Социально-экономические проблемы населения хабароского края. Стратегия социального и экономического развития края Экономическое развитие хабаровского края

Выходные данные сборника:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Беликова Тамара Николаевна

преподаватель Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса», РФ, г. Комсомольск - на - Амуре

E-mail:

SOCIOECONOMIC PROBLEMS OF KHABAROVSK KRAI POPULATION

Tamara Belikova

lecturer of Territorial State Budgetary Educational Institution of Secondary Vocational Education Komsomolsk-on-Amur College of Information Technologies and Service, Russia, Komsomolsk-on-Amur

АННОТАЦИЯ

Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке вызывает серьезную озабоченность. Ее главными особенностями являются: значительные масштабы сокращения населения, низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения, высокая смертность, старение населения, изменение соотношения между населением в трудоспособном возрасте и населением старше трудоспособного в сторону увеличения последних.

ABSTRACT

Modern demographic situation in the Far East arouses certain concern. Its main peculiarities are: irresistible proportions of population reduction; low fertility not providing reproducion of population; heavy mortality; ageing of population; modification in proportion between working-age population and unemployable age population with the last as a prevailing party.

Ключевые слова: миграция населения; жизненный уровень населения; среднедушевой доход населения; материнский капитал; социальное сиротство.

Keywords: population migration; standard of living; per capita income of population; maternity capital; social orphanhood.

Процессы реформирования в экономике и во всех областях социальной сферы повлекли значительные изменения демографических, экономических, социокультурных показателей жизни населения Хабаровского края. Вследствие оторванности региона от экономических, культурных и рекреационных центров страны (дороговизна транспортных услуг), ухудшения условий жизни населения и др., началась массовая миграция населения.

По данным переписи населения, в 2002 г. на Дальнем Востоке проживали 6 млн 440 тыс. человек, в 2010 г. - на 155 тыс. меньше .

Демографическая кривая продолжает путь вниз, и численность населения в ДФО к 2026 г. может составить 5,9 млн. чел. (столько было зафиксировано переписью населения 1970 г.), к 2050 г. - 4,0 млн. чел, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации

Главные причины оттока молодежи с Дальнего Востока - это дороговизна жилья и неудовлетворенность зарплатой. За последние семь лет отсюда уехали 260 тысяч молодых людей - почти 15 процентов численности молодого населения. Не меньше молодых дальневосточников, как показывают исследования социологов, не скрывают намерений уехать в другие регионы.

Рассмотрим некоторые показатели жизненного уровня населения Дальнего Востока. Уровень жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России. В 2013 г. доходы на душу населения в РФ в среднем составили 20 тыс. руб. в месяц; по Хабаровскому краю доход на члена семьи составляет 25 357 рублей, но если эти деньги пересчитать с учётом их покупательной способности, то получается 17 тыс. рублей. Стоимость электроэнергии, коммунальных услуг, транспортные затраты у нас выше. При этом жители Дальнего Востока и Забайкалья работают более напряжённо и эффективно. Валовый региональный продукт в России в среднем составляет 292 тыс. руб. на душу населения, а на Дальнем Востоке - 366 тыс. рублей .

Рисунок 1. Среднедушевой денежный доход населения (руб/месяц) по Хабаровскому краю

Изменение к предыдущему периоду в 2013 году составили 6,56 % с плюсом.

Среди всех работающих именно женщины практически всегда и во всех субъектах Дальневосточного региона получали заметно более низкую заработную плату. Руководители, как правило мужчины, исходят из желания поддержать мужчину как главу семьи, не замечая, что рядом такая же «глава», но только мать-одиночка, лишенная и государственной, и мужской поддержки. Так, неся большую нагрузку и большую ответственность, женщины в целом получают меньшую признательность и государства, и общества. И получается, что Закон на бумаге, это еще не факт, даже, если это основной закон (ст. 34 и ст. 53 Конституции России).

С другой стороны молодым людям, особенно выпускникам учебных заведений и молодым мамам очень сложно найти работу с достойной заработной платой. Приведем результаты анализа рынка труда по г. Комсомольску-на-Амуре.

Таблица 1.

Анализ состава обратившегося населения по КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре за январь-декабрь 2013 года

С нарастающим итогом

Безработные

Наименование

Номер строки

Обратилось всего

Трудо- устроено всего

Зарегист

рировано

Трудо- устроено

На конец месяца

Численность граждан, ищущих работу

Из строки 01: несовершеннолетняя молодежь

Молодежь 16-29 лет

Учащаяся молодежь

Выпускники школ, ВУЗов

Из них воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов

Одинокие и многодетные

Демобилизованные из ВС

Уволенные по собственному желанию

Следует отметить, что количество браков, зарегистрированных в администрациях органов местного самоуправления поселений Хабаровского края, постепенно снижается (в 2011 г. - 248, в 2012 г. - 209, в 2013 - 199 браков).

Количество расторжений брака также имеет устойчивую тенденцию к снижению: 264 в 2007 г., 190 в 2010 г., 206 в 2011 и 220 в 2012 г.

Но в ряде областей Дальневосточного региона число разводов превышает число зарегистрированных браков на 1000 населения

(Магаданская область, Чукотский АО).

Показатель рождаемости (число рожденных на 1000 населения) на Дальнем Востоке стал иметь тенденцию к росту и в 2013 г. поднялся до 12,3 % (в России - 11,3 ‰) .

Безусловно, определенную роль здесь сыграло введение материнского капитала. На 01.01.2012 г. в Дальневосточном федеральном округе выдано 14878 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. При этом 11286 чел. получили сертификаты за рождение второго ребенка и 3592 - за рождение третьего и последующих детей. Вполне вероятно, что это в определенной степени отложенные рождения.

В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. С каждым годом при общем снижении рождаемости возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях

Предлагаем ознакомиться со статистикой брошенных и отказных детей на территории Хабаровского края в 2010-2013 гг. Анализ сделан на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

По данным статистики, общая численность детского населения ежегодно уменьшается на 10-15 тысяч. При этом: 44,2 процента детей воспитываются в малоимущих семьях, 17,9 процента детей - в неполных семьях, 6,3 процента - в неблагополучных семьях, 4,5 процента - в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Каждый год свыше 150 брошенных детей пополняют дома ребенка, а в школах-интернатах и детских домах (их в крае - 62) воспитываются 3308 детей. Причем количество постоянно увеличивается. И за причинами далеко ходить не надо - это асоциальное поведение родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания, насилие над детьми и другими членами семьи, бедность, безответственность за судьбу детей, отсутствие в обществе четкой системы, направленной на предотвращение семейного неблагополучия. Все это влияет на социальные процессы современного общества. И если рассмотреть конечный результат таких негативных явлений, то в конце концов появилась угроза национальной безопасности страны.

Такова современная демографическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Ее основные тенденции находятся в русле общероссийских демографических трендов.

Таким образом, современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке вызывает серьезную озабоченность. Ее главными особенностями являются:

· значительные масштабы сокращения населения;

· низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения, и высокая смертность;

· старение населения, изменение соотношения между населением в трудоспособном возрасте и населением старше трудоспособного в сторону увеличения последних;

· потери населения от сверхсмертности мужчин в молодом трудоспособном возрасте, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм;

· кризис семьи, высокий уровень разводов;

· миграционный отток населения.

