Валютное право: общие положения. Международное валютное право и регулирование валютных операций Направления международного регулирования в валютном праве

Совокупность международно-правовых норм, касающихся правил конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов и т.п., составляет нормативный блок, который можно назвать международным валютным правом. В таком понимании международное валютное право – публично-правовой институт, институт международного финансового права.

В силу международно-правового обычая государства имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег – национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги – это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным ("невидимым") деньгам. К безналичным относятся деньги на текущих банковских счетах, которые служат основой чекового обращения, а также расчетов посредством кредитных (дебетовых) карточек. В наше время происходит становление денег будущего – "электронных денег", движение которых регулируется посредством компьютерных программ.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой – или даже вместо нее – определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность:

  • а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;
  • б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно – без всяких ограничений – могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом – с прямыми и портфельными инвестициями. Однако как было показано выше, путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые – полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока является китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в центральном банке или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт. Такое требование авансирования импорта увеличивает стоимость иностранной валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке;
  • прямое распределение правительством или центральным банком иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение центрального банка на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи центральным банком иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его.

На частноправовом уровне валютные сделки (как правило, в форме купли-продажи иностранной валюты) совершаются либо на межбанковском рынке, либо на валютных биржах. Соответственно регулируется порядок таких сделок законодательством о банках и банковской деятельности, о биржах и биржевой деятельности, гражданскими и торговыми кодексами, законами о валютном регулировании, актами центральных банков, подзаконными актами. Весь этот законодательный массив в разных странах постепенно унифицируется и гармонизируется. Международный валютный рынок носит децентрализованный характер: сделки совершаются биржами и банками по унифицированным правилам.

Валютные биржи представляют собой предприятия, которые предоставляют площадку и услуги по совершению купли- продажи валюты – преимущественно со спекулятивными целями. Наиболее известны валютные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио, Сингапура, Гонконга, Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Парижа, Брюсселя.

Масштабы валютных спекулятивных операций в наше время огромны. Большие закупки и (или) продажи иностранной валюты способны сильно повлиять на курсовое соотношение валют и их стабильность, что ударяет по экономике отдельных стран и даже регионов мира. В последнее десятилетие спекуляциями на биржах стали заниматься и банки, что, по мнению экспертов, послужило одной из причин финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. Как следствие, рассматривалось даже предложение ввести глобальный налог на спекулятивные операции банков, но оно не нашло поддержки.

Межбанковский валютный рынок обеспечивает круглосуточную куплю-продажу валюты для текущих нужд банков, для финансирования проектов с участием банков, предоставления займов и т.п. Масштаб валютных сделок составляет порядка 3 трлн долл, в день. Сделки купли-продажи валюты банками совершаются по согласованным правилам и могут предусматривать: а) немедленную поставку валюты (т.е. на второй рабочий день со дня заключения сделки; такие сделки называются сделками "спот"); б) срочные поставки валюты – по форвардным сделкам (например, по сделкам "своп", когда одновременно, единой сделкой, покупается одна валюта и продается другая). Курсовое соотношение валют по сделкам "спот" и форвардным сделкам – различно.

Как правило, у каждого крупного банка имеется банк- корреспондент за рубежом (или несколько таких банков-корреспондентов) и на основании межбанковского договора в банке (банках)-корреспондентах открываются счета по каждой иностранной валюте. Такие счета называются счетами "ностро" (nostro – "наш").

Центральные банки нередко повышают процентные ставки, чтобы привлечь иностранную валюту в страну, а это, в свою очередь, сказывается на внутреннем обменном курсе.

10.1. Международные валютные отношения как объект государственного регулирования .

