Объекты налогообложения транспортным налогом. Объекты налогообложения транспортным налогом Налоговый кодекс рф ст 358 п 5

Новая редакция Ст. 358 НК РФ

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Комментарий к Статье 358 НК РФ

В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства... зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (Письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В Письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в Письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 г.), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В Письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же Письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в "Парламентской газете" и в "Российской газете" 23 декабря 2005 г. Согласно п. 2 ст. 4 этого Закона изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 г.

В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в ст. 5 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 г. с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 г.

Другой комментарий к Ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно статье 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.

  • Вверх

1. Исчисление индивидуального подоходного налога с доходов, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно, производится по доходам, полученным за налоговый период, с последующим отражением в декларации по индивидуальному подоходному налогу.

Исчисление индивидуального подоходного налога с доходов лиц, занимающихся частной практикой, производится по доходам, полученным за месяц по итогам каждого месяца, с последующим отражением в декларации по индивидуальному подоходному налогу.

2. Сумма индивидуального подоходного налога с доходов, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно, исчисляется путем применения ставки, установленной , к сумме соответствующего вида облагаемого дохода физического лица.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, производят исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым в рамках указанных специальных налоговых режимов в соответствии с главой 77 настоящего Кодекса.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, производят исчисление индивидуального подоходного налога (кроме налога, исчисляемого по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты) с учетом положений главы 78 настоящего Кодекса.

5. Сумма индивидуального подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в следующем порядке:

Сумма индивидуального подоходного налога, исчисленная в порядке, предусмотренном настоящей статьей,

Сумма индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со ,

Сумма корпоративного подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

6. Индивидуальный подоходный налог уменьшается на величину, определяемую в одном из следующих порядков:

1) сумма корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан в налоговом периоде с дохода или налогооблагаемого дохода контролируемой иностранной компании из источников в Республике Казахстан, включенного в финансовую прибыль контролируемой иностранной компании, соразмерно доле прямого, косвенного, конструктивного участия или прямого, косвенного, конструктивного контроля резидента в контролируемой иностранной компании и (или) в постоянном учреждении контролируемой иностранной компании, подлежащую налогообложению (обложенную налогом) в отчетном или предыдущем налоговом периоде в Республике Казахстан в соответствии со , за исключением суммы корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан с доходов в виде дивидендов. Положение настоящего подпункта применяется к сумме корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты, исчисленного с применением ставки, составляющей менее 10 процентов, и в случае, если резидентом не применяются положения пункта 2 ;

2) величина, определяемая в следующем порядке:

Нв = Д х К х (Ск - Сэ) / 100%, где:

Нв - налог, подлежащий вычету в соответствии с настоящим подпунктом;

Д - доход или налогооблагаемый доход, полученный контролируемой иностранной компанией из источников в Республике Казахстан, за исключением доходов в виде дивидендов;

К - коэффициент прямого, косвенного, конструктивного участия или прямого, косвенного, конструктивного контроля резидента в контролируемой иностранной компании и (или) постоянном учреждении контролируемой иностранной компании;

Ск - ставка корпоративного подоходного налога, удержанного в Республике Казахстан с дохода или налогооблагаемого дохода контролируемой иностранной компании из источников в Республике Казахстан по ставке, составляющей менее 10 процентов (далее - ставка корпоративного подоходного налога);

Сэ - эффективная ставка иностранного налога на прибыль или иного иностранного налога, аналогичного корпоративному подоходному налогу в Республике Казахстан, уплаченного в иностранном государстве с финансовой прибыли контролируемой иностранной компании, включающей доход или налогооблагаемый доход из источников в Республике Казахстан, по которой исчислен иностранный налог на прибыль, отнесенный или подлежащий отнесению в зачет в соответствии с пунктом 2 (далее - эффективная ставка иностранного налога на прибыль).

