Методы управления государственным долгом. Методы управления государственным внутренним долгом Порядок и методы управления государственным долгом

Государственные заимствования Российской Федерации - займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в российской валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются.

для финансирования дефицита федерального бюджета;

погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит исключительно Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования могут Правительство РФ и уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются:

для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

погашения долговых обязательств.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ и уполномоченному им Министерству финансов РФ.

Государственные заимствования субъектов РФ - это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Муниципальные заимствования - это займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.

Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия:

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Предельный объем государственного, муниципального долга и государственных заимствований

Предельный объем заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году.

на финансирование дефицита соответствующего бюджета;

погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, долга муниципального образования означает объем долга субъекта РФ, муниципального долга, который не можетбыть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета:

утвержденного объема безвозмездных поступлений;

и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения.

Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта РФ, муниципального долга превышает предельный объем, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта РФ, муниципального долга в соответствие с требованиями законодательства.

Законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего (внешнего - при его наличии) долга субъекта РФ, муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта РФ, муниципальным гарантиям.

Законодательно установлено определение понятия «реструктуризация долга». Согласно Бюджетному кодексу, этот термин означает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долгов, причем устанавливаются иные условия обслуживания долговых обязательств и сроки их погашения п. 2. (ст. 105).
Данный пункт ст. 105 был существенно изменен Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». В новой редакции он выглядел следующим образом:
«Под реструктуризацией государственного долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств» .
Важнейшим положением данной нормы закона является то, что реструктуризация государственного долга — этот прекращение долговых обязательств, основанное на соглашении. С формальной юридической точки зрения, вероятно, следовало бы изложить текст в следующей редакции: «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований» на «прекращение долговых обязательств», поскольку при реструктуризации прекращаются старые обязательства в пользу новых, более выгодных, меняются условия договора, старые долговые обязательства погашаются на новых условиях.
Пункт второй был оставлен без изменений:
«Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным описанием (сокращением) суммы основного долга» .
В данном тексте нормы, вероятно, следовало бы уточнить, каким образом осуществляется списание (сокращение) суммы основного долга: исходя из общего соглашения или в одностороннем порядке.
Третий пункт 105 статьи Бюджетного кодекса также был изменен в 2000 г. Его новая, действующая в настоящее время редакция определяла:
«Сумма обслуживания реструктурируемого долга не включается в объеме расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств» .
Внесенные дополнения не изменили сути этого пункта, он отличается от прежнего лишь формулировкой.
Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) долга. Последнее положение кодекса несколько неконкретно, так как неясно, возмож- но ли сокращение долга с точки зрения законодателя, по воле кредитора, или для этого необходимо соглашение сторон-участников правоотношений.

Читайте также: Как погасить долг по кредитной карте сбербанка

В кодексе имеется точное указание о том, что одностороннее «изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, срока обращения, не допускается». Но речь здесь идет только о займах, другие формы долговых обязательств не упомянуты. В то же время и пункт 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о запрещении изменений условий «выпущенного в обращение займа». Вероятно, означенная позиция требует законодательного уточнения, так как из текста кодекса нельзя сделать точных выводов.
Законодательная база, регулирующая реструктуризацию государственного долга, представлена неадекватно, не удовлетворяет потребности правового регулирования и эффективного управления государственными заимствованиями. Институт реструктури-зации долга существует и по своей сути правомерен исходя из специфики такого участ-ника, как государство. Связано это с принципом, согласно которому государство не мо-жет быть признано «банкротом», его неплатежеспособность приводит к реструктуриза-ции долга, что, по сути, является рассрочкой погашения задолжности.
Вероятно, не следует опираться на одну и ту же правовую норму, говоря о реструктуризации внешнего и внутреннего долга. В законодательстве адекватно отражены положения, касающиеся внутреннего и внешнего долга в отдельности.
Накануне принятия Бюджетного кодекса Верховный Суд РФ в связи с заявлениями о признании незаконным Указа Президента РФ «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 7 августа 1998 года высказал следующее мнение: «Реструктуризация части внутреннего долга — это властное отношение, то есть од-носторонняя воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государственным принуждением, производимая в интересах защиты государства и населения».
Вполне очевидно, что данное определение в принципе противоречит смыслу вы- шепроцитированной ст. 105 действующего Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона 19 июля 2000 г.
Однако для того момента оно было адекватным, т.к. вполне соответствовало действовавшему законодательству.
Бюджетный кодекс исключает подобную позицию государства. Вероятно, необхо-димо внести ряд пояснений, связанных с конкретными параметрами государственного долга Российской Федерации.

