Образец учетной политики общественной организации. Составляем учетную политику нко для целей налогообложения. Методика составления учетной политики некоммерческой организации
В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики , сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).
При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета , применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной орга низации.
Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ , позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.
Учетная
политика
общественного
объединения
формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной
полити ки организации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руково дителя общественного объединения .
При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета , необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики , применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики , относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.
Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.
Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого общественного объединения .
При формировании учетной политики организации по конк ретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких спосо бов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерско го учета в Российской Федерации. Если указанная система не уста навливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать спо собы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике .
С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.
Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:
Порядок формирования суммы доходов и расходов;
Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
Порядок формирования сумм создаваемых резервов;
Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль .
Формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.
Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация , как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.
Общественные объединения обязаны раскрывать в учетной по литике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.
ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.
Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.
Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.
Отрицательные разницы:
Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»
Кредит 52 «Валютный счет»;
2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:
– положительные разницы:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;
Отрицательные разницы:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 52 «Валютный счет».
Предложенные выше схемы учета лишь построены на основании бюджетной системы счетов и не являются их точной копией.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, на наш взгляд, как база для разработки методики отражения операций в некоммерческих организациях вполне подходит. Конечно потребуется значительная доработка с точки зрения особенностей некоммерческих организаций, форм их организации и целей деятельности.
При этом наиболее важной частью будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».
Учет средств целевого финансирования
В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления.
Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».
Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.
Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.
Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:
Кассовый метод учета поступлений денежных средств,
Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.
Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.
Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.
В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.
Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:
Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус , такая операция подлежит отражению в учете после совершения);
Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.
Однако данный метод может быть применен только в случае:
- если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
- если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.
Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.
Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи. Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2017 года, разбираемся ниже.
Терминология
НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ):
- Общественные или религиозные объединения.
- Общины коренных малочисленных народов РФ.
- Казачьи общества.
- Некоммерческие партнерства.
- Ассоциации и союзы.
- Благотворительные и социальные фонды.
Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики. Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.
Общие положения
Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н , и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает. Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей. Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» , решают спорные вопросы самостоятельно.
Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе. Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.
Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н):
- Наличие рабочего плана счетов.
- Правила документооборота и методы обработки информации.
- Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки.
- Порядок контроля за хозяйственными операциями.
- Формы первичных документов и регистров.
Применяется учетная политика с начала нового отчетного года. Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода. В случае НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица.
Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.
Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: или доходы от предпринимательской деятельности. Также в учетной политике НКО должны быть прописаны:
- Методы начисления и списания средств.
- Виды имущества и порядок контроля за ним.
- Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств.
- Резервы на ремонт (при необходимости).
- Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости.
- Общехозяйственные расходы.
- Оценка запасов.
- Налоговая политика.
Поскольку учетная политика НКО – основополагающий критерий существования некоммерческой организации, то и подойти к составлению нормативного документа необходимо с полной ответственностью. Важно, чтобы и сам руководитель понимал суть финансовых и учетных процедур.
Цели разработки политики учета
Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.
Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:
- по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
- разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
- составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).
Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.
Специфика учетной политики НКО
Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:
- у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
- НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);
ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Такого стандарта на момент написания статьи еще нет. Но работа по его разработке уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности - 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н).
Не знаете свои права?
- существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
- у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
- НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения , применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
- для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.
Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.
Что отразить в учетной политике НКО на 2020 год
Учетная политика, предназначенная для применения в 2020 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.
При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.
Изложенные в учетной политике НКО на 2020 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.
Образец учетной политики НКО, составленный с использованием нормативных актов, действительных в 2020 году, приведен ниже:
Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2020 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 8
Формирование учетной политики экономического субъекта является одним из основных сложных вопросов организации бухгалтерского учета, в том числе и для некоммерческих организаций (НКО).
В современных условиях реформирования российского законодательства присутствует достаточная и полноценная нормативно-правовая база, определяющая существование НКО, в том числе порядок их регистрации, деятельности и ликвидации. Тем не менее нормативное регулирование бухгалтерского учета НКО несовершенно. Эта проблема поднимается достаточно давно. Так, Н.Т. Лабынцев и Л.В. Егорова писали, что все положения по бухгалтерскому учету разработаны только для коммерческих организаций и практически стопроцентно не подходят для НКО. По мнению авторов, данное высказывание не совсем верно.