В конце XX века уровень глобализации достиг такого уровня, что возможности государств добиться экономического и социального подъема в одиночку резко сократились. Поэтому неотъемлемой чертой взаимоотношений государств современного периода является стремление к валютному сотрудничеству, интеграция в валютно-финансовой сфере. Этот процесс повлек стремительное развитие международных валютных отношений, выступающих специфическим объектом государственного регулирования. В литературе международные валютные отношения определяют как совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность 24 Государственное регулирование международных валютных отношений осуществляется через валютную политику государств. Внутренняя политика конкретного государства направлена на создание собственного валютно-. Международные валютные отношения обслуживают международную торговлю и движение инвестиций. Они возникают при предоставлении и получении кредитов, совершении сделок купли-продажи валюты и др. Через платежные балансы, валютные курсы, расчетные операции международные валютные отношения оказывают активное воздействие на всю мировую экономику. 24 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., Дело. 2002. С. 14. правового режима через установление экономических, юридических и административных мер регулирования. Государственное регулирование направлено на развитие и укрепление международных валютных отношений, защиту интересов публичных и частных субъектов в валютной сфере, предотвращения правонарушений в области международных валютных отношений. Государственное регулирование международных валютных отношений отличается двойственностью. С одной стороны, государство взаимодействует с иными публичными субъектами в международных валютных отношениях по поводу установления общих правил поведения как для публичных, так и для частных субъектов. Государства вступают в эти отношения на основании добровольности и свободы волеизъявления. Основным правовым средством реализации отношений в рамках международного валютного права выступает метод согласования правил в международных валютных отношениях, что способствует унификации международного валютно-правового режима. С другой стороны, государственное регулирование направлено на установление национального валютно-правового режима, представляющего собой установленный законом РФ специфический порядок функционирования валютных отношений. Национальный валютно-правовой режим не существует автономно, он подвержен изменениям, происходящим в рамках международных валютных отношений, поскольку взаимодействует с другими национальными валютными системами. Публичные субъекты взаимодействуют между собой по поводу валютных курсов, условий конвертируемости, правового статуса нерезидентов и т.д. Реальное воплощение результатов подобных взаимоотношений находит в принятии международных правовых норм, воздействующих на внутренние валютно-правовые режимы государств. В международных валютных отношениях международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в валютной сфере унифицируются Сферой проявления международных валютных отношений выступает международная валютная система 25 Согласование национальной и международной валютной систем – задача публичных субъектов в процессе принятия и применения норм международного права в валютной сфере. . В международных валютных отношениях функционируют национальные и региональные валюты всех государств. С одной стороны, государства выступают по отношению друг к другу как равноправные партнеры в системе мировых хозяйственных отношений, реализуя свой экономический (валютный) суверенитет. С другой стороны, в международных валютных отношениях сталкиваются интересы различных государств. Развитые государства стремятся обеспечить в международной валютной системе преимущества своей национальной или коллективной валюте. 25 Исторически первой мировой валютной системой является Парижская валютная система. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало единственной формой мировых денег золото. Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост государств. Второй валютной системой является Генуэзская валютная система, оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Ее основой являлись золото и девизы (девизы – это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото). Третья мировая валютная система – Бреттон-Вудсская была оформлена соглашением стран (44 страны) на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в 1944 г. Основой этой системы были доллар США и золото. Ее характеризовали следующие основные черты – устанавливался паритет своих валют по отношению к доллару США; страны – члены имели право обменять принадлежащие им доллары на американское золото про официальной твердой цене (35 долл. за унцию золота (в унции 31, 1 г чистого золота)). В августе 1971 г., после того как на требование Великобритании конвертировать доллары в золото последовал отказ США, система золотодолларового стандарта перестала существовать. После 1971 г. появилась новая мировая валютная система (Смитсоновская) – долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США. Основное отличие системы долларового стандарта от золотодолларового стандарта состояло в отказе США от размена доллара на золото. В этот период значительно увеличились долларовые резервы остальных стран мира, что в условиях фиксированных курсов приводило к росту инфляции. У стран возникало стремление отказаться от привязки к доллару и в 1973 г. система долларового стандарта была отменена и начался период свободного выбора валютных курсов. Элементами национальной валютной системы являются: субъекты валютных правоотношений; объекты валютных правоотношений; режим курса национальной валюты; валютное регулирование и валютный контроль. Одной из важнейших характеристик валютно-правового