Современные методы управления внешним долгом, применяемые странами и международными финансовыми организациями в мировой практике, подразделяются на следующие виды:

o конверсия долга;

o секьюритизация долга;

o списания части или всей суммы долга;

o реструктуризация долга.

Отметим, что первые четыре метода могут сочетаться в процессе реструктуризации или использоваться отдельно.

Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком большое долговое бремя) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика в текущем финансовом отношении или в долгосрочной перспективе. Данная операция не приводит к изменению структуры обязательств или получения новых займов. По своим функциональным направлениям конверсия делится на три вида:

o перевод долга в местную валюту (долг/акции, долг/долг, долг/ресурсы на цели развития);

o прямой обмен на активы (долг/неуплаченные долговые требования, долг/финансовая реструктуризация);

o прямой обмен на товары (долг/товары, долг/экспорт).

Обмен обязательств на новые неборгові активы являются одним из современных методов реструктуризации долга, и чаще всего применяется в развивающихся странах. Классическая схема предполагает обмен на ценные бумаги, что стороны могут конвертировать в финансирование проектов в сфере окружающей среды, развития, аннулировать долг в обмен на определенные законодательные или политические уступки.

Обмен долга на акции стран заемщиков делится на две категории:

1) соглашение между частным заемщиком и частным кредитором;

2) соглашение между частным кредитором и юридическим лицом государственного сектора или государством как заемщиком.

Преимущество данной операции заключается в возможности превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Таким образом, конверсия долга выполняет функции управления задолженностью и стимулирования инвестиций. Должник частично оплачивает долг в местной валюте со скидкой от полной стоимости, а инвестор финансирует капиталовложения за благоприятным курсом. Страна получает выгоду за счет конвертации части долгового бремени в новые производственные активы. Наиболее значительные операции по конверсии был проведен в Чили, Аргентине, Бразилии, Мексике, Филиппинах, Венесуэле, Нигерии, Эквадоре. Конверсия предоставляет возможность стране-должнику сократить объемы или уменьшить темпы роста внешнего долга, привлечь прямые иностранные инвестиции.

Конверсия долга в ресурсы на цели развития. Данный метод предусматривает применение двух схем конверсии:

1) на основе выкупа долга;

2) на основе пожертвований.

Международные благотворительные организации или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке. Иногда банки передают долг международным благотворительным организациям с условием погашения долга в местной валюте по согласованной программе в сфере экологии или социальной сферы. В выкупе или безвозмездной передачи долга принимают участие следующие стороны: коммерческий банк, международная благотворительная организация, правительство страны. Часто в такой операции присутствует финансовый посредник, осуществляющий операции с долгом. Недостатками данной схемы конверсии является сложность и значительные затраты, связанные со значительным количеством участников и их различными целями.

Конверсия долга в долг представляет собой преобразование существующих долговых обязательств в новые долговые обязательства. Статус сторон долгового соглашения может не меняться, а условия нового обязательства могут существенно отличаться от условий предыдущего обязательства. Новое долговое обязательство может предусматривать уменьшенную сумму основного долга, другие ставки или график оплаты. Может быть изменена форма долговых обязательств с изменением долгового инструмента.

Конверсия долга на товары (экспорт) предусматривает, что страна-должник предлагает погашение обязательств в форме получения права на реализацию товара по установленной цене. Определенная часть от суммы реализации возвращается должнику, а оставшаяся часть принадлежит кредитору в счет погашения задолженности. Недостатком данной схемы является: требование предоплаты 2/3 стоимости товара, что выдвигает должник, до момента реализации товара. Положительными последствиями применения данной схемы конверсии являются: сокращение внешних обязательств, наращивание экспортного потенциала. Наиболее часто товарная схема погашения долга используется как возможность погашения долга на двусторонней межгосударственной основе,

Читайте также: Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской задолженности

Секьюритизация долга — это выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Такие инструменты считаются обеспеченными активами ценными бумагами. Должник или кредитор может секьюритизировать свои долги или активы с участием независимой компании посредника, которая покупает активы у кредитора. Данный метод является одним из источников долгового финансирования в США. Наибольшее распространение получила секьюритизация долгов перед Парижским клубом кредиторов. Основные инструменты секьюритизации — иностранные облигации, которые выпускает нерезидент на внутреннем рынке иностранного государства, еврооблигации.