Это является серьезной проблемой, которая негативно отражается на социально-экономическом развитии всего Дальнего Востока России.

Анализ результатов работы позволяет сделать следующие выводы:

1. Устойчивость семьи падает, растет число внебрачных детей, разводов и неполных семей

2. Увеличивается разрыв между индексами заработной платы и потребительских цен

3. Отмечается увеличение гражданских браков при материальной незащищенности женщин и рожденных при совместном проживании детей.

4. Наиболее незащищенной категорией граждан являются дети, затем - женщины. Заработная плата женщин ниже таковой у мужчин.

5. Прерывание беременности без медицинских показаний как следствие социального стресса, неуверенности семьи в завтрашнем дне приняло колоссальные масштабы и является, в свою очередь, одной из причин демографического кризиса.

6. Растет заболеваемость детей, количество брошенных детей и совершающих преступления, употребляющих наркотики.

Специфические проблемы, характерные для большинства молодых семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей; небольшие возможности для трудоустройства и приработка.

Мероприятия по реализации государственной семейной политики по отношению к молодой семье могут предусматривать следующее:

1. Восстановление института традиционной (многодетной) семьи. Пропаганда ценностей семьи в СМИ и образовательных учреждениях в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов.Запрет телевезионных шоу типа «Дом-2»

2. Детское сиротство является серьезной социальной проблемой человеческого общества и отражает бездуховность и низкий уровень культурного воспитания подростков в школе и семье. Предупреждение таких поступков через образовательные программы для старшеклассников по здоровью и развитию семьи, формирующие чувство ответственности за сексуальные связи и за таинство рождения новой жизни. Это позволит укрепить семью и предупредить многие беды.

3. Создание условий для максимально полной реализации потенциала молодых людей нового поколения в возрасте до 30 лет. Речь идет о вовлечении молодежи в предпринимательскую деятельность, развитии деловой активности. Очень важно, чтобы как можно больше молодых людей рассчитывали на себя, самостоятельно создавали свои предприятия, компании, бизнес.

4. Создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

· развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов.Молодым семьям с возрастом супругов до 30 лет должна предоставляться ипотека по ставке не выше 7-8 процентов.

· расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

5. Льготное долгосрочное кредитование. Это предоставление финансовых средств на возвратной основе. Молодая семья вправе получить средства на приобретение или строительство квартиры или дома под незначительные проценты (8-10 %) и на длительный срок (от 10 до 15 лет).

6. Выделение материалов для индивидуального строительства жилья. Данная форма поддержки направлена на развитие индивидуального строительства в сельской местности. В соответствии с ней администрации муниципальных образований области могут бесплатно предоставить молодой семье часть необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить подведение воды, газа, электричества и т. д.

7. Предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимости. У этой формы поддержки много общего с долгосрочным кредитованием, только в качестве кредита выступает сама квартира. Молодая семья выплачивает ее стоимость по частям в течение 10-15 лет.

8. Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

9. Разработка и реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

10. Разработка и реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

·создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

· расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

11. Оказание адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.

Список литературы:

1.Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 2009. № 1-2.

2.Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья. М. Вып. 2. 2004 г., - с. 169.

3.Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во «Права человека», 2011. - с. 28.

4.Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов/О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. 2008.

5.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 2007.

6.Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи.//Социология образования. 2009 г. № 5.

7.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г., - с. 48.

8.Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. Хабаровск: ДВАГС, 2006 г., - с. 70.

9.Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. - 108 с.

10.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

УДК 338.2(571.62) С.Н. ЛЕОНОВ

ББК 65.05 (2Рос-4Хаб) зам. директора по науке Института экономических исследований

Дальневосточного отделения Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор, г. Хабаровск

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ*

Проанализированы структурные проблемы развития экономики Хабаровского края. Дан анализ позиционирования края в национальном и субглобальном контексте. Оценена система проектов и мероприятий долгосрочного развития края.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, Хабаровский край.

Deputy Director of Science, Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Studies, RF Far East Branch of RAS, Khabarovsk

e-mail: [email protected]

FEATURES OF KHABAROVSK TERRITORY’S DEVELOPMENT STRATEGY

The author analyses the structural problems of the Khabarovsk Territory"s economic development and the territory"s positioning in the national and sub-global context. The system of projects and measures for the territory"s long-term development is evaluated.

Keywords: socio-economic development, strategy, Khabarovsk Territory.

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов России (4,6% территории страны). Это административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальневосточного федерального округа (ДФО). По численности населения (1343,3 тыс. чел.) край занимает второе место в ДФО и 35 - в России. Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (581,2 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (261,8 тыс. жителей). Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов.

Минерально-сырьевой потенциал - важнейшее конкурентное преимущество края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырье-

вом потенциале ДФО составляет по платине и меди - 50%, олову - 20%, золоту - 8%. Имеются значительные запасы цветных и редких металлов, выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ. При этом для края характерна слабая геологическая изученность территории (съемкой масштаба 1:50000, при которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, охвачена лишь треть территории края).

Валовой региональный продукт (ВРП) Хабаровского края в 2009 г. превысил 274,98 млрд р., а темп роста его реального объема к уровню 2008 г. составил 93%. Впервые за 2000-2009 гг. была нарушена тенденция роста экономики края, однако среднегодовой темп роста за этот период составил 104,5%, а в сопоставимых ценах рост ВРП превысил 1,5 раза (рис.).

* Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук П.31.

© С.Н. Леонов, 2012

Если в 2000-2002 гг. темп роста ВРП края обгонял средний по дальневосточным субъектам Федерации темп роста, то с 2003 г. он не превышал средних дальневосточных значений. Как следствие, начиная с 2002 г., доля края в ВРП региона снизилась с 21,5 до 15,9% в 2009 г.

Структура экономики, исторически сложившаяся в Хабаровском крае, является индустриальной, с достаточно диверсифицированным промышленным производством, включающим в себя комплекс обороннопромышленных предприятий. Хотя по запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов, ценных пород рыб край выделяется и на Дальнем Востоке, и в России, доля природно-ресурсных секторов в ВРП края снижается. Если в 2000 г. на сельское и лесное хозяйство, охоту, рыболовство и добычу полезных ископаемых приходилось 16,4% ВРП края, то к 2010 г. доля названных видов экономической деятельности снизилась до 12,7%. Несмотря на наличие запасов природных ресурсов, край не имеет значительных перспектив по созданию локомотивов для индустриального рывка на базе мощных сырьевых проектов уровня сахалинского шельфа, Западной и Южной Якутии. В структуре ВРП края в 2009 г. значительное место занимали обрабатывающие производства (8,9%), строительство (9,5%), транспорт и связь (16,7%), торговля и общественное питание (14,3%), операции с недвижимым имуществом (9,6%) .