В настоящее время бухгалтер НКО при формировании учетной политики должен ориентироваться на следующие документы:
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (утв. Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).
При этом необходимо помнить, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 8 предназначены в большей степени для формирования учетной политики коммерческих организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ не содержится определения учетной политики, однако присутствует ее упоминание.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 трактует учетную политику как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности.
Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
- первичного наблюдения;
- стоимостного измерения;
- текущей группировки;
- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В табл. 1 представлен анализ понятия "учетная политика организации" в нормативных документах, проведенный Т.Ю. Дружиловской и Т.Н. Коршуновой .
Таблица 1
Определение понятия "учетная политика" в российских бухгалтерских стандартах
N п/п | Название нормативного документа | Определение понятия "учетная политика" |
1 | Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" | Определяет понятие "учетная не раскрывает экономического содержания способов |
2 | Положение по ведению бухгалтерского учета и | Не содержит определения понятия "учетная политика", но включает перечень тех аспектов, которые должны утверждаться при принятии учетной политики |
3 | ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" | Определяет понятие "учетная политика" через понятие "способы ведения бухгалтерского учета", но перечень раскрываемых способов не является исчерпывающим и отличается от перечня Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ |
4 | ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных средств", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений", ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" | Включают понятие "учетная политика", но не приводят его определения |
Как отмечают Т.Ю. Дружиловская и Т.Н. Коршунова, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ включает перечень способов, которые должны быть утверждены при принятии организацией учетной политики:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета .
К способам ведения бухгалтерского учета в ПБУ 1/2008 относятся способы:
- группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
- погашения стоимости активов;
- организации документооборота;
- инвентаризации;
- применения счетов бухгалтерского учета;
- организации регистров бухгалтерского учета;
- обработки информации.
Таким образом, в отличие от Закона о бухгалтерском учете в ПБУ 1/2008 не только приводится определение понятия "учетная политика" через понятие "способы ведения бухгалтерского учета", но и раскрываются сами эти способы. Сравнивая приведенный в ПБУ 1/2008 перечень способов ведения бухгалтерского учета с тем перечнем, который должен утверждаться при формировании учетной политики согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, нельзя не признать, что эти перечни не совпадают. Оценивая оба перечня, следует обратить внимание, что ни тот ни другой не охватывают всех аспектов ведения учета, которые должны включаться в учетную политику .
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 не раскрывает содержания принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые следует отразить в составе учетной политики. Вместе с тем п. 7 МСФО (IAS) 8 регламентирует, что "когда конкретный МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этой статье, должны быть определены путем применения настоящего МСФО" .
Таким образом, при формировании учетной политики экономического субъекта, в том числе и НКО, лицо, ответственное за ее формирование, должно исходить из своего профессионального суждения и видения основ некоммерческой деятельности. Так, по мнению авторов, верно следующее утверждение Н.Т Лабынцева и Л.В. Егоровой: "Выбранные бухгалтером некоммерческой организации способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и максимально точно отражать уставную и предпринимательскую деятельность организаций, предоставляя полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности" .
В настоящее время в экономической литературе различными авторами предлагается большое количество разнообразных вариантов по составлению учетной политики экономических субъектов, в том числе и НКО. Стоит отметить, что до сих пор нет единой методики, поэтому каждый экономический субъект волен самостоятельно разработать положения, включаемые в учетную политику организации.
Кроме того, нет и однозначного понимания того, что такое учетная политика для экономического субъекта. Один нормативно-правовой документ или совокупность документов, объединяемых под общим названием "учетная политика экономического субъекта", т.е. совокупность внутренних для экономического субъекта стандартов ведения бухгалтерского учета? По нашему мнению, учетная политика - это совокупность внутренних стандартов ведения бухгалтерского учета, в которых подробно рассмотрены и обоснованы способы и методы ведения бухгалтерского учета.
