Предмет конституционной экономики. В. А. МауКонституционная экономика для школ: учебное пособие. Принципы рыночной экономики

Конституционная экономика

Книга издана при содействии Московской межбанковской валютной биржи

Основные рецензенты: д. ю. н., проф., Проректор Московской государственной юридической академии Кашкин С.Ю.; к.э.н., проф., Заведующий кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ Миркин Я.М.

Рецензенты: Киселев А.А., Тулин О.Д.

Конституционная экономика. Эта работа представляет собой первую попытку комплексного подхода к вопросам конституционной экономики совместными усилиями российских юристов и экономистов. В пособии подробно рассматриваются конституционные основы экономической системы общества: основные права и свободы человека, вопросы собственности, федеративного устройства, организации налоговой системы и бюджетного устройства; освещаются основные методы проведения валютной политики, организация и функционирование банковской системы, роль и место Центрального банка в осуществлении кредитно-денежной политики государства.

Учебное пособие может быть рекомендовано в качестве факультативного курса для изучения в старших классах общеобразовательных и профильных школ, а также в качестве дополнительной литературы для студентов первых курсов экономических и юридических вузов. В качестве приложения напечатан текст Конституции РФ.

This book was created with the support of Moscow Interbank Currency Exchange and Union of Lawyers of Russia

Authors: Peter Barenboim; Vladimir Lafitskiy; Vladimir Mau; Alexander Zakharov; Irina Kiseleva; Denis Kirichenko; Julia Kupriyanova; Ekaterina Chelmodeyeva; Dmitriy Lafitskiy

Main Reviewers: Sergey Kashkin, Yakov Mirkin Reviewers: Andrey Kiselev, Oleg Tulin

The constitutional economics for school. Textbook, Moscow, 2003

The constitutional economics. This book is the first attempt to introduce a complex approach to the issues of the constitutional economics realized by the joint efforts of Russian lawyers and economists. The following aspects of the constitutional basis of the economic system of society are

considered in detail: basic human rights and freedoms, questions of property, federative structure, tax system and budgetary system organization, methods of the monetary (currency) policy implementation, organization and functioning of the banking system, role and status of the Central Bank in the implementation of monetary and credit policy of the state the book can be recommended as a facultative course for the pupils of the last classes, as well as supplementary literature for the first-year students of the economics and law faculties. The text of the Constitution of Russia is included in this book.

С одержание Предисловие О.Е. Кутафина

§ 1. Понятие конституционной экономики

§ 2. Предмет и задачи конституционной экономики

§ 3. Конституция: основные положения

§ 5. Экономическая свобода как основа конституционного строя

§ 6. Демократическое и тоталитарное государство

§ 7. Государство как гарант прав и свобод граждан

§ 8. Конституция РФ: главные особенности

§ 9. Конституция РФ: права и свободы в экономической сфере

§ 10. Конституция РФ: социальные права и финансовая система

Раздел III. Собственность

§ 11. Собственность: основные понятия

§ 12. Основные формы собственности, закрепленные в конституциях разных стран

§ 13. Вопросы собственности в Конституции РФ

Раздел IV. Налоги и налогообложение

§ 14. Налоги и налогообложение: основные понятия

§ 15. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран

§ 16. Конституция РФ: налоговое законодательство и налогообложение

Раздел V. Бюджет государства

§ 17. Бюджет государства: основные понятия

§ 18. Конституционные вопросы регламентации бюджета разных стран

§ 19. Бюджетная система России. Бюджетный кодекс

Раздел VI. Банковская система. Центральный банк

§ 20 . Банковская система России: основные понятия, история развития

§ 21. Конституционно-правовой статус центральных банков разных стран

§ 22. Критерии независимости центральных банков

§ 23. Центральный банк РФ: независимый орган государственной власти с особым конституционно-правовым статусом

Раздел VII. Валютная политика

§ 24. Валютная политика и валютный рынок

§ 25. Золотовалютные резервы. Валютные ограничения

Раздел VIII. Государственное устройство. Экономико-правовые отношения в федеративном государстве.

§ 26. Унитарное и федеративное государства §27.Федерализм: важнейший принцип организации и функционирования Российского государства

Послесловие В.А. Мау

Словарь основных понятий

Конституция Российской Федерации

Литература

Дорогие старшеклассники!