режима государства валютный курс, который представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, евро). Количество национальной и иностранной валюты в экономике государства должно быть сбалансированным. Это означает, что между национальной и иностранной валютами под влиянием рыночных и административных факторов складывается определенное соотношение – цена одной валюты в единицах другой валюты. Такое соотношение называют валютным курсом. Валютный курс может формироваться под влиянием преимущественно рыночных механизмов, а может жестко устанавливаться государством. В первом случае национальная валютная система характеризуется открытостью для международных валютных отношений. Во втором случае государство фиксированным валютным курсом ограждает национальную валютную систему от внешних валютных рынков. Воздействуя на валютный курс, государство тем самым управляет экспортно-импортными отношениями. Так, если национальная валюта слабее и колебание курса превышает определенные границы, государство (как правило, центральный банк) скупает национальную валюту в обмен на иностранную. Слабеющая национальная валюта делает более выгодным экспорт товаров, чем импорт. Усиление курса национальной валюты, наоборот, делает более выгодным импорт. Таким образом, если воздействовать на валютный курс в одностороннем порядке это неизбежно затронет государственные и частные интересы иных субъектов международных валютных отношений, что может вызвать конфликты в валютной и внешнеэкономической сферах. В соответствии со ст. 53 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные котировки 26 Официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным иностранных валют по отношению к рублю. Порядок установления официальных курсов определяется Положением об установлении Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Курсы основных валют, используемых в Российской Федерации во внешнеэкономических расчетах, и курс СДР устанавливаются в следующем порядке. Банк России каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю. Официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывается Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и курса доллара США к СДР, установленного Международным валютным фондом на предыдущий рабочий день. 26 Определение и установление курса иностранной валюты к национальной называется котировкой. Котировка осуществляется двумя методами – прямым и косвенным. При прямой котировке стоимость единицы иностранной валюты выражается в национальной денежной единице. Например, 1 долл. = 30, 45 руб. При косвенной котировке стоимость единицы национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств. Информация об официальных курсах иностранных валют к российскому рублю направляется для распространения в средствах массовой информации. В частности, информация об утвержденных официальных курсах иностранных валют к российскому рублю публикуется в "Российской газете", "Вестнике Банка России". Эффективность государственного регулирования международных валютных отношений во-многом зависит от уровня интеграции в валютной сфере. Мировой опыт показывает, что существует несколько путей взаимодействия государств в валютной сфере. Необходимость европейской валютной интеграции объясняется многосторонностью экономических связей в Европе, что вызвало потребность обеспечения системы многосторонних расчетов. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы с переходом к плавающим курсам европейским валютам стали характеризоваться индивидуальными курсами. В целях поддержания стабильности многосторонних расчетов страны Сообщества создали Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эта мера позволила удерживать в большинстве случаев национальные курсы в рамках единого коридора. Кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал неэффективность коллективной привязки курсов, поскольку держать свыше десяти разных валют на одном уровне больше уже не получалось. Европейское Сообщество решило отказаться от собственных валют, создав единую валюту - евро. Таким образом, европейский вариант взаимодействия в валютной сфере заключается в создании валютного союза на базе экономического с единой валютой европейского происхождения. В Латинской Америке в 60-80 годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Карибский стабилизационный фонд. Идея создания общей расчетной единицы не была реализована и государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта – центральноамериканский песо – использовалась лишь для взаимного зачета требований. В 90-е годы в Латинской Америке усиливается процесс долларизации, что было вызвано резким ухудшением экономического положения ряда стран латиноамериканского региона и усилением внешнеполитического влияния США. Так, в 2000 г. Эквадор отказался от национальной валюты – сукре, поменяв ее на доллар США, а Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики. Таким образом, латиноамериканский путь интеграции валютно-финансовой сферы основан на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего денежного обращения. В Африке существует два валютных союза – Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз, расчетной единицей которых является франк африканского сообщества – франк КФА, который привязан к французскому франку. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения коллективной денежной единицы – афро. Африканский вариант валютного пространства основан на привязке счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние. Таким образом, существуют различные варианты валютной интеграции, а именно: валютный союз на базе экономического с единой валютой европейского происхождения; единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего оборота; привязка счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние.

