной особенностью внутренних пошлин является многократность обложения. Ставки пошлин законом не устанавливались и варьировались на местах с учетом спроса, предложения и других соображений. До 1700 г. пошлины взимало не только правительство, но и отдельные землевладельцы как в денежной форме, так и натурой (до 1697 г.). Д. Толстой описывал различные виды внутренних пошлин: тамга, весчее, контарное, подъемное и припуск, руказнобная пошлина, дрягильская пошлина, померное, восмничее, пятенное, свальное, привязная пошлина, роговое, явка. Они применялись либо одновременно, либо избирательно в зависимости от специализации торгового места (продажа скота, зерна, дров и т. д.). Часть пошлин шла в доход казны, а часть – на покрытие расходов по обслуживанию рынка. Внутренние пошлины как источник государственных доходов просуществовали в России до 1753 г.
Внешние пошлины не играли большой роли в доходах казны в силу неразвитости торговых связей и носили односторонний характер, так как ими облагались лишь ввозимые товары. Отсюда и их общее название – заставные пошлины. Заставные пошлины включали в себя мыт, побережное, отвод, шестовину, перевоз, мостовщину. Все он носили внешний характер и не имели отношения к стоимости груза и виду товара. По внешним основаниям (т. е. наименование товара ввозимого или вывозимого, качество и количество его) взимались ввозные или вывозные пошлины.
Виды и размеры пошлин зависели от политики в отношении того или иного государства, от потребности в товаре, от урожая и ряда других причин.
Торговля с иностранными государствами (и ввоз, и вывоз) регулировались центральными органами государственной власти. В первой четверти XVII в. как внешняя, так и внутренняя торговля значительно сокращаются и до конца века объем торговли так и не достиг показателей века XVI, с чем связано снижение роли пошлин как источника доходов. «По именному указу 25 октября 1653 г., взамен целой пестрой массы веками возникавших, проезжих и рыночных торговых сборов, введена была единая, так называемая рублевая пошлина, взимавшаяся по 10 денег от рубля с продаваемых товаров» . С иностранных купцов взималось на 2 алтына больше (за исключением Архангельского порта). Особенностью таможенного обложения в России являлось применение одновременно и откупов, и системы государственного взимания пошлин. Транзитная пошлина не могла получить в России большого распространения. Известно всего два государственных акта, регулирующих подобного рода операции: в 1567 г. была разрешена торговля Англии с Персией через Россию, а в 1667 г. – исфаганская армянская компания получила право провозить товары через Россию.
Остальные виды сборов, такие как судебные издержки, платежи должностным лицам и чрезвычайные взносы, могут быть причислены к финансам в различной степени.
В XVII в. судебные издержки взимались в денежной форме. Они, как правило, не являлись источниками доходов государства, но сокращали величину его расходов. Система чрезвычайных сборов носила нерегулярный характер, так как их введение было связано с военными расходами. Такие сборы уплачивались крестьянами в натуральной форме, а посадскими людьми – в денежной. Сборы проводились по окладному принципу между общинами и по раскладочному, внутри них.
Регалии не являются изобретением какой-то одной страны. Они возникают независимо друг от друга в разных странах, что естественно для условий феодализма, когда в качестве основной формы богатства выступала земля и ее продукты. Однако частное владение землей и натуральный характер производственных отношений не позволяли обеспечить денежное наполнение постоянно возрастающих государственных расходов. Как правило, регалии являются либо причиной, либо следствием развития отдельных производств и их отрыва от натурального хозяйства, точнее от земледелия. Роль отдельных регалий в разных странах различна. Так, распространенная в Европе табачная регалия была введена в России лишь в 1748 г. В то же время изобилие хлеба при отсутствии рынков сбыта (в том числе из-за плохих дорог) привело к тому, что в России винная регалия была «возведена» в ранг важнейшего источника денежных доходов государства. В XVII в. в России были известны следующие регалии: винная, соляная, емчужная, монетная, звериная, почтовая, регалия поташная и смольчужная, регалия ревеня. Нет необходимости давать оценку регалиям как форме косвенного обложения. Монопольное право производства или торговли (третий вариант – монополия и на производство, и на реализацию) позволяло государству превратить регалии в важнейший источник государственных денежных доходов. Отношения по поводу регалий можно назвать финансовыми.
Кратко рассмотрим винную регалию. В чем состоят причины ее распространения? В относительно урожайные годы зерновые не находили сбыта, а при перегоне хлеба в вино упрощались и проблема перевозки, и проблема хранения.
В своем развитии винная регалия прошла несколько стадий:
Производство концентрировалось в частных винокурнях (право перегонки хлеба в вино предоставлялось только помещикам), а реализацией занималось государство;
И производство, и реализация в руках государства;
Откупная система реализации;
Производство было сосредоточено или у помещиков, или у государства, а реализация осуществлялась через выборных кабатчиков по твердым ценам. Когда производством занимались помещики, поступления в казну обеспечивались через систему цен – вино закупалось у производителей по низким ценам, а продавалось по высоким. «В 1670-х гг. ведро водки обходилось казне в 60 коп., а продавалось ведрами – по рублю, кружками по 1 руб. 50 коп., а чарками – 2 руб. ведро» .