Положение подпункта 2) части первой настоящего пункта используется в случаях, если физическим лицом-резидентом применяются положения пункта 2 и если ставка корпоративного подоходного налога больше эффективной ставки иностранного налога на прибыль.

Положение подпункта 1) или 2) части первой настоящего пункта применяется к контролируемой иностранной компании и (или) постоянному учреждению контролируемой иностранной компании, которые не зарегистрированы в государствах с льготным налогообложением, и при наличии у резидента копий следующих документов:

Подтверждающих удержание и перечисление резидентом в бюджет Республики Казахстан корпоративного подоходного налога у источника выплаты с дохода или налогооблагаемого дохода контролируемой иностранной компании, полученного из источников в Республике Казахстан;

Составленного (составленных) на иностранном языке (с обязательным переводом на казахский или русский язык) внутреннего документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) включение в подлежащую налогообложению (обложенную налогом) в Республике Казахстан финансовую прибыль контролируемой иностранной компании дохода или налогооблагаемого дохода из источников в Республике Казахстан;

Указанных в части пятой пункта 4 в случае применения подпункта 2) части первой настоящего пункта.

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Комментарий к Ст. 358 НК РФ

В комментируемой ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

В отношении исчислении транспортного налога буксирных судов в Письме ФНС России от 4 апреля 2012 г. N 11-2-04/[email protected] и разъяснениях Минфина России от 23 марта 2012 г. N 03-05-04-04/10 указано о том, что не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу «Средства транспортные» относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, — подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Согласно п. 8 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие «грузовое судно» означает любое судно, не являющееся пассажирским судном.

Таким образом, в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (ст. 38 НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что Письмом Министерства транспорта РФ от 6 марта 2012 г. N 05-10-713 разъяснено, что конструкция пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно привязки к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ пункт 2 статьи 358 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 11 с 1 января 2020 г. - Федеральный закон

11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 12 с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".

Физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

· автотранспортные средства;

· водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие);

· воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие).

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. До государственной регистрации они объектом налогообложения не являются.

«Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие «транспортное средство», применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 «Средства транспортные»), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 «Машины и оборудование». Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории «Машины и оборудование», что является основанием для признания их в целях применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу».

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

«Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах».

В Письме МНС Российской Федерации от 1 октября 2003 года №НА-6-21/[email protected] «О порядке применения НК РФ» со ссылкой на вышеприведенную статью Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сказано:

«Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 №17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»).

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Обратите внимание!

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Объектом налогообложения по наземным транспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мотосани, снегоходы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (далее - ОКОФ) к самоходным машинам отнесены бульдозеры (код 14 2924020), что является основанием для признания бульдозеров для целей применения главы 28 НК РФ транспортными средствами и, соответственно, объектом налогообложения транспортным налогом. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 25 августа 2004 года №03-06-04-04/01.

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 6 мая 2006 года №03-06-04-04/15 «О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога».

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

ü троллейбусы;

ü железнодорожные и трамвайные локомотивы;

ü рельсовый подвижной состав;

ü прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Обратите внимание!

ОКОФ установлено, что автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, следует считать передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматривать (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К таким передвижным предприятиям соответствующего назначения в частности отнесены:

§ передвижные электростанции;

§ передвижные трансформаторные установки;

§ передвижные мастерские;

§ вагоны-лаборатории;

§ передвижные диагностические установки;

§ вагоны-дома;

§ передвижные кухни, столовые, магазины;

§ душевые;

§ конторы и тому подобное.

«Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года.

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК Российской Федерации от 2 марта 1995 года №137.

Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 кубических сантиметров не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Таким образом, данные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

3.2.2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации №1-707-18, Минфина Российской Федерации от 23 марта 2003 года №28 «О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля «Запорожец» или мотоколяски и их реализации».