Для базового сектора Хабаровского края характерен невысокий уровень технологического развития, несмотря на наличие в структуре промышленности отраслей оборонного комплекса, что влечет за собой низкие по-

казатели производительности труда, высокие удельные расходы материальных и энергоресурсов. Усиливающийся дефицит трудовых ресурсов связан со сложной демографической и миграционной ситуацией на Дальнем Востоке и в крае. По оценке администраций предприятий, расположенных в Хабаровском крае, кадровый ресурс является одним из наиболее дефицитных ресурсов в регионе.

Усиление территориальных диспропорций в экономике объясняется концентрацией экономической активности в крупных промышленных центрах южной зоны края и формированием четырех зон интенсивного развития - Хабаровской агломерации, промышленной зоны «Комсомольск - Амурск - Солнечный», Ванино-Советскогаванского транспортно-промышленного узла и Ургальского промышленного узла . Сохраняется и может возрастать разрыв в уровне социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

За 2008-2010 гг. Хабаровский край вышел на высокие показатели соотношения инвестиций к ВРП (более 30%), что характерно для большинства развитых стран мира . В 2010 г. в экономику и социальную сферу региона привлечено 131,2 млрд р. (127% в сопоставимых ценах к уровню 2009 г.). Причем доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал снижается (в 2010 г. - 12,5% при 20% на протяжении 2001-2008 гг.), а частные инвестиции ежегодно растут. В лидерах по объему частных инвестиций находятся обрабатывающая отрасль, транспорт и связь, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

I I Темп роста ВРП ДФО

I I Темп роста ВРП Хабаровского края

А- Доля Хабаровского края в ВРП ДФО (правая шкала) Динамика ВРП Хабаровского края и ДФО за 2000-2009 гг., %

Экономика Хабаровского края является открытой системой, и траектория ее развития на ближайшие 20-25 лет будет детерминироваться динамикой национальных и общемировых тенденций. Рамочным ограничением выступает требование устойчивого развития экономики и рост благосостояния местного населения.

При разработке стратегии развития края следует учитывать ряд экзогенных факторов. Россия в целом и Хабаровский край в частности имеют достаточно низкие стартовые позиции в конкурентной среде мирового хозяйства . Выделяются четыре фактора эффективного встраивания России в мировую экономику. Первые три из них особо значимы для Хабаровского края, это - природные ресурсы; географическое положение; свободное, экологически чистое пространство. Но только опора на четвертый фактор - инновационный потенциал - способна обеспечить субъектам Федерации резкое увеличение доли интеллектуального труда в создаваемой на их территории стоимости, вернуть Россию в число мировых лидеров.

Для Хабаровского края следование трем первым факторам встраивания России в мировую экономику может означать снижение значимости края в пространственном развитии страны. При сохранении существующей инерции развития хозяйственной системы края, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, край рискует приобрести статус «двойной периферии»: России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Даже на традиционных для России рынках велика вероятность того, что краю не удастся завоевать доминирующие позиции в АТР, так как практически по всем видам сырья у покупателей существуют альтернативные варианты. В этих условиях для края реальны риски значительного отставания по уровню развития от основных российских территорий.

Реализация конкурентных, обходящих Россию транспортных коридоров, также может резко снизить геополитическую значимость края. Одним из наиболее известных подобных проектов является создание мощной транспортной линии от восточных до западных границ Китая с последующей стыковкой с транспортным проектом ТРАСЕКА

(Transport Corridor Europe Caucasus Asia) в Средней Азии и Казахстане.

Тем не менее, сырьевая и транзитная модели развития Дальнего Востока могут создать структурный потенциал для дальнейшей индустриализации экономики Хабаровского края. Проектируемая энергетическая инфраструктура транзита топливно-энергетических ресурсов (магистральные газопроводы из Якутии, ВСТО, высоковольтные линии электропередач), Северный широтный ход и Транссибирский железнодорожный маршрут к 2020 г. сформируют на широтном ареале «Восточная Сибирь - Южная Якутия, Сковородино - Хабаровск, Комсомольск, Ванино - юг Приморья» мощный транзитный энергетический и сырьевой коридор, ориентированный на центры энер-го-, ресурсопользования в странах СВА. С востока через Хабаровский край в этот коридор вливаются углеводороды (нефть и газ) с шельфа о. Сахалин.

В стратегии развития Хабаровского края система долгосрочных проектов и мероприятий, планируемых к реализации, может быть сведена в два принципиальных сценария развития территории (инерционный и инновационный), различие между которыми состоит в степени вовлечения каждого из четырех названных интеграционных факторов.

Инерционный сценарий, несмотря на невысокую экономическую эффективность для края и страны в целом, имеет серьезные предпосылки реализации, к основным из которых следует отнести:

1. Изменение географии международной торговли и смещение мирового центра экономической активности в АТР, что ведет к повышению значимости евроазиатских транспортных коридоров .

2. Возрастание потребности в портовой инфраструктуре, так как увеличиваются транзитные грузопотоки, возникающие за рубежом и вовлекающие локальную транспортную систему Дальнего Востока и Хабаровского края в частности в обслуживание международных перевозок.

3. Рост ограничений в развитии транспортной инфраструктуры северного Китая и стремление китайского руководства к получению кратчайшего выхода северо-восточного Китая к морским портам.

Реализация указанных предпосылок обеспечит возможность развития и закрепления сырьевой и транзитной специализации в рамках инерционного сценария:

Продолжит динамично развиваться базовый сектор, завершится строительство терминалов по перевалке угля, металлов, нефти, формирование портовых особых экономических зон в Ванино и Советской Гавани;

Будет развиваться инфраструктура приграничных торгово-производственных комплексов;

Край сохранит позиции в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока при неизменной его сырьевой специализации;

Продолжится развитие лесопромышленного комплекса края (преимущественно за счет предприятий с низкой степенью деревообработки);

При государственной поддержке (госзаказ) в крае будет развиваться, хотя и ограниченно, авиа- и судостроение;

Минерально-сырьевой комплекс края сохранит свое значение, его основной проблемой останется сокращение числа разведанных месторождений с утвержденными запасами. Причина - дефицит средств на геологоразведку.

Инерционное развитие экономики края имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды), и сопряжено с актуализацией серьезных внутренних проблем социально-экономического развития региона как накопленных за предыдущий кризисный период, так и проявляющихся в связи с новыми экономическими реалиями.

Инновационный сценарий развития Хабаровского края и его стратегические возмож-

ности определяются рядом параметрических условий:

Положением и местом региона в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей Дальнего Востока и России;

Вероятными сценарными условиями, обусловливающими возможности модернизации региональной экономики, исходя из приоритетов национальной экономической политики, приоритетов и ограничений в использовании источников роста, формирования и стимулирования региональных центров экономического развития на тихоокеанском направлении.

Факторы и ограничения, инициируемые национальными тенденциями и приоритетами развития и создающие параметрическую среду для стратегии социально-экономического развития края, приняты в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Правительством РФ .