Прообразом установленной в 1705 г. соляной регалии была соляная пошлина 1646 г. В России варка соли находилась преимущественно в частных руках (в основном потреблялась соль Строгановых). Введение соляной пошлины (две гривны на пуд) преследовало цель обеспечения поступления в казну необходимой суммы денег и отмены остальных сборов. Предполагалось, что пошлина ляжет равной долей на всех плательщиков, но, как и всякий косвенный налог на предметы первой необходимости, соляная пошлина не учитывала имущественное положение отдельных групп населения. Для не имевшего денежных доходов основного населения России она была настолько тяжелым бременем, что вызвала «соляной бунт».
Начало монетной регалии относится к 1539 г. Доход казны обеспечивался выпуском монет большей нарицательной стоимости, чем их фактическая стоимость. Финансовые реформы 1654 и 1656 гг. предусматривали выпуск медных денег взамен серебряных. Идея обозначения на деньгах большей цены, чем стоимость металла, из которого они чеканены, принадлежала, по свидетельству В. Ключевского, Ф. М. Ртищеву . Медные деньги были выпущены по курсу серебряных.
Емчужная регалия в XVII в. не имела важного значения из-за редкости в частном владении огнестрельного оружия. Регалия распространялась и на производство, и на продажу селитры. Звериная регалия распространялась наловлю дорогих зверей, соколов, кречетов, ястребов, а также на рыбу, составляющую предмет государственных промыслов. В последнем случае собирался оброк. Почтовая регалия возникает с 1665 г., когда в России была основана почта.
Поташная и смольчужная регалии не имели особого значения для доходов казны и были призваны обеспечить сохранность лесов от массовых порубок. При Петре I дополнительно к регалии законом были установлены 30-верстные границы порубок леса вдоль рек.
Государственные имущества в России были представлены лесами и землями сельскохозяйственного пользования. До XVIII в. не делалось даже попыток отделить государственные доходы от доходов государя. В этот период управление земельным богатством казны заключалось в контроле за выдачей наделов служилым людям.
В XVII в. начали создаваться государственные хлебные запасы на случай войны или неурожайного года (строились «запасные магазины»). С 1630 г. была установлена зависимость надела от числа душ мужского пола, что, как предполагалось, должно было привести к увеличению поступлений податей в казну, поскольку такой порядок распределения земли должен был ликвидировать бросовые необрабатываемые (из-за нехватки рабочих рук в том или ином дворе) земли.
Лесные богатства России практически не приносили доходов казне, так как лес шел лишь на жилищное строительство и дрова. Значение леса возрастает с началом строительства деревянных укреплений вдоль южных границ государства.
Государственный кредит как источник доходов приобретает важное значение лишь в середине XVIII в., но отдельные попытки пополнения казны за счет займов предпринимались еще Иваном Грозным. В 1613 г. царь обратился к Строгановым, а духовенство от его имени – ко всем городам с просьбой о займе на нужды армии. Добровольный заем был незначительным, и тогда казна прибегла к принудительным заимствованиям «у монастырей и у наиболее богатых купцов и промышленников на условиях выплаты долга посредством зачета причитающихся с них налогов и пошлин и предоставления льгот. Так, в порядке добровольного займа от Строгановых было получено 3000 руб., а по принудительному займу - 40 000 руб.» . Второй принудительный заем был проведен в связи с войной с Польшей в 1632-1634 гг.
Существенным источником пополнения казны были конфискации. Правомерно предположить, что нередко причиной политических гонений становилось имущественное положение преследуемых. Однако четкие указания на такого рода основания конфискаций в научной литературе отсутствуют.
Таким образом, в формировании доходов государства участвовали все классы и группы населения страны, причем на смену случайным податям и налогам пришла стройная система с учетом особенностей формирования доходов в разных регионах и у различных групп населения.
Создание единого государства способствовало усилению роли торговли и выделению торгового капитала, т. е. зарождению капиталистических отношений в недрах феодализма XVII в. В частности, неудобства исчисления и громоздкость по-сошной системы привели в 1678-1679 гг. к замене посошного обложения подворным. Многие сборы и налоги были либо отменены, либо слиты. Остались неизменными налоги общегосударственного значения – стрелецкий, ямской и по-лонячный сборы (последние два были слиты в один и взимались в размере 10 коп. со двора церковных крестьян и 5 коп. – с дворцовых и помещичьих). В рассматриваемый период возрастает значение чрезвычайных налогов, введенных в середине XVII в., – запросных денег и процентных. В различные годы запросные деньги платились крестьянами по разным ставкам – от 25 коп. до 1 руб. со двора, а процентные – торговыми и посадскими людьми также в неодинаковых размерах (пятая, десятая и двадцатая деньга). От чрезвычайных налогов освобождались дворяне и духовенство.
Таким образом, в XVII в. в России формируется финансовая система – основную часть налогов составляют денежные изъятия. «Прямые налоги не были главной статьей государственных доходов, первое место в бюджете занимали косвенные налоги» . В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных – 24,6 % .
Наряду с другими факторами на формирование финансовой системы России значительное влияние оказали реформы в области управления. Так, создание Приказа счетных дел привело к созданию системы счетоводства и отчетности по доходам и расходам государства, к составлению росписи доходов и расходов (прообраза государственного бюджета). «В конце 1630-х гг. был создан Приказ счетных дел... Этот приказ учитывал доходы и расходы центральных и местных учреждений, проверял расходование средств, отпущенных воеводам, армии, послам и другим должностным лицам, рассматривал отчеты земских выборных и проверял их приходно-расходные книги... В результате улучшения финансового учета возникли зачатки росписи государственных доходов и расходов (имеется в виду роспись на 1680 г.)» .