Однако, применяя для формирования учетной политики принцип экономности, необходимо отметить, что для экономических субъектов, имеющих малые размеры (критерии отнесения экономических субъектов к субъектам, имеющим малые размеры, не определяются в данной статье, так как это требует дальнейших исследований), разработка нескольких нормативных документов может быть необоснованной. Поэтому для такого рода субъектов учетная политика может быть представлена исключительно одним документом, как это и делается в практике большинства организаций, в том числе и НКО. В дальнейшем как для одного документа, так и для комплекса документов, определяющих выбранные НКО способы ведения бухгалтерского учета, будем использовать понятие "учетная политика".
Учетная политика НКО утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации, при этом утверждаются следующие ее разделы:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Последовательность изложения указанных разделов устанавливается НКО самостоятельно исходя из логического представления нормативного документа (документов) и профессионального мнения лица, ответственного за составление учетной политики.
Заслуживает внимания последовательность составления учетной политики, которая изложена Н.Т. Лабынцевым и Л.В. Егоровой , предпринявшими попытку составить собственную методику, опираясь на результаты работы других экономистов. Данная методика приведена в табл. 2 (с учетом нашей авторской переработки в соответствии с действующими в настоящее время законодательными и нормативными документами).
Таблица 2
Методика составления учетной политики некоммерческой организации
N п/п | Составляющая часть учетной политики | Содержание |
1 | Организационная часть | Общая информация об организации, включающая указание ее формы, вида и целей уставной деятельности, наличие структурных подразделений и дочерних организаций. Структура управления организацией. Механизм контроля за результатами ее уставной деятельности. Методика распределения косвенных затрат. Источники финансирования. Структура доходов. Структура расходов. Оценка деятельности. Изменения политики |
2 | Часть, определяющая бухгалтерские стандарты некоммерческой организации | Рабочий план счетов. Формы первичных учетных документов. Методика ведения раздельного учета. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Методы оценки активов и обязательств. Правила документооборота. Порядок контроля за хозяйственными операциями. Порядок учета основных средств и нематериальных активов. Методики износа основных средств и нематериальных активов. Учет продаж. Учет оказанных услуг в рамках уставной деятельности. Учет оплаты труда. Расчеты с подотчетными лицами. Нормы командировочных расходов. Ведение кассовых операций. Учет банковских операций. Учет членских, вступительных, спонсорских взносов и других целевых средств. Учет пожертвований (анонимных и личных). Направления распределения прибыли. Учет коммерческих доходов и расходов. Исчисление себестоимости. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета |
3 | Часть, определяющая учет для целей налогообложения некоммерческой организации | Порядок формирования сумм доходов и расходов. Порядок определения доли расходов в текущем периоде. Порядок создания резервов. Суммы задолженностей бюджету по налогу на прибыль организаций. Перечень лиц, ответственных за ведение налогового учета, за его организацию, за график документооборота. Формы первичных документов. Регистры налогового учета |
Представленная методика достаточно полно отражает специфику формирования учетной политики НКО и может успешно ими применяться.
При формировании учетной политики НКО необходимо учитывать, что отдельные положения по бухгалтерскому учету могут не применяться для целей ведения бухгалтерского учета. В табл. 3 представлена характеристика возможности применения положений по бухгалтерскому учету в НКО.