В рамках инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края предполагается массовое использование не только технологических инноваций, но и инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека. Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре ВРП. Перспективная структура экономики края (табл.) поддерживается паритетным с промышленными ростом ключевых непромышленных видов деятельности (транспорт, торговое обслуживание). Экономические результаты непромышленных отраслей носят производный характер, детерминируются

Макроэкономические показатели инновационного сценария развития

Хабаровского края, %

Показатель Среднегодовой темп роста 2025 к 2007

2007-2015 2015-2025 2007-2025

ВРП 106,1 108,2 107,3 355,0

Инвестиции в основной капитал 107,4 108,0 107,7 381,3

Промышленность 104,6 107,8 106,4 305,0

Продукция сельского хозяйства 103,0 101,7 102,3 149,5

Розничный товарооборот 107,6 105,7 106,5 311,8

Грузооборот транспорта 108,0 103,5 105,5 261,1

Услуги связи 113,1 108,0 110,2 577,3

Составлено по данным: .

промежуточным спросом и перераспределением доходов со стороны промышленного сектора края.

Базовые предпосылки инерционного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий военно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры.

Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения являются открытыми, заинтересованными в инновациях сферами. Но это будут высокоспециализированные по характеру использования трансферы материальных технологий, внешне масштабные, но не обладающие силой «инновационного мультипликатора».

Список использованной литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

2. Леонов С.Н. Анализ условий стратегического развития Дальнего Востока России после кризиса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Леонов С.Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 126-133.

4. Минакир П.А. Россия - Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 7-20.

5. Официальный сайт Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru.

6. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 13 янв. 2009 г. № 1-пр. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/info/ strategy/.

7. Шпорт В. Инвестор для нас - желанный партнер // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.: utv. rasporyazheniem Pravitel"stva RF ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf.

2. Leonov S.N. Analiz uslovii strategicheskogo razvitiya Dal"nego Vostoka Rossii posle krizisa // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Leonov S.N. Strategicheskoe razvitie Dal"nego Vostoka: ugrozy krizisa // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 126-133.

4. Minakir P.A. Rossiya - Kitai na Dal"nem Vostoke: mnimye strakhi i real"nye ugrozy // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 7-20.

5. Ofitsial"nyi sait Goskomstata RF. URL: http://www.gks.ru.

6. Strategiya sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Khabarovskogo kraya na period do 2025 g.: utv. posta-novleniem Pravitel"stva Khabarovskogo kraya ot 13 yanv. 2009 g. № 1-pr. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/ info/strategy/.

7. Shport V. Investor dlya nas - zhelannyi partner // Parlamentskaya gazeta na Dal"nem Vostoke. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1-пр

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия , Забайкальского края и Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области на период до 2025 года.

Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;

Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития .

3. Министерству экономического развития и внешних связей края ():

3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.

3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".

Срок - II квартал 2009 г.

Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (577,3 тыс. жителей, 2 место в ДФО), г. Комсомольск-на-Амуре (272,4 тыс. жителей, 3 место в ДФО).

Физическая карта

Рисунок не приводится.

2.2. Природно-климатические условия и туристско-рекреационный потенциал

Большую часть территории края занимают горы, образующие горные хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал. Максимальная высота - 2933 м. В крае насчитывается около 1,5 тыс. больших, средних и малых рек, в том числе одна из крупнейших рек России - Амур, много больших и малых озер.

Политико-административная карта

Рисунок не приводится.

В реках и озерах водится около 100 видов рыб. Фауна Хабаровского края насчитывает 70 видов млекопитающих и более 360 видов птиц. Лесами занято в крае более 51,2 млн. га.

Климат Хабаровского края континентальный с хорошо выраженными муссонными чертами. Зима продолжительная и суровая, сухая и солнечная. Средняя температура воздуха в январе колеблется от -22 C° на юге, до -40 C° на севере; на побережье от -18 до -24 C°. Лето теплое и влажное , средняя температура июля на юге +22 C°, на севере +14 C°. Продолжительность безморозного периода на юге края составляет дней, в центральных и северных районах от 90 до 130 дней. Годовая сумма осадков колеблется от 400 мм на севере до 800 мм на равнинах.

Туристско-рекреационный потенциал края обусловлен выгодным географическим расположением региона, его экономическим развитием, высокой концентрацией и разнообразием природных ресурсов, богатым культурно-историческим наследием.

Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, сочетанию редких видов растений и животных и их сообществ, а также нетронутым природным ландшафтом. На территории края расположено около 250 памятников природы. Река Амур - одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов.

В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма. Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера: нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи и другие. Среди объектов этнографического туризма наиболее интересен уникальный археологический памятник "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры).

2.3. Потенциал природных ресурсов

Минерально-сырьевая база

Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края.

Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине - 50 процентов, золоту - 8 процентов, олову - 20 процентов, меди - 50 процентов, углю - 7,5 процента.

Имеются значительные запасы цветных, редких металлов, строительных материалов . Выявлены также месторождения агрохимического сырья, цветных камней, минеральных подземных вод, лечебных грязей и минеральных красок.

В крае выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ.

При этом следует отметить слабую геологическую изученность территории края. Геологическая съемка масштаба 1:50000, на стадии которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, проведена всего на 35 процентах территории края, что характерно для Дальневосточного региона в целом.

Водно-биологические ресурсы

Основные рыбные ресурсы Хабаровского края представлены пресноводными и морскими гидробионтами.

Пресноводные ресурсы Хабаровского края главным образом связаны с р. Амуром. Промысловое значение имеют более 30 видов рыб, 20 из которых имеют высокую товарную ценность. Это тихоокеанские проходные лососи (кета, горбуша, голец-мальма, сима), осетровые (калуга и амурский осетр), некоторые виды крупного частика (щука, сазан, верхогляд, сом, толстолоб, таймень, ленок, сиг, желтощек, лещ). Ежегодно во внутренних водоемах края изымается промыслом 5 - 9 тыс. тонн рыбы.

В прибрежных водах Татарского пролива и Охотского моря добываются лососевые, тихоокеанская сельдь (нерестовая), мойва, камбала, ламинария, крабы. Ежегодный объем вылова водных биоресурсов в прибрежной зоне составляеттыс. тонн.

Водные ресурсы

Водообеспеченность населения края одна из самых высоких в России - около 330 тыс. куб. м на человека. В крае насчитывается около 206 тыс. рек, включая мельчайшие и самые малые, общей длиной более 550 тыс. км с общим стоком почти 400 куб. км в год. Главная водная артерия - река Амур - одна из крупнейших рек России, занимающая по водности четвертое место после Енисея, Лены и Оби. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.

Минерально-сырьевые ресурсы

Рисунок не приводится.

Гидроэнергетический потенциал рек Хабаровского края составляет 23 млрд. кВт. ч в год.

В крае насчитывается более 58 тыс. больших и малых озер с общей площадью водного зеркала около 4 тыс. кв. км. Крупнейшие из них находятся в бассейне реки Амура: Болонь, Орель, Чукчагирское. В крае находится часть Бурейского водохранилища площадью 373 кв. км, имеется 2 водохранилища объемом более 1 млн. куб. м каждое.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории Хабаровского края составляют около 48 млн. куб. м в сутки. Всего в крае разведано около 40 месторождений.

Среди минеральных вод наиболее распространены углекислые и азотные воды. Наиболее известны три месторождения минеральных вод: Анненские термальные источники, Тумнинское и Мухенское.