Единый орган, которому было бы вменено право контроля над доходами и расходами государства, в XVII в. отсутствовал. Для осуществления своих функций почти все приказы имели закрепленные за ними доходные источники. Сбором налогов и даже их расходованием одновременно ведали несколько приказов, и в частности в разные годы XVII в. – Приказ новой четверти (кабацкие сборы), Приказ большого прихода, Приказ большой казны (ему подчинялся Денежный двор, занимающийся чеканкой монет), Приказ сбора пятинных и запросных денег, Приказ денежной раздачи, Приказ денежного сбора (при введении чрезвычайного налога «десятая деньга») и т. д.
Уже во второй половине XVII в. в России формируются предпосылки для экономических преобразований – зарождалось мануфактурное производство, развивались города, расширялись торговые связи между отдельными регионами страны, укреплялись товарно-денежные отношения, подкрепленные переводом натуральной налоговой системы на денежную основу. Благодаря реформаторской деятельности Петра I в первой четверти XVIII в все эти процессы ускорились.
Проведение активной экономической политики требовало принципиальной перестройки финансовой системы, и системы формирования доходов государства, и системы расходов. Ведомственный принцип уже не отвечал духу времени. Кроме качественного изменения экономической политики изменение финансовой системы было вызвано огромным ростом государственных расходов, и в первую очередь военных. Немаловажную роль в изменении финансовой системы сыграли реорганизации административного деления страны и системы государственных органов. Окончательное формирование финансовой системы России относится к первой половине XIX в.
Роль Петра I в экономическом и социальном преобразовании, несомненно, трудно переоценить – его неустанная жажда реформ ускорила естественные процессы развития феодального государства.
Петровский период, и в этом, несомненно, личная заслуга Петра I, дает нам яркий пример обратного воздействия надстройки на базис – экономическая и финансовая политика государства были направлены на экономическое развитие России. Дорогостоящие войны преследовали, в частности, цель обеспечения свободных кратчайших путей в Европу и на Ближний Восток. Задача финансового обеспечения войн и стала первой важнейшей проблемой всей экономической политики правительства. Петр I понимал, что мелкое натуральное крестьянское хозяйство не в состоянии обеспечить возрастающие потребностей государства. Вот почему государство уделяло повышенное внимание развитию торговли и промышленности.
Постоянные войны за расширение и укрепление границ требовали увеличения притока финансовых ресурсов. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги – рекрутский, корабельный, драгунский и т. д.
Финансовый аппарат России не справлялся с задачей обеспечения государственных потребностей деньгами. Возник институт «государевых прибалыциков», занимающихся разработкой новых финансовых мероприятий. И прежде всего новое развитие получило прямое обложение. С 1704 г. вводится целый ряд новых сборов – хомутный, шапочный, с бороды и т. д., возрастает и размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государственной службы) распространяется и на дворян – от 50 до 125 руб. (обычная норма налога с тяглого двора – 2,5 руб.). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Двойной гнет несли крестьяне, ибо эксплуататорские классы перекладывали на них свое налоговое бремя.
Кроме обязанностей по подвозке строительных материалов, корабельного леса, строительства кораблей дорог и общественных построек крестьянам были вменены дополнительный хлебный сбор для нужд армии и флота (общая потребность раскладывалась по дворам), и обязанность по поставкам лошадей для армии (из расчета одна лошадь с 40 дворов или 12 руб.). Был введен целый ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, постоялых дворов, с наемных углов (25 % годового дохода), с заводов и фабрик, на заготовление амуниции (4 алтына со двора) и т. д.
В эпоху Петра резко возросло число и бремя денежных налогов. Только обычных налогов, взимавшихся из года в год, было около 30, а в Поволжье и Приуралье – еще больше. О характере налогов и сборов говорят следующие факты: в 1710 г. был издан указ о сборе денег с крестьянских дворов и купецких людей на наем подвод под артиллерийские и иные припасы; в том же году – о сборе в Московской губернии со всех доходов по деньге с рубля; в 1712 г. – о ежегодном сборе с губерний 20 тыс. руб. на изготовление и обжигание в Петербурге извести; в 1713 г. – «О приуготовлении на полки, которые при фельдмаршале Шереметеве, вина, уксуса и пива, и о сборе для сего денег со всех губерний с дворового числа»; в том же 1713 г. – о сборе денег с каждого двора на фураж для армейских полков в С.-Петербургской губернии; в 1714 г. – о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове»; в 1717 г. – о сборе денег для поставки провианта в С.-Петербургский «магазейн»; в 1721 г. – о сборе денег на провиант и всякие морские припасы к предстоящей морской кампании, о сборе денег на построение Ладожского канала и т. д. Действительно, даже простой перечень вновь введенных налогов достаточно красноречиво говорит об их характере: налог на бани (взимаемый с высших чиновников в размере 3 руб. в год, с дворян – 1 руб., с крестьян – 10 коп.), сапожный налог, шапочный, за прорубку проруби, с печных труб и т. д. Хрестоматийными стали налог на бороды (от 100 руб. с купцов гостиной сотни до 1 коп. с крестьян при въезде и выезде из города), брачный налог, глазной налог и т. д.