Выкуп долга или обратная покупка долга часто осуществляется одновременно с досрочной выплатой долга. Выкуп долга осуществляется, если страна не имеет трудностей по обслуживанию долга и масс хорошую репутацию среди членов Парижского клуба кредиторов. Трудности в применении данного метода связаны с возможным нежеланием каждого кредитора обеспечить одинаковый уровень скидок, нежеланием кредиторов способствовать уменьшению задолженности за обратный выкуп, необходимостью согласования платежей с обратной покупки с программами Международного валютного фонда.

Реструктуризация внешнего долга — перенос сроков платежа по внешнему долгу. Данный метод может сопровождаться частичным списанием долга и/или конверсией в новые долговые инструменты. Реструктуризация предоставляет краткосрочный эффект облегчения для должника, увеличивая выплаты в будущем за счет дополнительных процентов в новый период погашения. Могут применяться следующие схемы реструктуризации: отсрочка по платежам на несколько лет, со следующими льготными периодами, а потом платежам в полном объеме; дополнения существующих договоров новыми кредитами; превращение задолженности по процентам в основную сумму долга; обмен части задолженности по рыночному курсу на акции государственных предприятий.

Существуют следующие "своповые схемы" реструктуризации внешнего долга;

1) "внешний долг/облигации" — переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты — ценные бумаги;

2) "внешний долг-акции" — обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации. Компания-инвестор покупает на вторичном рынке долговой инструмент, подлежащего конверсии, для последующего его обмена в центральном банке страны-должника за местную валюту. Полученные средства используются по четкому назначению — осуществление прямых или портфельных инвестиций. Обмен долгов на валюту может происходить как по номиналу, так и со скидкой, в том числе на аукционах, где выигрывает тот, кто предложит наибольшую скидку с номинальной стоимости долговых обязательств, которые обмениваются. При этом регулирующие органы страны-должника могут стимулировать капиталовложения в приоритетные сферы через специальные квоты, преференции, налоговые льготы. Особенность данной схемы — изменение качества структуры активов инвесторов: происходит замена долговых обязательств на принципиально новый финансовый инструмент, который не предусматривает предоставление фиксированного дохода инвестору. Преимущества данной схемы: уменьшение внешнего долга, сокращение объема субсидирования государственных предприятий, увеличение налогооблагаемой базы в будущем, содействие экспорта, замещение импорта отечественным производством. Недостатки указанной схемы реструктуризации: сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, инфляция (обмен финансовых средств при проведении широкомасштабных операций по данной схеме требует сопроводительных компенсационных денежно-кредитных операций);

3) "внешний долг/внутренний долг" — выпуск центральным банком облигаций с номиналом в местной валюте в обмен на внешние долговые обязательства. Недостаток данной схемы: размещение государственных долговых обязательств на внутреннем рынке создает конкуренцию рынку корпоративных облигаций, что ограничивает возможности развития предприятий за счет привлеченных финансовых средств;

4) "выкуп внешнего долга". Данная рыночная схема реструктуризации долга предполагает два варианта реализации:

o регулирующий финансовый орган государства обращается к держателя ценных бумаг с предложением о выкупе облигаций, принадлежащих ему, по фиксированной цене, при этом торги данными бумагами приостанавливаются на некоторое время. Как правило, данное предложение сопровождает схему реструктуризации "внешний долг/облигации";

o осуществление подобной первого варианта операции монетарных властей на открытом рынке, когда регулирующие органы, пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, через определенные структуры покупают облигации на вторичном рынке. При этом они могут как фактически осуществлять досрочное погашение, так и использовать их в будущем с целью получения торговой прибыли.

Реструктуризация государственного долга это:

Реструктуризация государственного долга

У этого термина существуют и другие значения, см. Реструктуризация.

Реструктуризация государственного долга - это пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.). В общем смысле реструктуризация актуальна, когда появляется угроза банкротства заемщика, то есть его неспособности произвести погашение долговых обязательств в соответствии с первоначальными условиями его предоставления.