Подробности Категория:

Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения . Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или второй субъектов. К валютными средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и др.), в Иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, Купоны, боны), золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и Международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.

Для регулирования Международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, Которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. переход стран - членов Международного валютного фонда в многовалютной системы).

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.

Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права Имеют Свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения Международных организаций, судебная и Арбитражная практика, международные обычаи.

Международные договоры - наиболее распространенный источник международного валютного права.

Научный подход к характеристике международного валютного права отличается дискуссионностью. Существуют различные взгляды относительно предмета международного валютного права, субъектов международного валютного права и места международного валютного права в правовой системе. Обратимся к некоторым точкам зрения в определении содержания международного валютного права, что позволит более полно уяснить его многообразие. Во-первых, международное валютное право в условиях глобализации может рассматриваться как совокупность правовых норм, определяющих правовую основу функционирования мировой валютной системы. При этом надо учитывать, что такая система будет лишена какого-либо проявления национальных особенностей валютных отношений различных государств. В настоящее время существуют региональные валютные системы, объединяющие валютные отношения нескольких государств и подчиняющиеся единым валютно-правовым нормам. Стремительное развитие международно-правового сотрудничества в валютной сфере обусловливает проявление в международном валютном праве тенденции к глобализации. Во-вторых, международное валютное право определяется как система принципов и норм, регулирующих широкий комплекс отношений государств и других субъектов международного права по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами 27. В настоящее время большинство ученых признает существование международного финансового права, неотъемлемой частью предмета которого являются валютные правоотношения. Так, международное финансового право определяется как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения 28 или это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации 29 По мнению А.Б. Беляева «международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) . Сторонники этой точки зрения в качестве участников международных валютных правоотношений признают исключительно публичных субъектов (государства, международные организации, органы государственной власти и т.д.). В-третьих, международное валютное право рассматривается в единстве частного международного валютного права и публичного международного валютного права. Такой взгляд на международное валютное право не является новым. В фундаментальном труде Вернера Ф. Эбке «Международное валютное право» указано, что основу международного финансового права составляют международное частное валютное право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционального права. При этом под международным частным валютным правом понимается совокупность коллизионных норм, определяющих наличие и характер ограничений для текущих международных расчетов и трансграничного движения капиталов, которые следует учитывать судье при рассмотрении судебных дел по применению валютного законодательства. 27 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. 28 Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., ООО ТК Велби, 2003. С. 393. 29 Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2001. Межд. Отн. С. 649. валютное право в качестве институционного права составляют основу международного финансового права» 30 Некоторые авторы рассматривают международное валютное право как правовое образование в системе международного экономического права. Так, Волова Л.И. рассматривает международное финансовое право и международное валютное право как самостоятельные подотрасли международного экономического права. Основное различие между этими правовыми образованиями проводится по объекту правового регулирования, так как к сфере регулирования валютного права относятся только валютные ценности и валютные операции, а к сфере финансового – все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами, денежными средствами. Следуя этой концепции и оценивая место международного валютного права в правовой системе получается, что международное финансовое право является комплексной, частно-публичной отраслью права. Однако в теории финансового права общепризнано, что это самостоятельная публично-правовая отрасль права. В научной литературе существуют и различные подходы в вопросе определения "внутриотраслевой" принадлежности международного валютного права, т.е. принадлежности к той или иной отрасли (подотрасли) права или отраслевой самостоятельности международного валютного права. 31 А.Б. Альтшулер сделал вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права и определил его следующим образом: «совокупность юридических норм (международно-правовых и национально-правовых), регулирующих специфический комплекс возникающих в международной жизни отношений различных по своей природе субъектов (государств, кредитных международных организаций, банков, других. 30 Беляев А.В. Международно-правовое регулирование Европейской валютной системы. М., 1998. С. 41. 31 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. юридических, а также физических лиц), предметом которых являются валюта и иные валютные ценности» 32 Определяя место международного валютного права в системе права необходимо рассматривать его в системе международного финансового права. В науке необходимость обособления международных финансовых норм признавалась учеными давно. Так, вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли ставил Е.А. Ровинский. «Объединение совокупности однородных финансово-правовых норм в отрасль международного прав позволит классифицировать их по видовым признакам (нормы бюджетного права; нормы, регулирующие межгосударственные кредитные, расчетные и валютные отношения). Тем самым будет создана прочная основа для квалифицированного и эффективного применения этих норм в практике межгосударственных финансовых отношений. 33 Обоснованной является точка зрения В.М. Шумилова, что международное валютное право является институтом международного финансового права, предметом которого выступают две группы международных правоотношений: правоотношения между публичными лицами по поводу их поведения в международной валютной системе; правоотношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, касающихся национальных и иностранных валют, прежде всего валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют, а также правового положения участников международных валютных отношений. 34 Международное валютное право – это институт международного финансового права, объединяющий нормы, регулирующие валютные отношения международного характера, объектом которых выступает согласование внутренних и внешних валютно-правовых режимов. . 32 Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., ИМО. 1984. 33 Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 66. 34 Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. М., Межд. Отн. 2005. С. 220-221. Отношения, регулируемые в рамках международного валютного права обладают некоторыми особенностями. Международное валютное право регулирует отношения между публичными субъектами (межгосударственные валютные отношения). В качестве субъектов признаются государства и международные организации (публичные субъекты). Международное валютное право использует координационный метод, так как субъектами выступают государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования интересов. Государство и его органы, а также международные организации являются основными субъектами, участвующими в реализации международных валютных отношений. Взаимодействуя с частными субъектами в международных финансовых отношениях публичные субъекты имеют при этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммунитетом при осуществлении операций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публичных финансовых отношений посредством правового регулирования оказывают позитивное влияние на состояние национальных, региональных и международных валютных отношений. Опосредованно частные субъекты национального валютного права оказываются под воздействием международно-правового регулирования. Однако субъектами международного валютного права при этом они не становятся. Так, например, в 90-х годах 20 века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 г. (когда Россия приняла на себя обязательства по ст. VIII Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют) в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля по международным текущим операциям с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.