Западные экономисты, особенно во второй половине XX столетия, активно разрабатывали научное направление, названное «конституционной экономикой» и основанное на учете влияния конституционного права на экономические процессы. Несмотря на очевидные успехи этого направления науки, подтвержденные несколькими Нобелевскими премиями по экономике, оно пока так и не вошло в учебный процесс даже западных учебных заведений.

Поэтому книга, которую Вы держите сейчас в руках, является одной из первых в мире попыток раскрыть особенности конституционной экономики, в рамках средней школы.

Учитывая то, что Россия относительно недавно вступила на путь развития рыночной экономики, понимание механизмов социально-экономического и конституционно-правового развития государства, а также их взаимосвязи имеет самое принципиальное значение. Поэтому, знания в области конституционной экономики, получаемые уже со школьного возраста, являются чрезвычайно важными для будущего нашей страны.

Настоящее учебное пособие поможет Вам понять сущность “конституционной экономики” – рассмотреть особенности влияния экономики на право и выявить зависимость экономической жизни общества от норм, закрепленных в Конституции. Это дает возможность по-новому взглянуть на проблемы экономики и права, понять, что они неразрывно связаны между собой и во многом предопределяют развитие друг друга. Кроме того, в учебном пособии рассмотрены основные вопросы правового регулирования собственности, налогообложения, государственного бюджета, банковской и валютной систем, федерализма, прав и свобод человека и гражданина.

Отчего, в одних странах Конституция создает правовые предпосылки для эффективного развития экономики, а в других, напротив, сдерживает его? Какое воздействие оказывают экономические кризисы на государство? Как влияет мировая глобализация экономики на государственное устройство? Ответы на все эти вопросы Вы найдете на страницах настоящего учебного пособия.

Олег КУТАФИН

член-корреспондент Российской Академии наук, профессор, доктор юридических наук, ректор Московской государственной юридической академии

Раздел I. Введение в конституционную экономику

§ 1. Понятие конституционной экономики

Одним из основателей конституционной экономики считается американский экономист Джеймс Бьюкенен, удостоенный Нобелевской премии по экономике.

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в г. Мерарисборо (штат Теннесси). В 1986 г. награжден премией памяти Нобеля по экономике “за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений”. По мнению Шведской королевской академии наук, “основное достижение Д. Бьюкенена состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды”.

В итоге научных исследований Д. Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом.

Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической или экономической игры. Каждодневные экономические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Кроме Нобелевской премии, Д.Бьюкенен был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вицепрезидента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (19811982) и президента (1983-1984) Экономической ассоциации Запада.

Конституционная экономика – это наука, объединяющая в себе элементы права и экономики. По сути, право – это те правила, по которым живет общество и государство и

это система общеобязательных социальных норм, соблюдение и исполнение которых охраняется силой государства. С помощью права государство регулирует экономические отношения, определяя права и обязанности не только граждан и компаний, но и государственных органов. Экономика, как общественная наука,

изучает поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.

Государство, граждане и компании постояно вступают во взаимодействие друг с другом. Примеры этого взаимодействия можно увидеть повсюду. Например, граждане и предприятия вступают в определенные отношения с государством, уплачивая ему налоги. Любой из нас, совершая какую-нибудь покупку, зачастую не задумывается над тем, что она тоже происходит по определенным правилам: мы расплачиваемся в рублях, а не в долларах или евро, а в подтверждение совершенной покупки и ее оплаты нам выдают чек, квитанцию или иной подобный документ. При этом каждый из участников этих отношений преследует свои цели и имеет свои интересы. Совершая различные действия, каждый из нас делает выбор в зависимости от того, какого результата он хочет достичь. Разумеется, интересы, цели, а также средства и методы их достижения очень различаются, поэтому для упорядочения всех этих действий устанавливаются соответствующие правовые нормы. Таким образом, правовые нормы – это основа для согласования действий участников экономических отношений.

1. Что означает термин “конституционная экономика”?

2. Каким образом государство регулирует экономические отношения?

§ 2. Предмет и задачи конституционной экономики

Важнейшие, основополагающие правовые нормы содержатся в Конституциях. Так, Конституцией России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита всех форм собственности (статья 8). Вопросам экономики посвящены и многие другие конституционные нормы. Так, статья 34 закрепляет право каждого “на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности”. Статья 57 обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Устанавливая такие основополагающие нормы, Конституция создает правовые предпосылки для эффективного развития экономики. Это подтверждается опытом многих стран. Достаточно привести пример Англии эпохи Славной революции. Ее основным итогом стало принятие Билля о правах (1689 г.), который послужил фундаментом для построения британской конституционной системы. Полномочия королевской власти были ограничены. Право устанавливать, изменять законы, приостанавливать их действие, а также вводить налоги было предоставлено парламенту. Конституционная реформа расчистила путь для преобразований в экономике. Одним из первых шагов в этом

направлении стало учреждение в 1694 г. Банка Англии. В результате Англия одной из первых вступила в эру промышленной революции и бурного экономического роста.