К реструктуризации государственного долга приводит макроэкономическая политика государства, согласно которой правительство увеличивает величину долга посредством займов у иностранных государств, в результате чего общая величина займов намного превышает дефицит счёта текущих операций. Взятые заёмные средства направляются на приобретение иностранных активов в то время как должны были быть направлены на финансирование отраслей нац. экономики. Такая денежно-кредитная политика государства способствует оттоку частного капитала за границу.

Литература

  • ч.1 ст. 127 Бюджетного Кодекса Российской Федерации

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Реструктуризация государственного долга» в других словарях:

Реструктуризация - капитала Реструктуризация предприятия Реструктуризация государственного долга см. Структура … Википедия

Реструктуризация долга - – мера, применяемая в отношении заемщиков, которые находятся в состоянии дефолта, т. е. не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько мер по реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение… … Банковская энциклопедия

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - (англ. debt restructuring) – один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Консолидация - (реструктуризация) государственного долга превращение краткосрочной и среднесрочной государственной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее … Экономика: глоссарий

Внешняя политика Белоруссии - Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование - погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) - отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия - принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация - соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация - принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация - увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) - проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

§ кредитов, полученных Правительством РФ;

§ государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

§ других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

§ Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

§ Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

§ Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

§ Унификация - объединение нескольких займов в один.

§ Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

§ Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

§ Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

63. Государственная долговая книга Российской Федерации.

64. Внутренние и внешние государственные заимствования.

65. Способы обеспечения гражданско-правовых обязательств РФ


66. Понятие страхования, его функции.

67. Страховое право, источники страхового права.

Страховое право состоит из множества нормативно-правовых актов, которые в свою очередь направлены на то, чтобы регулировать общественные отношения в сфере страховой деятельности.

Гражданский кодекс РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций:

1) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; формулирует основные понятия в области страховой деятельности: страхование и перестрахование, формы страхования;

2) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г., который в гл. 15 устанавливает условия договора морского страхования;

3) Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «Об обязательном медицинском страховании граждан»; регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

4) Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

5) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»; определяет основные принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;

6) Налоговый кодекс РФ регламентирует отношения по поводу уплаты налогов участниками страховых рынков.

Подзаконные нормативные акты также играют важную роль в регулировании правовых отношений страховой деятельности. Но они не должны ни в коем случае противоречить, во-первых, Конституции РФ, а во-вторых, федеральным законам.

Правила страхования – это особый вид локальных актов страховщика, потому что в случае ссылки в договоре страхования на возможность применения таких правил последние обязательны для страхователя (выгодоприобретателя).

Локальные правовые акты, как правило, издаются самими страховыми организациями для решения внутренних вопросов, осуществляя, таким образом, правотворческую деятельность, которая направлена на урегулирование внутренних отношений. В качестве второго источника страхового права можно выделить обычай делового оборота.

Обычай – понятие многозначительное, и под ним понимается как непосредственно сам обычай, так и традиции и обыкновения. Гражданское законодательство для обозначения соответствующих категорий использует родовое понятие – «обычно предъявляемые требования» (ст. 474, 478, 992 ГК РФ).

Понятие страхового права, его место в системе права России

Рассмотрение вопроса о сущности страхового права и его места в системе права до сих пор остается актуальным и дискуссионным. Ученые-юристы, исследующие данный вопрос, сталкиваются с тем, что его рассмотрение сопряжено с рядом общетеоретических проблем.

Юридические работы по данной теме достаточно редки. Среди наиболее значительных научных трудов по правовым основам страхования следует назвать работу В.И. Серебровского «Очерки советского страхового права» (1926 г.), а также фундаментальный труд В.К. Райхера «Общественно-исторические типы страхования» (1947 г.). В 1960г. был опубликован научный труд «Страхование» профессоров К.А. Граве и Л.А. Лунца.

В последние годы появился ряд научных работ, специально посвященных правовым проблемам национального страхования. Наиболее значительными из них являются работы Ю. Фогельсона, М.Я. Шиминовой, М.И. Брагинского, Д.А. Петрова, B.C. Белых, И.В. Кривошееваи др.2

Страховое право (равно как и банковское, биржевое, валютное, инвестиционное) является правовым образованием, призванным регулировать разнообразные общественные отношения. С другой стороны, в орбиту правового регулирования вовлечены и отдельные институты гражданского права, а также правовые институты и юридические нормы других отраслей права (государственного, административного, финансового и проч.)- Отсюда следует, что страховое право -- это комплексное образование (подотрасль), сочетающее нормы публичного и частного права. По мнению B.C. Белых и И.В. Кривошеева, оно (право) является составной частью предпринимательского права3.