10.3. Соотношение норм национального и международного валютного права . Нормы международного валютного права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в валютной сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное валютное право является производным от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного валютного права государств не следует ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального валютного права или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выяснении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Следует учитывать, что международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" 35 35 Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин и др. Курс международного права. В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. С. 17. , состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права. Понимание международного права и внутригосударственного права как двух различных систем права характерно для дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права: "международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях" 36. Впрочем, с точки зрения монистической теории соотношения международного и национального права международное и внутригосударственное право образуют одну (единую) правовую систему 37 Вывод о том, что отношения между национальным валютным правом и международным валютным правом характеризуются взаимодействием, . Каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач. Взаимодействие национального валютного права и международного валютного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Взаимодействие во внутригосударственной валютной сфере проявляется в правоприменительной деятельности и в правотворческой деятельности. В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права. 36 Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1. М., 1999. С. 131. 37 Подробнее об этом см.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. С. 57 - 86. можно сделать на основе анализа Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Определяя порядок взаимодействия внутригосударственного и международного права, Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, конституционно признается возможность прямого действия общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ во внутригосударственной сфере, непосредственного применения договорных положений для регулирования внутригосударственных валютных отношений. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других публичных субъектов права по выработке сходных или общих форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе выражается прежде всего в применении международных норм для урегулирования внутригосударственных отношений. В новых экономических и социальных условиях правовые системы различных государств должны быть совместимы и способны взаимодействовать друг с другом. Это достигается, во-первых, признанием приоритета международного права над внутренним, во-вторых, интенсивным изменением внутреннего права под влиянием международного. Дальнейшее углубление взаимодействия внутригосударственного и международного права требует и обусловливает гармонизацию российского законодательства с законодательством стран СНГ и Европы. Необходимость сближения валютного законодательства стран СНГ определяется расположением на едином экономическом пространстве, а также традиционными экономическими и иными связями.

1. Понятие и источники международного валютного права

Международные валютные отношения являются важной частью системы международных экономических отношений. Сегодня практически невозможно представить международное экономическое сотрудничество во всех его направлениях (торговое, производственное, научно-техническое, инвестиционное и т. п) без использования валюты. Как известно, валюта - это денежные единицы стран, участвующих в международном экономическом сотрудничестве. Национальная валюта отдельных государств имеет международную стоимость, которая отражается в ее валютном курсе (доллар США, евро) в денежных единицах данной страны.

Доминирование той или иной валюты в международных экономических отношениях - это важный вопрос, который решается в остром соперничестве отдельных государств или их групп. Так, еще в 1979 г. стала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), которая включала восемь из десяти стран ЕЭС (кроме Англии и Греции). Сначала эта система базировалась на марке ФРГ как противостояние доллару США. Позже основой ЕВС стала Европейская валютная единица - ЭКЮ.

Валютные отношения между странами - участницами бывшего СЭВ базировались на переводному рубли, а также в национальных валютах стран бывшей системы социалистических стран.

Решения валютных проблем в определенный образ влияет на решение не только экономических, но и сугубо политических вопросов. Так, вопрос вступления или не вступления Италии в ЕВС стало причиной изменения в 1978 г. в ней правительства. Вопрос об определении позиции Англии в ЕВС тоже стало причиной острых дискуссий в ее правительстве и парламенте в 1981-1983 гг.

Сравнительно недавно, в сентябре 1992 г., возникли острые политические баталии в ряде стран ЕВС по поводу ратификации Маастрихтского договора. Как известно, он был подписан в декабре 1991 г. в голландском городке Маастрихт представителями 12 стран ЕВС. Ратификация договора в 1992 г. предусматривала создание политического и валютно-экономического, а в будущем - и оборонного союза нового качества, который должен опираться на общую денежную единицу - экю. Но в странах ЕВС к этому относились далеко не однозначно. Греция и Ирландия как чуть беднее страны были за ратификацию договора, поскольку в его пределах они могли значительно улучшить свое экономическое положение. Дания сделала заявление, что ею договор будет ратифицирован только при условии, если его ратифицируют все 12 государств-участников. ФРГ в этой ситуации вела себя спокойно, а во Франции проводился даже специальный референдум по этому поводу.