Поскольку ресурсы даже самого богатого и могущественного государства ограничены, а потребности общества и государства безграничны, то государство должно выбирать оптимальные варианты использования ограниченных ресурсов. Это не значит, что в результате кто-то будет “обделен”, а кто-то получит все. Просто на любом этапе развития перед обществом и государством стоят различные по значимости задачи. Некоторые из них необходимо решать как можно скорее. Решение других можно отложить. Кроме того, крайне важно оценивать последствия принимаемых решений, не ориентируясь на сиюминутную выгоду, но и не жертвуя всем в данный момент для достижения в далеком будущем каких-то положительных результатов. Например, распределение государственных бюджетных средств или финансовых ресурсов корпорации можно сравнить с решением вопроса о вступлении или не вступлении в войну либо с планированием размера семьи и т.д. Важно вовремя понять суть возникшей проблемы, чтобы подойти к её решению наиболее рациональным образом.

Так, с целью максимального удовлетворения разнообразных материальных потребностей населения и самого государства, можно напечатать сколько угодно денег, разрешить разным регионам выпускать свои денежные единицы. Но в этом случае эти деньги не будут ничем обеспечены. Из-за их огромного количества они практически сразу обесценятся. И, как следствие, экономическая ситуация в стране стремительно ухудшится.

Еще одним направлением конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство. Как показывает исторический опыт, рыночная экономика является основой существования демократического режима, но вовсе не делает его неизбежным. Для демократии в равной мере опасны как отсутствие, так и неограниченное развитие свободы предпринимательской деятельности. Осознание этой угрозы привело к появлению антитрестовского законодательства в США, принятию во многих странах мер по поддержанию рыночной конкуренции и малого бизнеса. На состояние, форму, устойчивость демократических режимов немалое воздействие оказывают такие факторы, как уровень экономического развития, поляризация общества, способность государства поддерживать минимальные социальные стандарты, уровень жизни населения.

В предмет конституционной экономики входит также изучение воздействия экономических кризисов на государство и конституционных кризисов на экономику. Результатом такого воздействия порой становится преобразование либо даже слом, соответственно, экономических отношений либо существующих форм правления1 . Показательным в этом отношении является история крупнейших системных кризисов XX века (кризис индустриального общества 20-30 годов и постиндустриальный кризис конца столетия). Каким бы тяжким испытанием ни был кризис 20-30-х годов, развитые демократии Запада (США, Великобритания) прошли через него с меньшими потрясениями и жертвами, нежели менее устойчивые конституционные системы Германии, Испании, Италии, стран Латинской Америки. Еще более наглядно значимость

1 Форма правления – организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства.

этого направления конституционной экономики прослеживается на примере кризисных 70-х годов 20 столетия.

Очень важной задачей конституционной экономики является изучение влияния глобализации мировой экономики (то есть все большего вовлечения отдельных государств в мировую торговлю) на конституционные процессы в конкретных странах. В отчете Всемирного банка "Государство в меняющемся мире", опубликованном в 1997 г., сделана попытка взглянуть на последствия глобализации с точки зрения конституционной экономики. В отчете сказано: "Далеко идущие изменения в мировой экономике заставляют нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве... С помощью государства были достигнуты значительные успехи в сферах образования и здравоохранения, а также в области уменьшения социального неравенства. Однако действия государства приводили и к плачевным результатам. И даже там, где в прошлом государство хорошо справлялось со своими задачами, многих беспокоит, что оно не сможет адаптироваться к требованиям мировой экономики, находящейся в процессе глобализации. Глобальная экономическая интеграция и демократизация сузили возможности для произвольного и волюнтаристского поведения. Требования большей эффективности государства достигли критического накала во многих развивающихся странах, где правительства не в состоянии обеспечивать даже такие фундаментальные общественные блага, как право собственности, дороги, элементарные услуги здравоохранения и образования... Конечной причиной того, что режимы в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы пали, явилось длительное невыполнение ими своих обещаний. Однако крах системы централизованного планирования создал новые проблемы. В образовавшемся вакууме власти граждане порой лишены таких основополагающих общественных благ, как законность и правопорядок. В крайних применениях, как, например, в Афганистане, Либерии и Сомали произошел практически полный развал государства... Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям - вести более здоровую и счастливую жизнь. Ответы на вопрос, что есть эффективное государство, не одинаковы для стран, находящихся на различных стадиях развития. Что годится, скажем, для Нидерландов или Новой Зеландии, может не подходить для Непала".