Земельные ресурсы

По результатам комплексного исследования конкурентоспособности регионов, выполненному в 2008 году автономной некоммерческой организацией "Институт региональной политики" при поддержке Министерства региональной политики Российской Федерации, Хабаровский занял 19 место из 82 субъектов Российской Федерации, по которым проводились исследования, и вошел в группу лидеров конкурентоспособности.

По исследованиям, проведенным в 2007 году Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Хабаровский край занял 10 место в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу.

Географическая структура экспорта и импорта

Хабаровского края в 2007 году (процентов) <*>

Рисунок не приводится.

<*> Без учета экспорта нефтепродуктов, произведенных на территории края.

Основными торговыми партнерами края являются КНР, Япония, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, на долю которых приходилось более 80 процентов от общей стоимости внешнеторгового оборота края.

Крупнейшими краевыми экспортерами в последние годы были ООО "РН - Комсомольский НПЗ", ООО "Альянс-Хабаровск", ООО "Хабаровская топливная компания", ОАО "Амурметалл", ЗАО "Смена-Трейдинг", ООО "Дальвторсырье", ОАО "Хабаровский судостроительный завод", ЗАО "Флора", "Аркаим".

В структуре краевого импорта наибольший удельный вес приходится на текстиль, текстильные изделия и обувь, машины и оборудование.

За последние 7 лет макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста производства товаров и услуг, инвестиций в экономику и социальную сферу (таблица N 1).

Таблица N 1

┌────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬─────────────────┐

│ │Российская│Хабаровский│ Дальневосточный │

│ │Федерация │ край │федеральный округ│

│ ├──────────┴───────────┴─────────────────┤

│ │ 2007 год к 2000 году (процентов) │

└────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘

Валовой внутренний продукт - 162,8 148,3 155,3

сумма регионов (валовой

региональный продукт)

Индекс промышленного 148,6 134,9 151,1

производства

Инвестиции в основной капитал 226,7 226,6 в 3,2 раза

Для повышения прозрачности взаимодействия между органами исполнительной власти края и гражданским обществом в крае создаются отдельные элементы "электронного правительства ".

В 2008 году введены в эксплуатацию Web-сайт "Нормативно-правовые акты Хабаровского края", где размещены действующие акты Губернатора и Правительства Хабаровского края с 2005 года, и информационный портал государственных услуг, на котором представлены сведения по более 80-ти государственным услугам, оказываемым гражданам, и более 70-ти государственным услугам, оказываемым организациям. Создан раздел "Административные регламенты государственных услуг (функций)", в котором размещены утвержденные административные регламенты , проекты предлагаемых административных регламентов, по которым население и организации могут дать свои замечания. За 10 месяцев 2008 года отмечено 128 тыс. посещений страниц этого раздела.

Предприятия и организации широко используют раздел "Закупки" Web-сайта Правительства края, где размещается информация по процедурам заказов (извещения, протоколы и прочее) на поставки товаров, выполнения работ , оказания услуг для государственных и муниципальных нужд Хабаровского края. В 2007 году было зафиксировано 1,46 млн. посещений страниц этого раздела.

На данном Web-сайте для предпринимателей и инвесторов размещена информация о наличии свободных для организации или расширения бизнеса на предполагаемых к продаже или сдаче в аренду производственных площадей.

С 2002 года действует сайт "Малый бизнес Хабаровского края", где размещается информация, интересующая предпринимателей (нормативно-правовая, аналитическая, статистическая и др.).

Развитие экономики Хабаровского края

Японская компания JGC Эвергрин, построившая тепличный комплекс в ТОСЭР «Хабаровск», уже заявила губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту (на фото слева) о своих планах строительства второй очереди тепличного хозяйства

Экономика края: полёт нормальныйВозможно, жители Хабаровского края заметили, что в нынешнем году жить и работать стало несколько лучше и веселее, чем в предыдущие 2015-2016 годы. Если обратиться к цифрам, это «лучше» выражается в существенном росте общего объёма произведённой и отгруженной продукции, индексе промышленного производства, росте заработной платы, оживлении торговли и многих иных показателях. О том, как правительство края обеспечивает устойчивость и развитие территории, мы беседуем с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василием Шихалёвым.

Василий Михайлович, как складывалась ситуация в основных отраслях экономики Хабаровского края в этом полугодии, какие предприятия можно назвать «драйверами» развития?

У нас наблюдается положительная динамика по основным показателям производства и иным направлениям, которые формируют общую картину в крае.

В первом полугодии 2017 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленности края составил 160,1 млрд рублей, или 114,4% к соответствующему периоду 2016 года (в действующих ценах). Индекс промышленного производства в первом полугодии 2017 года составил 105,5 процента к соответствующему периоду 2016 года. Сохраняется стабильный рост грузооборота транспорта (за январь - июнь 2017 года он составил 4,3%). На 0,6 процента вырос пассажирооборот транспорта (за счет увеличения пассажирооборота на автомобильном транспорте на 1,9%). В этом году показывает положительную динамику и авиастроение, и судостроение. Лесопромышленный комплекс тоже идёт с плюсом. Рыба - на уровне прошлого года. А это высокие показатели. Горнорудная промышленность тоже наращивает объёмы. Строительство жилья пока отстаёт, но заделы там достаточные, так что к концу года показатели превысят уровень прошлого года. В плюсе у нас средняя заработная плата, позитивная ситуация на рынке труда.

За январь - май 2017 г. среднемесячная заработная плата работников организаций составила 45 206 рублей, выросла по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 7,4%. На 1 июля 2017 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,02% (снизился на 0,21 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом 2016 года), численность безработных снизилась на полторы тысячи человек. В целом оба эти показателя свидетельствуют о стабильной ситуации в экономике, о загрузке крупных предприятий, о росте малого и среднего бизнеса. О том же говорят данные о ситуации на потребительском рынке края. За январь - июнь 2017 года оборот розничной торговли в крае составил 142,6 миллиарда рублей (102,2% к соответствующему периоду 2016 года), оборот общественного питания - 8,1 миллиарда - 100,7%.

По итогам 2017 года ожидаются положительные тенденции в экономике края валовой региональный продукт увеличится на 2,8%; индекс промышленного производства - на 3,6%, грузооборот транспорта - на 3,0%; внешнеторговый оборот - на 9,2%; ввод в действие жилых домов - на 16,2%. Реальные денежные доходы населения вырастут на 1,4%.

Не может удовлетворять результат по демографической ситуации. С начала 2017 года в крае наблюдается снижение показателей рождаемости при одновременном увеличении показателей смертности. За январь - май в крае родилось на 835 детей меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Эта тенденция характерна для большинства субъектов Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и обусловлена сокращением численности женщин детородного возраста вследствие демографической «ямы» 1990-х годов.

Отмечается рост смертности от болезней системы кровообращения (на 4%), болезней органов дыхания (на 4,9%), дорожно-транспортных происшествий (на 23,9%). Этот негативный момент по автокатастрофам сегодня находится под пристальным вниманием правительства края. Мы на пороге запуска программы государственно-частного партнёрства по интеллектуальной системе безопасности дорожного движения. Эта система позволит контролировать плотность транспорта на дорогах, не разбивать дороги большегрузным транспортом. Она обеспечит видеофиксацию практически всей территории края. Плюс отдельно решается вопрос об обеспечении сотовой связью ключевые трассы. В частности трассу Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Мы работаем над передачей этой трассы в федеральную собственность. На её обслуживание поступит значительно больше средств. Это резко изменит качество дороги. И, конечно, существенно понизит аварийность.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1298-р утверждена Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, определяющая основные ориентиры демографического развития субъектов ДФО и меры по обеспечению их достижения.