Страховое право как комплексное образование не имеет собственного предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании. Формирование и развитие страхового права происходит на стыке публичного частного права. В страховом праве публичные начала особо проявляются в сфере обязательного страхования.

Вместе с тем на стадиях государственной регистрации и лицензирования деятельности страховых компаний, государственного надзора за страховой деятельностью, обеспечения финансовой устойчивости страховщиков присутствуют, несомненно, элементы «публичного».

По своей организации, как верно отметил В.И. Серебровский, страхование (правда, на Западе) делится на два основных вида: частное и публичное. К формам публичного страхования относятся государственное и общественное. К формам частного -- единичные предприниматели, страховые общества, общества смешанного типа Страхование публичное и страхование обязательное; страхование частное и страхование обязательное В.И. Серебровский считал недопустимым отождествлять.

Рассмотрим коротко историю страхового права. В 20-х гг. XX в. проблема страхового права была исследована Е. Менам. По мнению ученого, группа норм, регламентирующих страховую деятельность; должна быть отнесена к самостоятельной отрасли права.

С.А. Рыбников высказывал точку зрения, что обязательное страхование есть институт публичного права, а добровольное страхование следует относить к области частного права.

Наличие страхового права в качестве комплексной отрасли обосновал впервые В.К. Райхер. По мнению ученого, в процессе регулирования страховой охраны производительных сил общества и материального благосостояния граждан общественные отношения остаются одновременно самостоятельными элементами различных отраслей. В.К. Райхер считал, что образуемая при этом отрасль обладает единством на основе самостоятельно существующего предмета правового регулирования.

В.И. Серебровский представлял страховое право в виде правовой дисциплины, не имеющей самостоятельного характера. Ученый считал, что главную роль в системе страхового права играют именно нормы гражданского (торгового) права. При этом он справедливо отмечает, что страховое право нельзя считать лишь частью гражданского или торгового права. Страховые отношения, по В.И. Серебровскому, помимо норм гражданского права регулируются и нормами других отраслей права. По сути, ученый рассматривал страховое право как комплексное образование, хотя данный термин и не использовал10.

В трудах О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского, Ю.К. Толстого, С.С. Алексеева идея основных и комплексных отраслей прочно закрепилась и получила дальнейшее развитие. Так, С.С. Алексеев считает, что «содержание комплексной отрасли складывается из специальных норм, обладающих предметным и известным юридическим единством. Но каждая из этих норм имеет главную «прописку» в той или иной основной отрасли»".

В работах Ю.К. Толстого содержатся развернутые признаки комплексных отраслей12. Во-первых, он разграничивает основные и комплексные отрасли по главному признаку: основные отрасли обладают предметным единством, а комплексные -- нет. Во-вторых, основные отрасли не должны включать нормы других отраслей права. В-третьих, основные отрасли имеют специфический метод правового регулирования общественных отношений, а у комплексных отраслей такого метода нет.

Эту теорию подверг критике О.А. Красавчиков, отметив, что Ю.К. Толстой необоснованно употребляет термин «отрасль» по отношению к явлению, которое не является таковым. Этот недостаток концепции комплексных отраслей, по мнению ученого, был подмечен уже в первой половине 60-х гг.

В специальной литературе по страховому праву М.Я. Шиминова обратила внимание на некоторую непоследовательность в научной позиции Ю.К.Толстого. По мнению ученого, для страхового права определяющее предметное единство состоит в том, что оно регулирует общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования страхового фонда в целях осуществления страховой защиты производительных сил общества14.

В.Н. Яковлев встал на позицию отрицания понимания страхования как комплексной отрасли, поскольку совокупность разнородных норм по страхованию не является отраслью страхового права. Автор не считает, что страхование -- комплексный правовой институт, так как страховые отношения не представляют собой прочной общности. В.Н. Яковлев называл совокупность норм страхования комплексным институтом страхового законодательства15.

К.А. Граве и Л.А. Лун рассматривают страховое право с гражданско-правовых позиций. С точки зрения ученых, отношения, возникающие в связи с добровольным и обязательным образованием, регулируются страховым правом как отраслью гражданского права. Отсюда следует, что и составная часть (страховое право), и целое (гражданское право) объявляются отраслями права, в чем нельзя не обнаружить противоречие.