Таким образом, конституционная экономика рассматривает общие вопросы конституционного регулирования экономических процессов, а также закономерности социально-экономического и конституционно-правового развития и их взаимосвязь.

1. Что изучает конституционная экономика?

2. Каким образом конституционные нормы влияют на развитие экономики?

Раздел II. Конституция, экономика и права человека

§ 3. Конституция: основные положения

Конституция, как основной закон, регулирует важнейшие сферы деятельности государства, общества и отдельных граждан. В каких пределах граждане могут

распоряжаться принадлежащим им имуществом? Могут ли предприятия сами определять, какие товары производить и по каким ценам их продавать? Кто устанавливает налоги и сборы, которые обязан платить каждый из нас? Ответы на данные вопросы можно найти и в обычных законах, но в конечном итоге они определяются именно теми положениями, которые заложены в Конституции.

Экономика относится к тем сферам общественной жизни, от участия в которой не может уклониться ни один гражданин. Вы можете, если таково ваше желание, не ходить на выборы, не обращаться в суд за защитой своих прав, не следить за политическими событиями. Однако каждый человек должен зарабатывать себе на жизнь. Для этого он либо становится наемным работником, либо занимается собственной предпринимательской деятельностью.

Каждый человек обладает денежными средствами и иным имуществом. Каждый потребляет товары, работы и услуги, предоставляемые за плату другими лицами. Совершая любое из этих действий, таких привычных и обыденных, мы тем самым реализуем наши конституционные права: право на свободу экономической деятельности, право на труд и его оплату, право на свободное использование своих способностей и имущества.

Таким образом, все мы вовлечены в экономическую деятельность, хотим мы этого или нет. Степень свободы экономической деятельности, установленная в государстве, - это степень свободы всех его граждан и каждого из них в отдельности. Она определяет лицо общества и государства. Именно поэтому конституции всех без исключения стран обращаются к вопросам экономики.

Конституция может способствовать экономическому развитию, создавая благоприятные условия для развития торговли и промышленности. Но точно так же она может и сдерживать экономический рост, если установленные в ней правила не соответствуют потребностям времени и общества.

1. Перечислите экономические аспекты общественной жизни, регламентируемые Конституцией.

2. Согласны ли Вы с утверждением, что каждый человек является активным субъектом экономической жизни? Обоснуйте Вашу позицию.

§ 4. Конституция США: уроки истории

Примером того, как конституция может повлиять на экономику страны, являются Соединенные Штаты. Многим известно, что Конституция США, принятая в 1787 г., является старейшей в мире и действует, с рядом поправок, уже более 200 лет. Однако мало кто знает, что до этого Соединенные Штаты жили по другому основному закону – Статьям Конфедерации (1781 г.). В соответствии со Статьями Конфедерации, каждый из штатов оставался независимым и суверенным государством. У центрального правительства имелось очень мало полномочий, в том числе в сфере регулирования экономической деятельности. Центральное правительство не могло даже вводить налоги для обеспечения обороны страны и иных нужд, общих для всех штатов. Средств, отчисляемых в общую казну самими штатами, не хватало. Чтобы финансировать свою

деятельность, центральное правительство включило печатный станок и наводнило страну ничем не обеспеченными деньгами. Это вызвало сильную инфляцию: например, цена обычного чая в некоторых штатах доходила до 100 долларов за фунт. Экономический спад вызвал массовое разорение мелких фермеров, их имущество продавалось на торгах, а сами несостоятельные должники попадали в долговые тюрьмы. Страна стояла на пороге полного экономического краха, причиной которого было именно несовершенство государственного устройства. Поэтому в 1787 г. представители штатов собрались во второй раз, чтобы утвердить новый основной закон – Конституцию США.

Один из “отцов-основателей”, поставивших свои подписи под текстом Конституции 1787 г, Александр Гамильтон, писал, что беды, переживаемые США в то время, были результатом коренных ошибок, заложенных в саму основу государственного здания, и исправить их можно единственным способом - “внести изменения в основополагающие принципы и столпы сооружения”2 .