Нередко возникают вопросы по поводу уплаты транспортного налога инвалидами – владельцами легковых автомобилей, купленных и переоборудованных ими за свой счет. Минфин Российской Федерации в своем Письме от 8 июля 2004 года №03-06-11/100 сообщает, что редакция НК РФ позволяет сделать вывод о том, что:

«автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами» и «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73.55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке»

в целях применения главы 28 НК РФ выделены в две самостоятельные категории транспортных средств. На основании изложенного специалисты Минфина Российской Федерации считают, что положение НК РФ, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с НК РФ не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:

ü тракторы;

ü самоходные комбайны всех марок;

ü специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Применение льготы сельхозпроизводителями разъяснено в Письме Минфина Российской Федерации от 5 июня 2006 года №03-06-04-02/22. В нем, в частности, сказано, что из нормы НК РФ следует, что основными критериями непризнания объектом налогообложения перечисленных в этом подпункте транспортных средств является соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий перечисленные в НК РФ транспортные средства не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу вне зависимости от того, что они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, используются для целей, не связанных с этой деятельностью.

Обратимся к Письму Минфина Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №03-06-04-04/19, разъясняющему порядок применения главы 28 НК РФ. В нем сказано, что на основании НК РФ институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Далее в письме сказано следующее:

«Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (статья 1 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17, к сельскому хозяйству относятся виды деятельности, классифицируемые по коду 01 «Сельское хозяйство, охота и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг», к лесному хозяйству - виды деятельности, классифицируемые по коду 02 «Лесоводство, лесозаготовки и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг» раздел А «Сельское хозяйство, охота и лесоводство».

Учитывая изложенное, а, также принимая во внимание, что лесное хозяйство является самостоятельным видом деятельности, используемые федеральным государственным учреждением на лесовосстановительных и лесоохранных работах транспортные средства (тракторы, специальные автомашины технического обслуживания) не подпадают под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса и, следовательно, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу».

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и статья 346.2 главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

«… сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем, объеме доходов не менее 70 процентов.

В целях настоящей главы к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции ».

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу - год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года. Для этого сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, необходимо разделить на общую годовую выручку организации и результат умножить на 100 процентов. Если получилось более 70 процентов, то организация вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. При определении доли сельхозпродукции ни в объеме произведенной сельхозпродукции, ни в общем, объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

Пример 1.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно занимается изготовлением картонной тары. Организация имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли организация в 2006 году использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка организации за год составила 850 000 рублей, в том числе:

От реализации овощей - 600 000 рублей;

От продажи картонной тары - 250 000 рублей.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки равна:

(600 000 рублей / 850 000 рублей) х 100% = 70,59%.

Следовательно, организация может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Окончание примера.

Пример 2.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно оказывает услуги в авторемонтной мастерской. На балансе организации есть трактора, машины для перевозки минеральных удобрений, машина техпомощи.

Выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

выручка от реализации овощей – 700 000 рублей;

выручка от оказания услуг – 230 000 рублей.

Определим долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки:

(700 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 75,27%.

Следовательно, организация в данной ситуации транспортный налог не платит.

Предположим, что выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

от реализации овощей – 650 000 рублей;

от оказания услуг – 280 000 рублей.

Определяем долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки. Она равна:

(650 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 69,89%.

Значит, организация должна заплатить транспортный налог со стоимости транспортных средств, находящихся на балансе организации, так как доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке составила 69,89%, а это меньше 70%. Следовательно, льгота в данной ситуации не применяется.

ü промысловые морские и речные суда НК РФ);

ü пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок НК РФ);

ü суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов НК РФ). Следует отметить, что подпункт 9 введен в НК РФ Федеральным законом от 20 декабря 2005 года №168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Согласно пункту 2 статьи 4 названного Федерального закона вносимые им изменения вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральный закон был официально опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года, следовательно, изменения, внесенные в НК РФ, не могут вступать в силу ранее 23 января 2006 года. Разъяснения по поводу применения рассматриваемой льготы содержатся в Письме Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 26 февраля 2006 года №19-42-И/[email protected] «О транспортном налоге», в котором, в частности, сказано следующее:

«В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены статьей 5 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (статья 360 Кодекса), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20.12.2005 №168-ФЗ, говорящей о вступлении в силу изменений в Кодекс, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше».

Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими, согласно статье 34 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации подлежат регистрации в общем порядке. Вместе с тем, правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, на основании статьи 3 не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях. Следовательно, названные транспортные средства не подлежат государственной регистрации в реестрах и, соответственно, не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Выше мы отмечали, что согласно НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Обратите внимание!

На транспортные средства, находящиеся в аренде, это положение НК РФ не распространяется. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

Приведем Письмо Минфина Российской Федерации от 2 ноября 2005 года №03-06-04-04/44, разъясняющее порядок применения НК РФ:

ü пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Обратите внимание!

Вышеуказанное положение НК РФ на воздушные суда, находящиеся в аренде, не распространяется, что подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

ü самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Какими документами организации подтверждают, что основным видом их деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, мы рассмотрели в предыдущем разделе. Добавим лишь, что перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, также договора перевозки регламентируются главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.

При наличии лицензии организации - эксплуатанты, непосредственно осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, освобождаются от уплаты транспортного налога.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕНВД

Уплата организациями единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) согласно НК РФ предусматривает их освобождение от обязанности по уплате следующих налогов:

· налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

· налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

· единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

· налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

· налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

· единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Помимо перечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов согласно НК РФ осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает организацию от уплаты транспортного налога. Плательщиками транспортного налога признаются, в частности, юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со НК РФ.

В Письме МНС Российской Федерации от 11 июня 2003 года №СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» рассмотрены особенности налогообложения организаций и предпринимателей, занимающихся автоперевозками. В целях применения ЕНВД под транспортными средствами понимаются средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. К ним относятся автобусы любых видов, легковые и грузовые автомобили.

Обратите внимание!

Прицепы, полуприцепы, прицепы–роспуски к транспортным средствам не относятся НК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Упрощенная система налогообложения».

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции определена главой 26.4 НК РФ и относится к специальному налоговому режиму.

При выполнении соглашений о разделе продукции существуют особые моменты начисления и уплаты транспортного налога:

ü во-первых, освобождение распространяется на транспортные средства, не относящиеся к легковому автотранспорту;

ü во-вторых, освобождение распространяется на транспортные средства, используемые исключительно в целях соглашения.

Для того, чтобы получить освобождение от уплаты транспортного налога, инвестор должен предоставить в налоговый орган документы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2004 года №14 «Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции».

В список предоставляемых документов входят:

1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, на соответствующий налоговый период.

2. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору выполнять обязанности налогоплательщика).

3. Реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей указанного соглашения за соответствующий период. Форма реестра приведена в приложении №1 Приказа МНС Российской Федерации от 7 июня 2004 года №САЭ-3-01/355 «Об утверждении Порядка и сроков представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции».

4. Выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции.

Приказом МНС Российской Федерации от 7 июня 2004 года №САЭ-3-01/355 утвержден «Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции» (далее - Порядок).

Действие Порядка распространяется на российские и иностранные юридические лица, являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ.

Требуемые для освобождения от уплаты транспортного налога документы, представляются налогоплательщиком в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции, одновременно с представлением налоговой декларации по транспортному налогу.

Поскольку транспортный налог отнесен к числу региональных налогов, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу в течение налогового периода, а также определены отчетные периоды. В этом случае, за первый отчетный период налогового периода вместе с представлением расчета по авансовому платежу по транспортному налогу необходимо представить все документы, перечисленные выше. По окончании налогового периода при представлении декларации по налогу, представляются документы, перечисленные в пунктах 2 – 4 Порядка.

Следует обратить внимание, что реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей) заполняется нарастающим итогом с начала года с учетом приобретения транспортных средств на основании первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции, по состоянию на конец налогового периода.

Более подробно с вопросами, касающимися соглашений о разделе продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».