Подведем итоги. Страховое право является комплексным образованием, сочетающим публично-правовые и частноправовые начала. Страховое право обладает предметным единством -- это общественные (экономические) отношения по страховой охране имущественных интересов физических и юридических лиц.

Как самостоятельная отрасль права страховое право имеет перспективу сформироваться и развиться в обозримом будущем. Эта перспектива исходит из того, что уже сейчас наблюдается процесс ее формирования, накопления ее содержательной части.

Источники страхового права

Законодательство о страховании имеет комплексный характер. Выделение его в качестве комплексной отрасли законодательства возможно, так как оно включает в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных органов по надзору за страховой деятельностью.

Во-первых, это нормативно-правовые акты, которыми регулируется страхование. Законодательство по страхованию относится к отрасли «Гражданское право», а нормы гражданского права, в том числе и нормы, регулирующие страхование, могут создаваться только на федеральном уровне, что записано в Конституции РФ, а именно в п. «о» ст. 71. Поэтому нормы, относящиеся к страхованию, могут создаваться только на федеральном уровне и не могут устанавливаться на уровне регионов.

Можно разделить все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, на нормативные акты, адресованные всем участникам страховых отношений, и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность.

К общим нормативным источникам страхового права относится, прежде всего, Гражданский кодекс РФ17.

Глава 48 ГК РФ посвящена исключительно страхованию и включает 44 статьи (ст. 927--970), которые охватывают широкий набор многообразных страховых отношений. Сфера действия главы регламентируется ст. 1, которая определяет сущность и правовые отношения обоих видов страхования (добровольное и обязательное), выражающих их метод. При этом отдельные нормы указанной главы являются общими для отношений по страхованию, в то время как остальные посвящены либо имущественному, либо личному страхованию.

Следующим по уровню является специальный Закон «Об организации страхового дела». По предмету регулирования глава совпадает с изданным еще до принятия ГК 27 ноября 1992 г. Законом РФ «О страховании». Редакция Закона неоднократно менялась. При этом одна из новелл коснулась его именования, так как, начиная с 1998 г. данный Закон стал именоваться Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В настоящее время указанный Закон, как вытекает из ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», применяется лишь постольку, поскольку он не противоречит части второй ГК. Практически это означает, что «в полном объеме сохраняют действие лишь правила Закона о страховании, посвященные обеспечению финансовой устойчивости страховщиков и государственному надзору за их деятельностью. В остальном, и в особенности для договора страхования, этот Закон может применяться только в субсидиарном порядке». Следует отметить, что с принятием ГК в Закон о страховании были внесены значительные изменения. Так, была исключена гл. II «Договор страхования», насчитывавшая 10 статей.

К специальным нормативным актам по страхованию относятся: Законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и другие документы, непосредственно регулирующие страховые отношения при страховой сделке.

Из приведенной схемы видно, что обеспечение страховых отношений в России начинает достаточно основательно разрабатываться в правовой системе РФ.

Следует отметить, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования ГК РФ. Их терминология в большей степени привязана к конкретному виду деятельности, к тому же в них используется меньше общих понятий, требующих специального истолкования. Поэтому и применять их можно, не особенно опасаясь каких-либо юридических каверз.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» существует много различных нормативных актов по конкретным видам страхования. Например, Кодекс торгового мореплавания, в котором целая гл. XII посвящена морскому страхованию. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

С другой стороны, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений. Таким является, например, Закон о медицинском страховании. Но большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков -- это акты, издаваемые страховым надзором, либо только страхователей -- это акты об обязательном страховании.

В силу п. 2 с г. 3 ГК РФ по отношению к этим актам, в том числе и федеральным законам, статьи Кодекса пользуются приоритетом.

Однако из этого правила в гл. 48 установлено исключение из п. 2 ст. 3. Прежде всего, речь идет о законах, указанных в ст. 970 ГК РФ. Эта статья исходит из того, что законы, регулирующие предусмотренные в ней отношения (речь идет о страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морском страховании, медицинском страховании, страховании банковских вкладов и страховании пенсий), в иерархии источников страхового права стоят впереди норм ГКРФ. Соответственно, ст. 970 устанавливает, что к перечисленным в ней отношениям правила, предусмотренные™. 48 ГК РФ, применяются «постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное». При этом речь идет в равной мере как о специальных законах, посвященных соответствующим разновидностям страхования, так и о более общих законах.