Правительство Хабаровского края со своей стороны намерено актуализировать Комплексную краевую программу развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014-2020 годы, обратив особое внимание на разработку мер по стимулированию рождаемости и закреплению населения. Мы намерены проработать вопрос восстановления краю софинансирования за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет на детей, рожденных после 1 января 2017 г., без учета величины суммарного коэффициента рождаемости. Разрабатывается комплекс мер по повышению рождаемости в крае, в том числе за счет содействия в улучшении жилищных условий молодых семей в увязке с рождением детей.

Первым делом - самолёты

Как обстоят дела в нашей главной отрасли экономики - машиностроении?

Индекс производства транспортных средств и оборудования составил в первом полугодии 2017 года 131,4% за счет стабильной производственной деятельности авиастроительных и судостроительных предприятий.

В авиастроении выпуск продукции увеличен на 26,2% к соответствующему периоду 2016 года. С начала 2017 года Комсомольский-на-Амуре завод имени Гагарина (филиал АО «Гражданские самолеты Сухого») поставил заказчику 15 самолетов SSJ 100 (план на 2017 год - 34 единицы). Где и какими компаниями эти лайнеры будут эксплуатироваться, решается на основе заключённых контрактов. Среди покупателей и наши, и иностранные компании. Как известно, недавно в ходе авиасалона МАКС был подписан контракт на поставку 20 «Суперджетов» АК «Аэрофлот» (контракт на поставку 30 единиц завершен в 2016 году).

В судостроении в первом полугодии 2017 года обеспечен рост в 1,8 раза к соответствующему периоду 2016 года. Наращивает объёмы Амурский судостроительный завод. Сегодня в его цехах строятся военные корабли. Недавно первый корвет «Совершенный» передан ВМФ России и будет нести вахту на Тихоокеанском флоте, 28 июля будет спущен на воду второй корвет «Громкий». В цехах завода заложены два мощных грузопассажирских автомобильно-железнодорожных парома, предназначенных для работы на линии Ванино - Холмск. Стоимость контракта составляет почти 10 миллиардов рублей. За этот заказ - отдельная благодарность полномочному представителю президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Петровичу Трутневу. Предприятием возобновлено строительство 2-х судов снабжения по заказу ООО «Газфлот». Оба краевых судостроительных завода сегодня активно работают с рыболовецкими предприятиями в рамках проекта «квоты под киль». Он подразумевает строительство рыболовецких траулеров и иных судов на российских предприятиях, как условие получения квот на вылов рыбы. Правительством края проведена работа с представителями рыболовецких организаций по оформлению основных требований к проектам судов для осуществления добычи водных биологических ресурсов. Технические задания направлены ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Хабаровский судостроительный завод» для подбора проектов судов и определения ориентировочной стоимости и сроков строительства.

Со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» правительством края прорабатываются вопросы участия предприятий водного транспорта в этой программе и возможность приобретения (строительства) судов у судостроительных предприятий Хабаровского края.

Вопрос по обновлению судов в крае очень актуальный. На учете в морских портах Хабаровского края в настоящее время около 150 судов со сроком эксплуатации более 30 лет.

По вопросу участия в Программе мы взаимодействуем с целым рядом краевых предприятий водного транспорта: ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», ООО «КомПасс», ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Хабаровский речной торговый порт», ОАО «Ванинский морской торговый порт», Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», ФБУ «Администрация Амурводпуть», ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», ООО «М-Порт», ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива», ООО «Беркут», ИП Козловский В.В. (ООО «Малахит ДВ»), ЗАО «ДАЛЬРЕО».

От Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» уже получен положительный ответ. Есть намерение заказать суда проекта А45 и у некоторых субъектов Дальнего Востока.

Несмотря на объективные сложности, благодаря ежедневному вниманию правительства края продолжает работу Комсомольское металлургическое предприятие. В ближайшее время предприятие уже с новым собственником - компанией ТОРЭКС - должно выйти на стабильный режим работы.

Малый и средний бизнес

Прошедшие полгода были в значительной степени посвящены улучшению делового и инвестиционного климата в крае, развитию малого и среднего бизнеса. Есть результат - резкий скачок в российском инвестиционном рейтинге. Край поднялся сразу на 33 позиции и занял 40-е место в России.

Это результат большой совместной работы краевого правительства и предпринимательского сообщества. Мы значительно улучшили такие показатели, как получение разрешения на строительство, механизм государственно-частного партнерства, снижение административного давления на бизнес, оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями, доступность финансовой поддержки, оценка консультационных и образовательных услуг инфраструктуры поддержки предпринимательства, доля закупок у малого бизнеса.

В крае развернута работа по внедрению 12 Целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности края. За полгода работы нам удалось достигнуть уже более половины установленных показателей. Две «дорожные карты» по инвестиционному порталу и спецорганизации выполнены полностью. Работа в этом направлении продолжается.

По итогам первого полугодия 2017 года отмечен рост поступлений доходов в бюджет края по категории налогоплательщиков «Индивидуальные предприниматели» на 7,6% к соответствующему периоду 2016 года. Заметно активизировался рынок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) - отмечен рост на 30% к уровню 2016 года.

Проведен краевой конкурс муниципальных программ развития и поддержки МСП, по итогам которого распределены бюджетные средства в размере 19,5 млн рублей среди 24 муниципальных образований края, в том числе 1,5 млн рублей - за счет средств федеральной субсидии (субсидирование части затрат предпринимателей по приоритетным направлениям развития муниципальных образований края, развитию инфраструктуры поддержки, предоставление грантов начинающему бизнесу).

В рамках «дорожной карты» по развитию МСП на 2017 год к соглашению о взаимодействии между правительством края и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП) запланированы 13 мероприятий, расширен перечень услуг Корпорации МСП, предоставляемых в многофункциональных центрах края. В этом году состоялось два визита делегации Корпорации МСП в Хабаровский край. Более 700 участников встреч прошли обучение по различным аспектам предпринимательской деятельности.

На 1 июня 2017 года по «Программе 6,5» через уполномоченные банки субъектам МСП края предоставлено 19 поручительств на общую сумму 60,7 млн рублей, 4 гарантии на сумму 14,67 млн рублей для привлечения 215,8 млн рублей кредитов. По объему кредитно-гарантийной поддержки предпринимательства, предоставляемой с использованием федеральных институтов развития, Хабаровский край занял первое место среди регионов ДФО.

В целях представления услуг для бизнеса по принципу «одного окна» в июне 2017 года открыт Центр поддержки предпринимательства Хабаровского края, объединивший на одной территории пять краевых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. В августе планируется открытие второго в России регионального дополнительного офиса МСП Банка.