Таблица 3
Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях
N п/п | Наименование положения по бухгалтерскому учету | Возможность применения | Характеристика пункта |
1 | ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" | Применяется для формирования учетной политики некоммерческими организациями | Пункт 3. Распространяется в части формирования учетной политики на все типы организаций |
2 | ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" | В учетной политике социально ориентированным некоммерческим организациям необходимо закрепить возможность применения (неприменения) данного ПБУ | Пункт 2.1. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями |
3 | ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
4 | ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" | Применяется для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций | Пункт 3. Положение применяется Минфином России при установлении упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций |
5 | ПБУ 5/01 "Учет материально- производственных запасов" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
6 | ПБУ 6/01 "Учет основных средств" | Предусмотрена специфика применения ПБУ в некоммерческих организациях | Пункт 4. Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. "б" и "в" настоящего пункта (пп. "б" - объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес., пп. "в" - организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта). Пункт 17. По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом |
7 | ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, событий после отчетной даты |
8 | ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" | В учетной политике социально ориентированным некоммерческим организациям необходимо закрепить возможность применения (неприменения) данного ПБУ | Пункт 3. ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями |
9 | ПБУ 9/99 "Доходы организации" | Применяется в части "предпринимательской деятельности и иной деятельности", что необходимо отразить в учетной политике, в том числе и операции, относимые к "предпринимательской деятельности и иной деятельности" | Пункт 1. Применительно к ПБУ некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности |
10 | ПБУ 10/99 "Расходы организации" | Применяется в части "предпринимательской деятельности и иной деятельности", что необходимо отразить в учетной политике, в том числе и операции, относимые к "предпринимательской деятельности и иной деятельности" | Пункт 1. Применительно к ПБУ некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности |
11 | ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций (организаций, составляющих бухгалтерскую отчетность) |
12 | ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. ПБУ устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ |
13 | ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) |
14 | ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
15 | ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
16 | ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ |
17 | ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно- исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ |
18 | ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" | В учетной политике некоммерческих организаций необходимо закрепить возможность применения (неприменения) данного ПБУ, в случае если организация является плательщиком налога на прибыль организаций | Пункт 2. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями |
19 | ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
20 | ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" | Не применяется некоммерческими организациями | Пункт 1. Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ |
21 | ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
22 | ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
23 | ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями, однако формы бухгалтерской отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций не содержат данной формы отчетности | - |
24 | ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" | Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями | - |
Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.
По нашему мнению, помимо специфики деятельности НКО на выбор и обоснование учетной политики влияние оказывают следующие факторы:
- организационно-правовая форма;
- виды и масштабы деятельности организации;
- стратегия развития (долгосрочные перспективы развития организации и т.п.);
- уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т.п.);
- масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
- уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кадров.
Для НКО особое значение имеет организация раздельного учета расходов и доходов. Под раздельным учетом доходов и расходов понимается раздельный учет формирования источников финансирования текущей деятельности и формирование доходов от предпринимательской деятельности НКО и расходов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете НКО. Много вопросов и споров возникает и при отражении в учете операций по использованию средств целевого финансирования . Какие-либо положения по указанному вопросу не разработаны. Как отмечает в своей статье Л.В. Гусарова, неоднократно предпринимались попытки создания стандартов для НКО . В этой связи необходимо отметить, что реализовать какие-либо рекомендации данного участка учета возможно только в учетной политике НКО, учитывая специфику разработок ведущих экономистов и ученых. Данная область (объект) бухгалтерского учета НКО требует дальнейшей проработки.
Для формирования раздела учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности, по нашему мнению, необходимо руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Аналогичной позиции придерживается и Л.В. Гусарова .
Грамотное разделение учета в учетной политике позволит формировать достоверную информацию как для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для целей налогообложения.
Таким образом, учетная политика для НКО должна представлять собой совокупность принципов, методов, способов, приемов учета, которые могут варьироваться, отражая специфику деятельности конкретной НКО. Формирование учетной политики НКО имеет свою специфику, так как наряду с основной некоммерческой деятельностью она включает и коммерческую (предпринимательскую, приносящую доход деятельность). Все это следует грамотно, с учетом принципа профессиональной компетентности раскрывать в учетной политике НКО.
Список литературы
- Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20.
- Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 46.
- Лабынцев Н.Т., Егорова Л.В. Проблемы формирования учетной политики для некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. N 7.
- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки": Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
- О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Изменение оценочных значений" (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008): Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/03): Приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02): Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010): Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010): Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011): Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010): Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98): Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000): Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008): Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011): Приказ Минфина России от 06.10.2011 N 125н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01): Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01): Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02): Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
- Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
- Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
- Трушицына А.Ю. Формирование, изменение и раскрытие учетной политики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7.
О.В.Котлячков
кафедры бухгалтерского учета,
финансов и аудита
Ижевская государственная
сельскохозяйственная академия
Н.В.Котлячкова
кафедры международных
экономических отношений и права
Удмуртский государственный университет
Н.Л.Денисова
Главный бухгалтер
Некоммерческого партнерства
"Удмуртский территориальный
институт профессиональных бухгалтеров"
Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется и раскрывается в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
При формировании учетной политики главному бухгалтеру любой организации следует исходить из того, что в ней должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации (в нашем случае - некоммерческой), по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Утверждаются (п. 5 ПБУ 1/98):
Рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета;
Формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые бланки, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
Методы оценки активов и обязательств;
Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
Порядок контроля за хозяйственными операциями;
Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В нормативных документах не закреплен способ распределения управленческих расходов некоммерческой организации. Организация при формировании своей учетной политики должна установить способ распределения таких расходов (п. 8 ПБУ 1/98).