Особенно тяжелой была финансовая эксплуатация народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, удмуртов, марийцев, мордовцев; 25 % всего взрослого мужского населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. В 1704 г. через прибалыциков на эти народы было возложено 72 налога. Возрастающее количество налогов и рост налогового бремени, непрестанные войны приводили к росту недоимок, к бегству крестьян, к сокращению населения. Даже в районах, удаленных от военных действий, численность населения уменьшилась за петровское время на 1/3 (например, в Вологодской губернии население сократилось с 1678по 1710 гг. почти на 40%).
При Петре I развивались и косвенные налоги – пошлины, монополии, регалии. Кроме ранее действовавших монополий на водку, поташ, смолу, ревень и других добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко использовался метод откупов. Так, в России было запрещено разведение табака и табачное дело было отдано в откуп английскому адмиралу Кармертеру. Пошлины все более приобретали протекционистский характер, и их ставки колебались от 5 до 37 % в зависимости от вида товара. При помощи высоких пошлин ограничивался вывоз некоторых видов сырья и ввоз товаров, которые производились внутри страны (в 1724 г. высшая ставка была доведена до 75 %).
Петровское правительство использовало как доходный источник и монетную регалию, с целью чего скупалось вся произведенная в стране медь. На производство монет шли даже пушки и колокола. Значительный доход приносила и система конфискаций и штрафов. Однако вся эта сложная дорогостоящая налоговая система оказалась не в состоянии удовлетворить потребности государства. «Важнейшей частью финансовой политики Петра является его налоговая политика. Огромный рост расходов, связанный с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности Петра, постоянно приковывал внимание петровского правительства к финансовому состоянию государства. Нужно признать, что финансовая, а точнее, даже фискальная деятельность занимала весьма большое место во всей экономической деятельности Петра и его правительства» .
Общий принцип определения величины требуемых расходов при Петре не изменился – за основу бралась потребность государства в основных постоянных расходах, главной статьей которых были военных расходы. В 1711 г. была завершена реорганизация армии, она стала регулярной. Русская армия включала в себя 33 полка кавалерии, 42 полевых пехотных полка и 43 гарнизонных полка. Был определен численный состав и норма расхода на каждый полк (по типам), установлен размер оклада офицерам.
Установленная численность и нормы расходов позволили точно определить потребность государства на содержание армии – более 2,7 млн руб. ежегодно.
В основу налогового обложения была принята перепись 1677-1678 гг. по восьми губерниям (Московская, С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская) по которым исходя из числа дворов, объединенных в доли, были расписаны как армейские, так и другие расходы. В одну долю входило 5536 дворов. (Данные о количестве долей в отдельных губерниях свидетельствуют, что принятое административное деление было не очень удачным. Так, в Московской губернии было 44,5 долей, а в Киевской – только 5). Расчеты позволяют определить, что только на содержание армии каждый крестьянский двор платил 3 руб. 13 коп. В связи с некоторыми изменениями в структуре и численности армии и изменением норм расходов в 1720 г. общая потребность государства на содержание армии составила 4 млн руб.
Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации обложения. Ф. С. Салтыков, А. А. Курбатов, Я. С. Юрлов и другие, ссылаясь на опыт Швеции, в которой подушное обложение позволяло содержать хорошо вооруженное регулярное войско, предлагали заменить подворное обложение подушным .
Для реформы налогового обложения в 1722–1724 гг. была проведена перепись мужского населения. По данным на 1722 г., в России числилось 5 млн душ мужского населения, на которых и разделили потребные на содержание войск 4 млн руб. Полученная сумма в 80 коп. и была утверждена как ставка налога на податную душу. Данная система не учитывала состояние хозяйства – его доходность, обремененность долгами, доход на одного члена семьи и способствовала дальнейшему расслоению сельского населения, его капитализации. Была сохранена старая система круговой поруки – общество отвечало за поступление налога с умерших и беглых крестьян (до следующей ревизии).
По завершении переписи в 1724 г. число податных душ составляло 5570 тыс., что позволило снизить ставку налога на 6 коп., а в следующем году еще на 4 коп. Ставка налога в 72 коп. существовала в России до конца XVIII в. Для городского населения ставка налога была установлена в размере 1 руб. 20 коп., казенные крестьяне кроме подушного налога платили еще 40 коп. в виде денежного оброка.
Из установленных в 1722 г. окладов налога следует, что первоначальная ставка для всего податного населения составляла 1 руб. 20 коп. (исходя из 6 млн руб. государственных расходов). С помещичьих крестьян налог был снижен на 40 коп. в пользу землевладельцев. Фактически помещичьи крестьяне платили значительно большие суммы, так как на них была возложена и часть налога, падающая на дворовых людей. Реорганизация податного обложения привела к значительному росту прямых доходов. Значительно сократился удельный вес косвенных налогов. По государственной росписи доходов и расходов на 1723 г. приведены следующие данные. Подушная подать с помещичьих крестьян – 3220 тыс. руб., с государственных крестьян – 1243 тыс. руб., с посадских людей – 212 тыс. руб. (в том числе 10 тыс. руб. денежного сбора взамен рекрутов), всего 5096 тыс. руб. Косвенные налоги и сборы давали казне 4100 тыс. руб. Основными источниками доходов являлись таможенные сборы – 656 тыс. руб., соляный доход – 612 тыс. руб., кабацкие доходы – 585 тыс. руб., монетный доход – 216 тыс. руб. и т. д. Общая сумма расходов была определена в 9578 тыс. руб., т. е. почти на 400 тыс. руб. больше доходов. Полученные средства направлялись на укрепление крепостей и содержание войска – 5352 тыс. руб., на флот – 1547 тыс. руб., на строительство – 662 тыс. руб., на двор и центральный аппарат – 450 тыс. руб., на посольства, подарки иностранным государям и секретные расходы – 762 тыс. руб., на содержание Академии наук и Морской академии – 47 тыс. руб., на богадельни и госпитали – 35 тыс. руб. и т. д. Из росписи видно, что основная часть государственных доходов использовалась на непроизводительные цели.