В ближайшее время правительство края ставит задачу завершить строительство краевого бизнес-инкубатора в Комсомольске-на-Амуре, обеспечить эффективную деятельность пилотного Центра оказания услуг, организовать работу по запуску проекта «Дальневосточный бизнес-акселератор», продолжить территориальное развитие центров поддержки предпринимательства в муниципальных районах края.

ТОСЭРы и Свободный порт

Другое важное направление «федеральной повестки» - это развитие механизмов опережающего развития. Что было сделано в этом году по развитию ТОСЭРов? Каких результатов край добился в этом направлении?

В 2017 году Правительством края была продолжена работа по развитию и распространению на территории края преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности: Свободного порта Владивосток (далее - СПВ) и территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

По нашей инициативе создана ТОСЭР «Николаевск», включающая семь площадок со специализацией в сфере рыбопереработки и судоремонта (постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г.). По инициативе края расширены границы ТОСЭР «Комсомольск» за счет включения площадок «Холдоми» и «Агропромышленный комплекс» (постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г.).На площадке «Парус» определился резидент, планирующий реализацию инвестиционного проекта по созданию производства бортовых кабельных сетей, распределительно-коммутационных устройств, трубопроводов и механообрабатывающего производства для авиационной промышленности» (АО «Промтех-на-Амуре»).

Достигнуты практические результаты: 11 компаний запустили производство в ТОСЭР «Хабаровск», создано 537 рабочих мест, объем капиталовложений составил более 4,3 млрд рублей. Начата реконструкция Хабаровского аэропорта, входящего в ТОСЭР «Хабаровск». Инвестором выступает консорциум японских компаний. Японская компания JGC Эвергрин, построившая тепличный комплекс с ТОСЭР «Хабаровск», успешно работает и приступила к строительству уже второй очереди тепличного хозяйства.

Есть прогресс и по режиму Свободного порта. Минвостокразвития России принято решение о распространении режима СПВ на территорию г. Хабаровска и Советско-Гаванский муниципальный район. Проект закона о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» проходит процедуру согласования в Правительстве Российской Федерации.

Строительство жилья растёт на ипотеке

Каким сферам экономической деятельности правительство края уделяет особое внимание? Как там обстоят дела?

Одна из важнейших сфер - строительство жилья. В 2017 году мы должны построить 425 тысяч квадратных метров. Правительством края предоставляется поддержка строительству жилья для сирот, по молодёжной ипотеке, для многодетных семей. Параллельно губернатором края поставлена задача уже сегодня сформировать задел по жилью на 2018-19 годы. Статистика свидетельствует, что в нынешнем году идёт значительный рост числа выданных ипотечных кредитов. В первом полугодии 2017 года в крае выдано более 3,7 тысячи ипотечных кредитов на общую сумму более 7 млд. рублей. Это свидетельствует о росте рынка и вселяет оптимизм по объёмам. Оживление ипотечного кредитования связано не только со снижением ставки, но и с гарантиями по вводу жилья. Есть целый ряд строительных компаний, с которыми у правительства края выстроились партнёрские отношения. Жителям это добавляет уверенности, что новое жильё, в которое они инвестируют свои средства, будет построено в срок.

Выполняется показатель по снижению реальной стоимости 1 квадратного метра жилья на первичном рынке, установленный «майским» указом президента РФ в 2012 году. По данным за I квартал 2017 года снижение к уровню 2012 года составило 23,5% при плане 17%.

Правительством края принято решение об увеличении объема поддержки для обеспечения жильем молодых семей (на 12%). Всего в 2017 году получит поддержку 621 молодая семья, в том числе 60 семей станут участниками долевого строительства жилья в Комсомольске-на-Амуре.

Государственную поддержку на погашение остатка основного долга по жилищному (ипотечному) кредиту получили 93 многодетных семьи. В ближайшее время поддержка будет предоставлена еще 3 семьям, что позволит полностью выполнить обязательства правительства края.

В рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи» застройщиком ООО «Фонд жилищного строительства» ведется строительство жилого комплекса по ул. Совхозной в Хабаровске, с гражданами заключено 164 договора долевого участия по цене 35 тыс. рублей за метр. Ввод объекта планируется осуществить до конца года.

Новые горизонты горнорудной промышленности

Существенный вклад в экономику края вносит наша базовая отрасль - горнорудная промышленность. Индекс производства по добыче руд цветных металлов в первом полугодии 2017 года составил 114,1%. По сравнению с первым полугодием прошлого года увеличены объемы добычи золота на 14,1% (9,17 тонны), олова - в 1,9 раза (211,1 тонны). Рост объёмов добычи обеспечило: увеличение (в 8 раз) объёмов добычи на золоторудном месторождении Красивое ООО «Амур Золото» (восстановлена в 2016 году фабрика «Юбилейная»), а также эффективное управление активами ПАО «Русолово».

Индекс производства по добыче угля составил 98,5%. Производство обогащенного угля АО «Ургалуголь» составило 2 009,0 тыс.тонн (103,1%).

Положительный момент - запуск в постоянную эксплуатацию ГОКа на месторождении Светлое (ООО «Светлое»), мощностью 2,0 тонны золота. В четвёртом квартале нынешнего года планируется запуск ГОКа на месторождении Перевальное (ОАО «Амур Золото»), мощностью 1,8 тонны золота.

Продолжается разведка запасов золота и меди на Малмыжском месторождении, в Нанайском муниципальном районе. Начало его освоения намечено на 2023 год. К 2025 году там должен быть построен горно-обогатительный комбинат мощностью первой очереди по переработке 20 млн тонн руды и добыче из неё 75 тыс.тонн меди и 3,6 тонны золота в концентрате в год.

Метаморфозы лесопромышленного комплекса

Один из наиболее значимых для экономики Хабаровского края - лесопромышленный комплекс.

За первое полугодие 2017 г. индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки» составил 102,0%, произведено 3 113,5 тыс. куб. м древесины необработанной. Сдерживающий фактор деятельности лесозаготовительных предприятий - ограничение вывозки лесопродукции тяжеловесными транспортными средствами по автомобильным дорогам.

По сравнению с первым полугодием 2016 г. достигнут рост производства основных видов продукции деревообработки: пиломатериалов на 2,9% (490,0 тыс. куб. м); шпона - в 1,4 раза; топливных гранул - в 1,2 раза (61,5 тыс. тонн). Индекс производства по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения» составил 106,9%. Положительная динамика обеспечена предприятиями, реализующими (реализовавшими) приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (ООО «Азия Лес», ООО «Римбунан Хиджау МДФ», ОАО «Дальлеспром»). За первое полугодие 2017 г. на мощностях, построенных в ходе реализации ПИП, произведено пиломатериалов 207,3 тыс.куб. м (138,8% к соответствующему уровню 2016 г.), шпона - 102,7 тыс.тонн (144,4%), топливных гранул - 61,2 тыс. куб. м (123,4%).

Прогресс достигнут в работе известного предприятия «Аркаим». Там идёт процесс финансового оздоровления. Продолжается работа по привлечению китайских инвестиций. Для полной загрузки мощностей предприятию не хватает оборотных средств. Взять кредит не удаётся. Но каждый месяц за счёт внутренних ресурсов «Аркаим» наращивает объёмы. Осенью, ожидается, предприятие выйдет на показатели, которые позволят ему реструктуризировать задолженность и подписать мировое соглашение с банком-кредитором.