На международные валютные отношения существенно повлиял факт введения в Европе с 1 января 1999 г. единой денежной единицы - евро.

В то время произошла фиксация евро в безналичных расчетах стран - участников нового валютного союза. Для всех субъектов хозяйственной жизни 12 стран - членов этого союза (Австрии, Бельгии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Германии, Португалии, Финляндии и Франции) были введены параллельные расчеты в евро. Платежи в этой валюте осуществлялись для предприятий в форме безналичных переводов, для частных лиц - чеков. На начало 2002 г. на евро приходилось 20 % мирового валютного оборота, а совокупная доля резервов, номинированных в евро, составила около 13 %.

Следует отметить, что названные страны поставили к евро жестко фиксированные требования. Прежде всего, дефицит бюджета этих стран не должен превышать 3 % внутреннего валового продукта, а годовая инфляция - средний уровень инфляции в трех странах ес с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3 %) более чем на 1,5 %. Кроме того, страны, которые перешли на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем. Стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами Евросоюза рассматривались как главный критерий готовности перехода стран к единой валюте на первом этапе ее введения.

Введение единой европейской валюты - серьезное противодействие доминированию в международных валютных отношениях американского доллара. Введение евро показало, что во многих странах, прежде всего европейских, его курс был значительно выше в 2002-2003 гг., чем курс доллара США.

Не только европейские страны, но и даже центральные банки азиатских стран, что, как известно, владеют 40 % мировых валютных запасов, заявили о замене большой части долларов на евро. Это довольно значительные суммы. Так, например, Китай, валютные резервы которого составляют 144 млрд долл. США, заявил, что в течение трех лет треть их заменит на евро. Несколько похожими были заявления Японии, Тайваня и других стран.

Наличные расчеты в евро, прежде всего в странах Евросоюза, начались уже в январе 2002 г. 300 млн граждан 12 стран - членов Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция заявили, что будут пользоваться собственной валютой) осуществляют в настоящее время все расчеты в единой европейской денежной единицы. Изъятые из оборота в соответствующих странах бельгийские, французские и люксембургские франки, немецкие и финские марки, испанская песета, ирландский фунт, итальянская лира, голландский (голландский) гульден, португальское эскудо, австрийский шиллинг и греческая драхма. Однако обменивать деньги на евро центральные банки этих стран еще в течение 10 лет. А вообще введение евро - очень большая работа, ведь было напечатано 14,5 млрд банкнот стоимостью 640 млрд евро и отчеканено 50 млрд монет. Так, подсчитано, если, сложить все бумажные евро в длину, то получим ленту, которая 4 раза достигнет Луны и вернется обратно.

Если вести речь об Украине, то она, как и другие страны, осуществлять расчеты в евро. Это объясняется тем, что на торговлю нашего государства, прежде всего с европейскими странами, приходится значительная доля нашего внешнего торгового оборота. С этой целью банковские учреждения Украины уже открыли счета в евро, а также конвертируют в этой валюте сбережения. Приняты также меры по формированию в евро валютных резервов Национального банка Украины.

Важность валютных отношений, в свою очередь, обуславливает важность международного валютного права.

Международное валютное право зародилось на основе международного публичного и международного частного права. Его современное развитие связано с расширением и углублением международного экономического сотрудничества.

В отечественной и зарубежной юридической науке еще не выработана четкая название этой правовой отрасли, нормы которой регулируют международные валютно-финансовые отношения. Кроме названия «международное валютное право», в отношении этой отрасли еще употребляют термины «международное финансовое право», «международное валютно-финансовое право», «международное финансовое и валютное право», «право международных платежей и кредитов» и прочее. Однако само название «международное валютное право» в данном случае является наиболее удачной и точной.

Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения. Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или других субъектов. К валютным средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и другие), в иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, купоны, боны, золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.

Для регулирования международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. о переходе стран - членов Международного валютного фонда в багатовалютної системы).

Изложенное выше дает основания сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.

Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права имеют свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения международных организаций, судебная и арбитражная практика, международные обычаи.

Международные договоры - наиболее распространенное источник международного валютного права.