Таким образом, сформировавшаяся к XVIII в. громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).
В истории России XIX в. характеризуется таким важнейшим событием, как отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов, однако каких-либо существенных изменений в налоговой системе России в первой половине XIX в. не произошло (если не считать подоходный налог на помещиков, введенный на время войны с Наполеоном и отмененный в 1819 г.).
Отмена крепостного права привела не только к появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. Налоги с основного податного сословия – крестьян (а на их долю приходилось 76 % всех налогов) по форме не изменились, т. е. главным прямым налогом оставалась подушная подать. 0В 1862 г. ставка подушной подати с крестьян была увеличена до 1 руб. (в Сибири– 90 коп.), с мещан – до 1,5 руб. В 1863 г. подушная подать с мещан была увеличена еще на 25 коп. Оброчная подать в 1861 г. была увеличена в 2,25 раза до 3,30 руб., а в 1862 г. под видом дополнительного сбора и оброчная подать была увеличена от 1,5 до 9 коп. с десятины годной к возделыванию земли. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: были введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на промыслы. Пошлина за право торговли и на промыслы была разделена на две части – на патентный сбор и сбор за билеты на торговые и промысловые заведения. Размеры сборов были дифференцированы: патентный сбор для мелочной торговли составлял 8-20 руб., для купцов второй гильдии 25-65 руб. и для купцов первой гильдии – 265 руб. в год. Еще больше был дифференцирован сбор за билеты –от 2 до 30 руб. (всего было установлено 15 ставок в зависимости от объема оборота и класса местности). Местные налоги были представлены земскими сборами. Средняя сумма земского сбора была установлена в 34,25 коп. с податной души, с дифференциацией от 14 до 40 коп. по различным губерниям.
В конце XIX в. существенно возросла роль косвенных налогов, и, прежде всего питейных налогов. К началу XX в. в России действовали следующие косвенные налоги: налоги на сахар, спички, нефть, табак, пиво, фруктово-виноградные вина, питейная монополия, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные перевозки.
Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи, поземельный налог (введен в 1875 г.) и промысловый налог.
История развития налогов и налогообложения в Средние века (V--XVII в.в.)
Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».
В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов -- баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.
Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустением казны» -- помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом -- Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.
Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение -- акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV -- первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.
При этом в большинстве стран Европы фактически складывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог -- капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов -- городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля -- судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги -- акцизы на продукты питания, табак, бумагу.
Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики -- богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию -- с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.
К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.
История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII--XVIII вв. -- конец XIX в.)
Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.
В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.
К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические воззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.
История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX--XXI вв.)
Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.
Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой -- это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.
На рубеже XX--XXI вв. в Европе началось формирование налоговой системы Европейского союза.
В 2010 году мы отмечаем двойной юбилей: 20-летие создания налоговых органов России и 125 лет с момента образования Податной инспекции в структуре Минфина. Однако прообраз современных налогов возник на Руси значительно раньше
Налоги появились с возникновением первых общественных потребностей. Они начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя, а свое развитие получили с момента образования государства. В современном обществе налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.
Древняя Русь
На Руси финансовая система начала складываться в период объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX века. Утвердившись в Киеве, князь Олег (ск. 912 или 922) занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 году Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье) платили по одной кунице с жилья, а население Новгородской земли платило дань киевскому князю русскими гривнами, серебряными слитками.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Известно, что в Древней Руси было также поземельное и косвенное обложение . Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за измерение товаров.
Судебные пошлины взыскивались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого (в качестве возмещения убытков), а князю — пошлину, именуемую , в размере 12 гривен. Вира могла уплачиваться также за другие преступления — за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т. д.
Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, , где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк.
Возникнув в качестве обычая, эти порядки впоследствии были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (около 978-1054) — первом российском своде законов, включавшем нормы налогового законодательства.
Средние века
В XII веке сборщик пошлин в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII века на Руси входит в обиход название «таможник». Так стали называть главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
Во время монголо-татарского нашествия основным налогом стал выход , взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Выход взимался с души мужского пола и с головы скота.
Каждый удельный князь сам собирал в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Золотую Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп . Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.
В итоге взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины и, прежде всего, торговые сборы . Количество доходов существенно увеличилось за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (около 1288-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины обычно были таковы: «с воза пошлины — деньга; если кто поедет без воза верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын». В летописях упоминаются также пошлины с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, медовая и др.
Конфликт князя Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (около 1335-1380), фактическим правителем Золотой Орды, начался с разногласий из-за размера дани. Победа в Куликовской битве, одержанная в 1380 году русскими полками во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками, не принесла России освобождения от ордынской дани.