В центре внимания авторов американской Конституции и первых поправок к ней оказались следующие вопросы: налогообложение, обеспечение экономической целостности государства, защита личных и экономических прав граждан. Конституция США установила, что Конгресс – федеральный парламент – может вводить налоги и иные обязательные платежи в казну государства, регулировать ценность национальной валюты, распоряжаться собственностью, принадлежащей США, и занимать деньги в долг от имени Соединенных Штатов. Данные полномочия принадлежат Конгрессу как представительному органу всего народа США. В истории, и до и после принятия Конституции США, было немало примеров, когда правители государств, пользуясь своей единоличной властью, либо устанавливали обременительные и несправедливые налоги, либо делали чрезмерные долги от имени государства, загоняя его на многие годы в долговую яму.

Финансы государства, составляющие его бюджет, должны расходоваться разумно и в общественных интересах. Они не являются частной собственностью главы государства или иных чиновников. С этой целью Конституция США установила, что деньги казначейства расходуются только в соответствии с законом, утверждаемым парламентом. Кроме того, было закреплено правило о периодической публикации отчетов о поступлении и расходовании государственных средств. Граждане имеют право знать, что выплаченные ими налоги расходуются в соответствии с законом, а не по личному усмотрению чиновников. В противном случае они начинают воспринимать взимание налогов как несправедливые поборы.

Особую заботу авторы Конституции проявили об обеспечении единого экономического пространства. США, как и современная Россия, – это федеративное государство, которое состоит (складывается) из отдельных частей. Помимо федеральных органов государственной власти, общих для всей страны, население каждого штата избирает собственные органы власти, которые действует только на его территории. Каждый штат обладает полномочиями по решению вопросов местного значения с учетом особенностей штата и пожеланий его населения. Однако это не должно служить препятствием для свободного перемещения граждан по всей территории страны и перевозки ими грузов из одного штата в другой. Иначе в экономическом смысле государство уже не будет единым. Представим себе фермера из Джорджии, вырастившего

2 Федералист. М., 1993. С. 112-113.

Конституционная экономика как новое научное направление, базирующееся на комплексном и одновременном конституционно-правовом и экономическом анализе проблем экономического развития и экономического обеспечения конституционных прав и свобод граждан, зародилась во второй половине XX столетия в США и получила полное признание в 1986 году, когда ее основатель, экономист Джеймс Бьюкенен, был удостоен Нобелевской премии. В России в начале XXI века сложилась своя школа конституционной экономики, основанная ректором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимиром Мау; ректором Московской государственной юридической академии Олегом Кутафиным; судьей Конституционного Суда РФ Гадисом Гаджиевым, организовавшим в 2009 году Лабораторию конституционной экономики в ГУ «Высшая школа экономики»; адвокатом Петром Баренбоймом, организовавшим совместно с экономистом Александром Захаровым Лабораторию конституционной экономики в 2003 году в Институте экономики переходного периода; заместителем директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Владимиром Лафитским. В 2006 году Президиум Российской академии наук ввел конституционную экономику как специальность для избрания в члены-корреспонденты РАН. Московско-Петербургский философский клуб опубликовал в 2009 году под редакцией Гадиса Гаджиева сборник статей «Очерки конституционной экономики» и провел 23 октября 2009 года в Сенатском зале здания Конституционного Суда РФ соместное с судьями Конституционного Суда заседание на тему «Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики», на базе которого выпустил в 2010 году сборник статей под таким же названием. Ранее издательством «Юстицинформ» по конституционной экономике были выпущены учебник для экономических и юридических вузов (2006), учебные пособия для школ (2003, 2006), учебные пособия для вузов (2002, 2003), а также четыре сборника статей по вопросам статуса Банка России с позиций конституционной экономики. The constitutional economics was considerably developed by James Buchanan, who was awarded the Nobel Prize in economics in 1986 «for applying constitutional and contract thinking to economic theory and the political process.» He is considered to be the founding father of constitutional economics. Special emphasis in the Buchanan Nobel lecture is given to the problem of achieving balance between the economic possibilities of adjacent generations, which, even living contemporaneously with each other, still do not have equal access to the process of decision-making on financial issues, and thus influencing other generations either directly or indirectly. Russian schhool of constitutional economics created new approach to development of this field of academic research and also added educational courses in constitutional economics. For last several years 3 edition of textbook for universities and 2 for schools were published by the Publishing Youse «Justiceinform».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционная экономика (Д. В. Кравченко, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Конституционная экономика – это научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.