Определенные отступления от общего принципа, закрепленного в п. 2 ст. 3 ГК РФ, предусмотрены для некоторых отношений и за пределами ст. 970 ГК РФ. Это касается регулирования взаимного, а также обязательного государственного страхования так, пункт 3 ст. 968 ГК РФ предусматривает, что правила гл. 48 ГК РФ применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, «если иное не предусмотрено законом 0 взаимном страховании, учредительными документами соответствующего общества или установленными им правилами страхования».

Еще более широкое отступление от норм ГК РФ допускает п. 4 ст. 969. Им установлено, что правила гл. 48 ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено не только законами, но и «иными правовыми актами о таком образовании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию».

В остальных случаях действует общее правило, закрепленное в ст. 422 ГК РФ: договор должен соответствовать обязательным для сторон нормам, установленным законами и иными правовыми актами.

Помимо правовых актов, т.е. законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, страхование регулируется и ведомственными актами. Рассмотрим нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Применительно к страхованию речь идет главным образом об актах Министерства финансов РФ. В соответствии с п. 6 Положения о страховании это министерство «разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации»20.

К числу ведомственных могут быть, в частности, отнесены акты министров и других ведомств, изданные в развитие законов об отдельных видах обязательного страхования.

Поскольку страхование в России бурно развивается, следует учитывать, что сборники, содержащие в более или менее полном и систематизированном виде действующие нормативные акты по страхованию, быстро устаревают22. За текущими изменениями следует следить по различным изданиям, таким как Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств, «Российская газета», газета «Российские вести». Многие из этих актов появляются в «Российском страховом бюллетене», в журнале «Страховое дело», который издает фирма «Анкил», специализирующаяся на издании литературы по страхованию. Удобно использовать компьютерную систему «КонсультантПлюс».

68. Виды страхования.

69. Перестрахование.

70. Общие положения о договоре страхования

71. Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации

72. Банковская система и ее элементы. Основные принципы банковской системы.

73. Банковские операции и банковская деятельность

74. Центральный банк РФ и его статус. Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти. Органы управления Банком России. Организационная структура Банка России.

Центральный банк

Центральный банк - государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк - основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка - эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:

§ защита и обеспечение устойчивости рубля;

§ развитие и укрепление банковской системы России;

§ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

§ Банк России является юридическим лицом.

§ Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

§ ЦБ РФ - особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

§ Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

§ Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

§ Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

§ Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Управление государственным внутренним и внешним долгом относится к компетенции Правительства РФ.

Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, основными задачами которого является разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ проводит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию.

Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Центрального банка РФ, который консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой денежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию государственного долга Центральный банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. В составе Международной ассоциации развития образован специальный Фонд для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility Fund) в размере 100 млн. долларов США, который предоставляет странам льготные кредиты для погашения высокого внешнего долга.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, взаимозачет финансовых требований и др. В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга. Относительно кредитов, выданных Российской Федерацией другим странам, конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления государственным долгом, поскольку создает возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т.д.

Вместе с тем необходимо учитывать, что при чрезмерной конверсии государственного долга названными способами возможна потеря контроля за поступлением в Россию валютных средств и дешевых импортных товаров, что может повлечь инфляционные процессы.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.

Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества и наоборот. В частности, в 1993 г. государства - бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов в 1995-1996 гг. государственный долг Российской Федерации перед странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

государственный долг финансовое право

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

БК РФ установлены требования к предельному объему государственного долга и к предельному объему государственных заимствований Российской Федерации. По общему правилу максимальная сумма государственных внешних заимствований не должна превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Конкретные предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, а также пределы внешних заимствований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Несоблюдение предельных размеров государственного долга и расходов на его обслуживание является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Тственность в соответствии сч.1 ст.126 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Наиболее широко используемыми методами управления внешними долговыми обязательствами считаются реструктуризация и конверсия. Основными схемами реструктуризации являются выкуп, секьюритизация долга, использование облигаций Брейди, списание долга.

Выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволит ему сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов, так как, во-первых, выигрывают наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, а во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

В апреле 2002 г. Россия подписала с Германией пакетное соглашение, согласно которому за долг перед бывшей ГДР в размере 6,4 млрд переводных руб. было выплачено 500 млн дол., в том числе 350 млн дол. в 2002 г., 75 млн дол. - в 2003 г. и до 1 февраля 2004 г. - остальные 75 млн дол. Из 3,6 млрд дол. российской задолженности Чехии при посредничестве РАО «ЕЭС» было выкуплено со значительным дисконтом в 2,5 млрд дол. Оставшиеся 1,1 млрд дол. были реструктурированы на период до 2020 г. Значительная часть этой суммы будет погашена за счет товарных поставок.

Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы:

  • ? иностранные облигации, эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;
  • ? еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

В последнее время распространение получила секьюритизация банковских долгов, т.е. обмен обязательств перед банками-кредитора- ми на облигации. Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности. Данная схема реструктуризации реализуется на добровольной основе в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к старым долгам. Иначе ожидаемые платежи по старому долгу будут эквивалентны платежам но новому, который будет торговаться с тем же дисконтом, что и существующий.

К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди («план

Брейди»), На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40% номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990- 1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд дол. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные, новые долговые; процентные; капитализированные.

Реструктуризация внешнего долга может сопровождаться частичным списанием (сокращением ) суммы основного долга. В ряде случаев частичное списание долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение. Стоит напомнить, что в 90-х гг. при урегулировании долговых обязательств СССР перед Парижским и Лондонским клубами России удалось добиться списания части долгов.

Необходимо иметь в виду, что реструктуризировать весь долг практически невозможно. В этом случае прибегают к конверсии.

Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) на другие виды обязательств, прежде всего в национальные активы. Схема базируется на принципе «непарного обмена»: номинальный долг свопируется по специальному курсу погашения, который ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых требований.

Преимущество крупномасштабных конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток капитала из страны и стимулировать его возвращение.

Возможны различные формы конверсионных операций (своп- операций) перед кредиторами (странами, международными финансовыми организациями, зарубежными коммерческими банками): «долг на наличность »: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;

«долг на экспорт»: экспорт готовой продукции позволяет помимо снижения долгового бремени как такового поддерживать конкурентоспособные внутренние производства, содействует освоению новых рынков сбыта. Наибольшую активность руководство России проявляет в изыскании возможностей погашения внешней задолженности товарными поставками, в том числе военной техники и вооружений;

«долг на налоги». Для этого требуется законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга страны-должника;

«долг в облигационные обязательства». Эта схема была реализована Россией в рамках погашения долга перед Лондонским клубом путем выпуска еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания выпуск еврооблигаций смягчает эффект вытеснения частных инвестиций;

«долг на собственность». Для сокращения долгового бремени используется обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий. Механизм выглядит следующим образом: иностранная компания покупает внешний долг (часть долга) на вторичном рынке и предъявляет затем в центральный банк страны- должника; центральный банк оплачивает выкупленный долг национальной валютой; иностранная компания направляет полученные средства на финансирование инвестиций в стране-должнике;

«долг на долг» представляет по сути своп внешних обязательств в финансовые активы, т.е. долги стране-должнику. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Например, в связи с намечающимся сближением Северной и Южной Кореи может осуществиться для России схема зачета части задолженности в 4,5 млрд дол. Северной Кореи за долг Южной Кореи.

В заключение стоит упомянуть и о таком нетрадиционном методе решения проблемы внешней задолженности, как товарообменные сделки «долги за природу». Суть их состоит в том, что Мировой банк или заинтересованная группа защитников природы выкупает у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получает безвозмездно) часть внешнего долга, который страна выплатить не в состоянии. Затем данная сумма передается в центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике, а часть внешней задолженности списывается.

В счет погашения части внешнего долга может быть использована передача части национальной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов. В соответствии с Киотским протоколом к 2008-2012 гг. промышленно развитые страны обязаны сократить выбросы в атмосферу парниковых газов до уровня 1990 г. Россия имеет возможность продать часть неиспользованных квот на выброс газов, что сулит от 3 млрд до 10 млрд дол. Эта сумма может стать предметом переговоров с кредиторами России.

Нельзя забывать и о простом (досрочном) погашении долга. Весьма значимым для России событием 2006 г. стало досрочное окончательное погашение задолженности бывшего СССР перед странами - членами Парижского клуба в сумме, эквивалентной 21,6 млрд дол. США. Проведение этой беспрецедентной по своим масштабам операции позволило обеспечить снижение объема расходов федерального бюджета в виде будущих процентных платежей на сумму, оцениваемую в 7,7 млрд дол. США 1 .