После свержения власти Золотой Орды
Уплата выхода была прекращена лишь через 100 лет в 1480 году Иваном III (1440-1505), после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело, то есть на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.
Ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех . В каждом погосте сначала описывалась церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли помещиков и купцов. При описании селения указывалось количество высеваемого хлеба, доход в пользу землевладельца, угодья, существующие при селении. Если жители занимались не хлебопашеством, а другим промыслом, то изложение сведений соответственно изменялось.
Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать (единицей обложения служила соха — определенное количество земли), включавшая в себя и поземельный налог. Размер последнего зависел не только от количества земли, но и от ее качества. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи и расчет на этой основе налогов. Соха как единица налогообложения была отменена в 1679 году. Единицей для исчисления прямых податей стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Правление Ивана Грозного
Иван Грозный (1530-1584) преумножил государственные доходы, наведя порядок в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей , то главным объектом обложения служила земля, а раскладка (расчет) налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Со времени правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком .
Кроме и оброка, практиковались целевые налоги . Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон (плен).
Раскладкой и взиманием податей занимались земские общины через выборных окладчиков. В их обязанности входило наблюдение за тем, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.
Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины , которые взимались при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенные и судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, то есть право их сбора передавалось за определенную плату частным лицам (откупщикам). Введение системы откупов служило препятствием для развития торговли, так как приводило к искусственному усложнению налогообложения, необоснованным придиркам и вымогательству со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.
XV-XVII века
В конце XV века произошло политическое объединение русских земель. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще довольно долго. Большинство прямых налогов собирал . Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы:
- в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс;
- Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири;
- Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли;
- Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов;
- Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью;
- Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.
Помимо перечисленных, отдельные виды налогов также собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Иными словами, финансовая система России в XV-XVII веках была сложна и запутанна. Она была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 году Счетный приказ. Задача Счетного приказа состояла в контроле приходных и расходных сумм по разным учреждениям.
Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать . Резко выросла стрелецкая подать , которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство . Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и соляные бунты. Акциз на соль пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.
Царствование Петра I
Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие практически все сферы экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). В допетровское время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным положением дел в экономике страны. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, поскольку считал это необходимым для укрепления финансового положения государства. В народно-хозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых недр и богатств, во всех отраслях хозяйства появлялись новые орудия производства и новые приемы труда. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.
В 1717 году была учреждена . Ей Петр Великий предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». В России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.
Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, то есть предпринимала меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров, в том числе через взимание таможенных пошлин.
Чтобы стимулировать развитие промышленности, занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало расширения торговли. Однако развитие торговли затруднялось из-за состояния путей сообщения. Несмотря на это, в России бурно росла налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых месторождений полезных ископаемых. Гарантируя отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.
Помимо , были введены военные налоги : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь даже учредил особую должность — прибыльщик, обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыли». Также были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, пошлина на бороды и др.
Впоследствии прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати . Напомним, до 1679 года единицей налогообложения была соха, устанавливаемая «сошным письмом». С 1679 года такой единицей стал двор. Теперь предложено было перейти от подворной системы обложения к поголовной. Единицей налогообложения вместо двора стала мужская душа.
Петр I также реорганизовал управление финансами . Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них поручили надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее (например, подушная подать), неокладными — таможенные пошлины, откуп, налог с заводов и другие, размер которых заранее неизвестен. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главными расходными статьями в тот период времени были содержание армии и флота. Для контроля за расходованием денежных средств была создана Ревизион-коллегия.
Эпоха Екатерины II
Во время правления Екатерины II (1729-1796) кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества. Были отменены все частные промысловые налоги и подушная подать с купцов, и вместо них установлен . В зависимости от имущественного положения купечество было разделено по трем гильдиям. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами — в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались.
Екатерина II по-своему преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция государственных доходов, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов (штрафов).
В губерниях для управления государственным имуществом, сбора податей, ревизии счетов и заведования другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Губернской казенной палате подчинялись губернское и уездные казначейства, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали вплоть до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям.
Таким образом, Екатерина II продолжила курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В период ее правления заметно укрепились бюджеты городов.
Начало XIX века
В 1802 году Манифестом Александра I (1777-1825) «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов. В 1809 году разработана программа финансовых преобразований — «План финансов». Появление этого документа связано с именем крупного государственного деятеля (1772-1839). Программа содержала ряд неотложных мер, направленных на ликвидацию бюджетного дефицита, рост доходов казны, в том числе за счет повышения податей и введения новых налогов.
Через несколько лет после «Плана финансов», а именно в 1818 году, в России появился первый крупный труд в области налогообложения — книга (1789-1871) «Опыт теории налогов». Эта книга свидетельствует о том, что в России хорошо знали работы западных экономистов. Имелся и отечественный опыт. «Все богатства народные, — считал Н.И. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: из дохода от земли, из дохода от капиталов, из дохода от работы».
Н.И. Тургенев выдвигает новую для того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения тех или иных налогов. Данное требование до сих пор является актуальным для нашей экономики.
На протяжении XIX века основным прямым налогом была подушная подать . Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения . Таковыми, в частности, были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 год). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов — на уплату государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были платить вдвое».