У отрасли есть хорошие перспективы. Она продолжает наращивать деревоперерабатывающие мощности. В сентябре 2017 года намечен ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по производству 230 тысяч кубометров пиломатериалов в год (ОАО «Дальлеспром»). Готовится к запуску производство 84 тысяч тонн топливных гранул в год ООО «Азия Лес».

В федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено: ООО «Логистик Лес», ООО «Леспром ДВ», ООО «Восточная торговая компания»

Правительством края ведётся работа по привлечению инвестиций, в том числе иностранного капитала, в строительство целлюлозно-бумажного комбината в Амурске.

Правительством РФ подготовлены проекты постановлений «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны» и « О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе». Предполагается, что квоты будут редоставлены экспортёрам готовой продукции. Они смогут вывозить за рубеж круглый лес по ставке 6,5 процента. Но речь идёт пока о крупных экспортёрах. Участие малого и среднего бизнеса в проекте пока исключено, а это 78% арендаторов лесных участков края. Поэтому правительством края направлены замечания и предложения по данному вопросу в федеральные органы исполнительной власти. Наша главная цель - простимулировать переработку древесины на предприятиях, созданных в крае. Сегодня они недозагружены.

Сельхозпредприятия - на особом контроле

У нас есть проблемные отрасли, по которым правительство работает особенно активно, разрабатывает дорожные карты иные дополнительные мероприятия. Это в первую очередь сельское хозяйство. Принимаются серьёзные меры по созданию условий привлекательности для инвесторов предприятий сельского хозяйства. В результате инвесторы в отрасль приходят. В аукционах по продаже проблемных предприятий принимают участие по нескольку претендентов. Есть в этой сфере оживление, интерес больших инвесторов. Это даёт понимание, как дальше развивать сельское хозяйство.

На помощь сельскому хозяйству в этом году выделено больше средств из краевого бюджета, чем в предыдущем. Включены различные механизмы, порядки оказания помощи. Большая работа проведена по привлечению в отрасль федеральных ресурсов. Деньги нужны и на оздоровление молочного скотоводства, на растениеводство, на мелиорацию.

Наша главная задача - поднять надои. Для этого нужно обновить дойное стадо. К сожалению, значительная его часть поражена лейкозом, и, согласно нормативным документам, эти животные должны быть удалены и заменены на новых, здоровых и продуктивных. Надо обеспечить поголовье нормальным питанием, кормами, создать достойные условия содержания. В этом направлении мы планируем выровнять ситуацию. Мы ставим задачу сельхозпроизводителям, пищевым предприятиям включаться в федеральную повестку, то есть использовать механизмы ТОСЭР, Свободного порта. И часть производителей уже включаются в действующие ТОСЭР. Скажем, в Комсомольске-на-Амуре ряд предприятий пищевой промышленности уже зарегистрированы в качестве резидентов

ТОСЭР «Комсомольск».

Заметные акценты мы делаем на сельскохозяйственную кооперацию. Это направление развивается не просто, но оно нужно, оно даёт дополнительные рабочие места. Из краевого бюджета на эти цели выделят 23,8 миллиона рублей. На эти деньги в крае реконструируют и создадут пять цехов по производству пищевой продукции. Благодаря этим мерам увеличится численность занятых на предприятиях потребительской кооперации работников.

Другая отрасль пристального внимания - пищевая промышленность. Сегодня она испытывает трудности. В связи с этим правительство края разрабатывает комплексную региональную программу, направленную на развитие потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности края. Проводится большая работа по продвижению краевой пищевой продукции. Хорошо показал себя проект «Наш выбор 27». Близ Хабаровска начата реализация большого проекта «Скифагро-ДВ». Планируется строительство крупного свинокомплекса, который обеспечит мясным сырьём ключевое мясоперерабатывающее предприятие края.

Заметные доходы получает краевая казна от производства алкогольных напитков. Производство водки и ликеро-водочных изделий (это в основном «Ликёро-водочный завод «Хабаровский») составило в первом полугодии 2017 года 120,6% к соответствующему периоду 2016 года. Правительство края работает с федеральным центром по стимулированию роста производства пива, которое в крае производят два крупных и ряд небольших предприятий.

Рыба идёт!

Ну а с нашим главным пищевым продуктом - с рыбой - всё в порядке?

Не совсем. В первом полугодии 2017 года предприятиями края выловлено 185,1 тыс. тонн водных биологических ресурсов. Это почти 100 процентов к уровню 2016 года. Небольшое снижение обусловлено цикличностью подходов тихоокеанских лососей (2017 год «неурожайный» по горбуше в подзоне Приморье, в бассейне реки Амур).

Несмотря на снижение ресурсной базы, индекс производства по виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных, моллюсков» за 6 месяцев 2017 года составил 108,4 процента. Производство рыбы переработанной и консервированной составило 142,7 тысячи тонн (101,3% к аналогичному периоду 2016 года). В том числе выпуск продукции высокой степени переработки вырос на 6,7 процента. Правительство края оказывает содействия предприятиям рыбохозяйственного комплекса края в загрузке береговых рыбоперерабатывающих мощностей. Министерством природных ресурсов края разработан план мероприятий, включающий заключение соглашений между добывающими и перерабатывающими предприятиями о поставках рыбного сырья для переработки без участия посредников (подготовлены к заключению три соглашения: ООО «Торгрыбпром», ООО «Юкон», ООО «Компания Агапов»). Также запланировано совещание с участием рыбопереработывающих предприятий края, работающих на закупном сырье, на осень (перед осенней путиной).

По итогам первого полугодия 2017 года объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных береговыми рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края составил 24,5 тысячи тонн, или 100,8% к аналогичному периоду 2016 года.

С 1 июля для Дальнего Востока снижены тарифы на электроэнергию. Это может дать дополнительный импульс краевой промышленности, в том числе пищевой?

Выравнивание тарифов на электроэнергию существенно поможет субъектам, у которых нет выхода на общероссийский централизованный рынок электроэнергии. В Хабаровском крае, Приморском крае, Амурской области, ЕАО он есть. И наши тарифы уже практически сравнялись со среднероссийскими. Исключение - северные районы: Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский, им. Полины Осипенко. Поэтому мы продолжаем ставить вопрос перед Правительством РФ о выравнивании тарифов для бизнеса в этих районах.

Один из наиболее актуальных для края вопросов - это квалифицированные кадры для промышленности, иных сфер экономики. Правительство уже внесло предложения в плане совершенствования федеральной программы повышения трудовой мобильности. Надеюсь, наши предложения будут поддержаны Правительством РФ, депутатами. Тогда программа позволит краю привлекать больше специалистов. Кроме того, мы ставим задачу совершенствовать работу комитета по труду и занятости. Чтобы он активнее занимался поиском кадров для экономики края. И, конечно, вся наша работа по улучшению социально-экономической ситуации должна стимулировать выпускников наших вузов оставаться работать в Хабаровском крае.