Раскрывать существенные положения своей учетной политики обязаны организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично, согласно законодательству РФ.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (п. 11 ПБУ 1/98).
К существенным способам ведения бухучета относятся:
Способы амортизации основных средств, нематериальных активов, иных средств труда;
Способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
Способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
Другие способы по конкретным вопросам бухгалтерского учета, которые установлены соответствующими ПБУ.
Определение существенных способов бухгалтерского учета в некоммерческих организациях имеет свои особенности, обусловленные спецификой их правового положения и осуществления ими уставной деятельности.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. На основе этого Плана каждая организация разрабатывает и утверждает в приложении к учетной политике рабочий план счетов. Рабочий план счетов включает все синтетические счета, субсчета и аналитические счета, используемые в организации.
При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями к аналитическому учету, закрепленными в Инструкции по применению Плана счетов. Кроме того, в приложении к учетной политике могут быть приведены корреспонденции счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражению в учете часто проводимых в конкретной организации операций.
Для некоммерческих организаций большое значение имеет раскрытие в рабочем плане счетов счета 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется:
В разрезе источников их поступления (например, можно открыть субсчет 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений», а к нему аналитические счета);
По назначению целевых средств (например, можно открыть субсчет 86-2 «Расходование средств целевого финансирования», а к нему аналитические счета);
Для аналитического учета поступлений целевого финансирования (источников) в рабочем плане счетов к счету 86-1«Целевое финансирование по видам поступлений» можно открыть следующие аналитические счета:
86-1.1 «Вступительные взносы»;
86-1.2 «Членские взносы»;
86-1.3 «Паевые взносы»;
86-1.4 «Целевые взносы»;
86-1.5 «Добровольные взносы»;
86-1.6 «Доходы от предпринимательской деятельности»;
86-1.7 «Прочие поступления».
Для аналитического учета использования средств некоммерческих организаций в рабочем плане счетов можно открыть к счету 86-2 «Расходование средств целевого финансирования» следующие аналитические счета:
86-2.1 «Расходы на целевые мероприятия»;
86-2.2 «Расходы на содержание аппарата управления»;
86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»;
86-2.4 «Прочие расходы».
Для учета износа основных средств некоммерческих организаций, которые необходимы для ведения основной уставной деятельности, используется забалансовый счет 010 «Износ основных средств». Счет 02 «Амортизация основных средств» - в отношении основных средств, используемых в предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Пример рабочего плана счетов некоммерческих организаций представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Рабочий план счетов организации
Наименование счета | Наименование субсчета |
|
Основные средства | Основные средства, используемые в уставной деятельности Выбытие основных средств |
|
Нематериальные активы | По видам активов |
|
Вложения во внеоборотные активы | По видам вложений |
|
Расчетные счета | По видам счетов |
|
Валютные счета | Транзитный валютный счет Специальный транзитный счет Текущий валютный счет |
|
Специальные счета в банках | Депозитный счет |
|
По видам вложений |
||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | ||
Расчеты по налогам и сборам | Расчет по НДФЛ Расчеты по налогу на имущество организаций Расчет по единому социальному налогу Расчеты по НДС Расчеты по налогу на прибыль организаций |
|
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | Расчеты по социальному страхованию Расчеты по обязательному пенсионному страхованию Расчеты по обязательному медицинскому страхованию |
|
Расчеты с персоналом по оплате труда | ||
Расчеты с подотчетными лицами | ||
Расчеты с персоналом по прочим операциям | ||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | ||
Целевое финансирование | По видам целевых поступлений |
|
Резервы предстоящих расходов | Расходы по смете |
|
Расходы будущих приходов | ||
Прибыли и убытки | ||
Забалансовые счета: Арендованные основные средства Бланки строгой отчетности Износ основных средств |