Кроме того, существовали специальные государственные сборы . Например, в 1834 году был введен сбор с проезда по законченному к тому времени шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 году этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, за перевозку железнодорожных грузов большой скоростью, сборы в морских портах.
Действовали также пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения . В тот период времени указанные пошлины взыскивались только с лиц, не имеющих прямого права наследования. Кроме государственных налогов, имелись местные .
К середине 50-х годов XIX века финансовое положение России было подорвано Крымской войной. Бюджетный дефицит пришлось покрывать повышением налогов, привлечением займов и работой печатного станка. Вместе с тем для оживления промышленности были снижены таможенные пошлины.
Вторая половина XIX века
В 1863 году в налоговой системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городской недвижимости . Этим налогом облагались не только , но и заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи и другие строения, а также пустующие земли.
На базе законов Екатерины II о купеческих гильдиях началась реорганизация промыслового налога . Изменения происходили в 1863, 1865, 1885 и 1898 годах. Важнейшую часть промыслового налога стали составлять пошлины на право торговли и промыслов. Чтобы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно брать свидетельства и вносить соответствующую плату в бюджет. Предусматривались свидетельства двух видов: гильдейские (купеческие) и просто промысловые.
В 1898 году появилось Положение о государственном промысловом налоге. Этот налог, представлявший собой комплекс прямых окладных и неокладных налогов на торгово-промышленную деятельность, просуществовал в России вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Указанные налоги взимались по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России, при ежегодной выборке промысловых свидетельств.
Величина дополнительного промыслового налога зависела от размера основного капитала и прибыли предприятия, а также от того, является предприятие гильдейским или акционерным обществом.
В 1875 году государственный , введенный в 1864 году, был заменен поземельным налогом . Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась произведением подлежащей обложению территории в десятинах на оклад (ставку) налога с десятины удобной земли или леса. Величина оклада (ставки) налога колебалась от 1/4 копейки в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 копеек в Курской губернии.
В результате предпринятых мер бюджетный дефицит удалось ликвидировать. Этому в большой степени способствовали косвенные налоги . Среди косвенных налогов самые крупные доходы государству приносил акциз на алкогольные напитки или, как его называли в России, питейный налог . В стране издавна варили мед, пиво, брагу. Вино и водка стали распространяться лишь с XIV века. Торговали ими государственные целовальники, которые принимали присягу в добросовестном ведении дела и в подтверждение клятвы целовали крест, откуда и происходит их название. Контролировали целовальников выборные кабацкие головы.
До Екатерины II передача питейного дела на откуп была редким случаем. В 1817 году откупа были временно отменены, и в России вернулись к казенной продаже вина. Но через 10 лет их ввели вновь в интересах пополнения казны. С 1863 года откупа были отменены окончательно и введен акциз в размере 4 копеек на 1 градус крепости напитка. Помимо акциза, формой питейного налога стал патент на торговлю спиртным.
Кроме того, действовали различные акцизы : на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд других товаров. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она также обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
Основной прямой налог — подушная подать — все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократное его повышение приводило лишь к росту недоимки. Тем не менее правительство долго не решалось на полное упразднение подушных податей и их замену подоходным налогообложением, ограничиваясь лишь отменой подушной подати для отдельных категорий населения.
Подушная подать была отменена лишь в 1882 году. Это событие связано с именем министра финансов России Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Взамен подушной подати пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в .
Итак, налоговая система страны все усложнялась. Поэтому реформы требовались и в налоговом администрировании . До 1861 года ответственными за уплату налогов в поместьях были приказчики. Подати с государственных крестьян взимали выборные земские власти: десятские, сотские, целовальники. В 1861 году функции по сбору податей были переданы мировым посредникам, а в 1874 году податной надзор отдан уездной полиции. Таким образом, сбором налогов стали руководить исправники — главы полиции в уезде. В 1880-е годы созданы губернские и уездные податные присутствия. Они избирались сроком на три года губернским земским собранием, губернской Думой и купеческим обществом.
В 1885 году по инициативе Н.Х. Бунге был учрежден институт податных инспекторов. На податных инспекторов возлагалась непосредственная работа с налогоплательщиками на местах, включавшая назначение и взимание всех прямых налогов и контроль за их сбором. При этом податные инспекторы имели также полномочия на проведение ревизий в уездных финансовых органах и органах местного самоуправления. Именно Податную инспекцию можно считать предшественником современной налоговой службы России. Поэтому в 2010 году отмечается не только 20 лет со дня создания налоговых органов России, но еще и 125 лет с момента образования современного прообраза этого ведомства — Податной инспекции в структуре Минфина. Податная инспекция просуществовала до 1917 года, показав высокую эффективность работы
Вира — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения
Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов
Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы, например ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам
Погост — административно-территориальная единица на Руси
Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием "ясак"
Доходы Приказа большого прихода состояли из сборов с лавок, гостиных дворов в городах, погребов, мер для питья и товаров, таможен и др. Собранные деньги расходовались на содержание приезжавших иноземных купцов, на выдачу содержания русским послам, отправляемым за границу, на постройку судов и покупку товаров, на жалованье подьячим, работникам при судах и при царском Соляном дворе
Мануфактур-коллегия — коллегиальный орган государственной власти, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур
Стрелецкие подати — деньги, собираемые с городского населения
Первоначально гильдейский сбор составлял 1% от объявленного капитала (независимо от гильдии), но впоследствии увеличивались как размеры гильдейского сбора, так и минимальные размеры объявленного капитала, необходимого для записи в ту или иную гильдию
М.М. Сперанский впоследствии писал: "Переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства"
На обороте титульного листа книги Н.И. Тургенева было напечатано распоряжение автора: "Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов"
Бурный рост городского населения привел к тому, что в 1894 году в России был введен государственный квартирный налог, который уплачивал содержатель квартиры (не важно, являлась квартира его собственностью или была арендована)
В соответствии с правилами 1864 года все бывшие земские сборы были разделены на государственные, губернские и уездные, а также частные земские сборы
Сущность выкупной операции состояла в следующем: под земли, приобретаемые крестьянами, правительство выпускало особые кредитные процентные обязательства (выкупные свидетельства), по которым крестьяне обязаны были в течение 49,5 лет ежегодно платить в казну проценты и погашать часть суммы основного долга
Прямые налоги.
Прямой налог – налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Когда русские войска успешно выдержали «стояние на Угре» и страна, обретя свободу, прекратила платить татаро – монголам «выход». А это означало, что теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. На смену «выходу» пришел прямой налог в русскую казну – «данные деньги». Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.
Черносошные крестьяне – категория тяглых людей в России в XVI–XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.
Посадские люди – сословие средневековой (феодальной) России, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах). А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные – для литья пушек, полоняничные – для выкупа ратных людей, засечные – для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать – на создание регулярной армии и т.д. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.
Косвенные налоги
Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Винные откупы были введены в XVI веке и наибольшее значение приобрели в XVIII веке – XIX веке. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40% суммы всех налогов госбюджета. Винные откупа, система взимания косвенного налога, при которой отдаётся на откуп частным предпринимателям право торговли вином. Откупщики платили государству заранее оговоренную денежную сумму, получая право на откуп на публичных торгах. Особое развитие получили в 18 в. Массовое введение Винного откупа последовало за указом 1765. В 1765–67 были распространены по всей стране (кроме Сибири). Отдача на откуп (сроком на 4 года) вначале оформлялась по отдельным. питейным заведениям, позднее по уездам и губерниям (система Винные откупа до начала 19 в. не распространялась на ряд западных, северо-западных, юго-западных губерний и Царство Польское, где право торговли вином сохраняли помещики и города). С 18 в. Винные откупа явились одним из источников так называемого первоначального накопления капитала. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций. Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV–XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486–1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»http://works.tarefer.ru/61/100154/index.html - _ftn6.Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек с рубля оборота).
Восстание под предводительством Е. Пугачева
Причины восстания.
К главным причинам народных выступлений второй половины XVIII в. можно отнести:
1) усиление крепостничества (1760 г. - разрешение помещикам без суда ссылать крепостных в Сибирь, 1765 г. - на каторгу, 1767 г. - запрещение жаловаться на владельца государю, увеличение барщины), что вынужда...
Организация провинциального управления в Османской Сирии
В период своего пребывания в Сирии султан Селим I созвал собрание представителей различных сирийских городов и областей. Он лично выслушивал пожелания собравшихся, разбирал жалобы и улаживал конфликты. По распоряжению султана были значительно снижены налоги и торговые пошлины, произведена перерегистрация зе...
Политика и экономика страны. Итог.
Финансовый кризис 1927 г. вызвал существенные изменения в расстановке политических сил – в кабинетах усиливается влияние военщины и намечается ее сближение с политическими партиями буржуазии. Проследите политику кабинета генерала Танака (апрель 1927), проявившуюся в откровенном усилении реакции как во внутр...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)
Реферат по дисциплине
« Денежно-кредитная и финансовая системы »:
« Налоговая система России в 10-17 веках »
Выполнил :
студент группы ФК 1-6
Липартелиани Д.Г.
Научный руководитель:
Чадина Е.В.
Москва 2011
Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.
История налогообложения в России - сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Первая тенденция - периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.
Вторая тенденция - постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату - росту косвенного обложения.
Третья тенденция - постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.
Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».
К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 году.
На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 году ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 году переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 году проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.
26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.
На протяжении XIV-XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.
В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).
В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России - «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название - «стрелецкие деньги».
С конца XVI века в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.
С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 году подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 году, а в 1613 году приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.
Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сборов и податей в России и сокращению их количества принято относить к 1672-1682 годам. В 1679 году царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).
Несмотря на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.).
Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722-1724 годы), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу.
Введенная в 1724 году подушная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Одновременно снизилась доля косвенных налогов с 21 до 13%.
Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменен он был только после Февральской революции 1917 году. Естественно, что этот вид налогообложения не оставался неизменным на протяжении почти пяти веков его существования. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом), то позднее, с XVIII века, он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем в разные исторические периоды в разных областях России предметы обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов - поголовным, для якутов - взимавшимся в соответствии с количеством скота.
На протяжении второй половины XVIII-начала XIX веков продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества:
введение налогообложения имущества (фабрик и заводов - по рублю со стана, а где стана нет - по 1% с капитала);
введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.
Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский сбор с объявленных капиталов) - начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати. В дальнейшем гильдейское обложение неоднократно пересматривалось.
Список используемой литературы:
http://ru.wikipedia.org
Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2010 г.
Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2008 г