Одним из первооткрывателей этого научного направления стал американский экономист Джеймс Бьюкенен, удостоенный в 1986 г. Нобелевской премии по экономике. До настоящего времени конституционная экономика развивалась в основном усилиями западных экономистов. Юристы к этой теме обращаются редко, что, безусловно, не только сдерживает развитие данного научного направления, но зачастую приводит к появлению поверхностных либо односторонних суждений. Комплексный подход к исследованию проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение, поскольку позволяет преодолеть традиционное для юристов незнание вопросов экономики, а для экономистов – незнание вопросов права, особенно конституционного.

Преподавание экономических дисциплин без учета конституционно-правовых факторов значительно обедняет анализ экономических процессов. Не случайно видный американский экономист Джон Гэлбрейт пишет о том, что на деле экономическая теория оказывает содействие тем, кто обладает финансовой и политической властью. «Частично такое содействие состоит в обучении ежегодно нескольких сот тысяч студентов». Такое обучение не только неэффективно, оно насаждает в обществе комплекс неточных идей, в свою очередь влияющих на правящую элиту. Президент США Франклин Рузвельт, вспоминая свою учебу в юридической школе Гарвардского университета, сравнивал учебный курс конституционного права с настольной лампой без шнура. В то же время изучение права вообще, а конституционного права, в особенности, без постоянного учета основ экономических знаний может превратить такое обучение в формальную схоластику, оторванную от жизни. Нельзя не согласиться с известным российским экономистом В.Л. Тамбовцевым в том, что «проблематика экономического анализа права и те результаты (как теоретического, так и практического характера), которые получаются и могут быть получены в ходе его проведения, не только интересны с чисто научной точки зрения, но и обладают значительным потенциалом для совершенствования нормотворческой работы в нашей стране…».

В связи с этим следует особо отметить не только комплексное исследование под редакцией В.Л. Тамбовцева, но и ряд других работ российских юристов (Н.С. Бондарь, О.Е. Кутафин) и экономистов (А.А. Пороховский).

Западные экономисты, создав конституционную экономику, с большим отрывом лидируют в ее развитии. Однако XXI столетие потребует более углубленного изучения и применения конституционно-правового элемента данного научного направления. Те многочисленные юридические «погрешности», которые были допущены экономической теорией конституционной экономики в XX в., сейчас становятся тормозом на пути ее развития. Для примера приведем определение основ теории конституционной экономики, предложенное ее автором Дж. Бьюкененом: «Конституционный экономический анализ пытается объяснить свойства альтернативных сводов законодательных, институционных, конституционных правил, ограничивающих выбор и деятельность экономических субъектов и политиков».

Такая формулировка, по всей видимости, насторожила бы любого юриста-конституционалиста и заставила бы его задуматься о том различном смысловом значении, которое вкладывают в понятие «конституционный» экономисты и юристы.

В поисках истины обратимся к вопросу о том, какое содержание термину «конституция» придавалось в латыни и как оно различается в современных языках.

В латыни термин «конституция» и производные от него слова охватывали самый широкий круг понятий:

constitution , onis f. 1) устройство, установление; – corporis телосложение; 2) политическое устройство, конституция; 3) установление, определение; определение понятия; 4) постановление, решение, распоряжение; закон; – sancta священный закон.

constitutum , i n 1) постановление, определение; 2) условное место; условленное время; 3) уговор, условие спорящих о явке; ad constitutum venire явиться по уговору; 4) намерение.

constituo, stitui, stitutum, ere 1) ставить, помещать; 2) воен. размещать, выстраивать; 3) указывать место жительства, водворять, поселять; 4) назначать на должность; 5) строить, сооружать, воздвигать, устраивать; 6) учреждать, устанавливать; 7) устанавливать, составлять, constituere legem установить закон; 8) упрочивать, приводить в порядок; 9) приводить в порядок, устраивать; 10) постановлять, определять, назначать; 11) юр. законом устанавливать; выносить решение; 12) решаться, решать; принимать решение.

В современном английском языке термин «конституция» имеет также много значений: 1) основной закон государства; 2) учредительный акт или действие; 3) установленное право и обычаи; 4) учредительные документы коммерческой или некоммерческой организации; 5) основные принципы отдельно взятой социальной группы; 6) акт назначения на должность; 7) состояние, форма, структура и соединение частей целого, характеризующие объект; 8) телосложение и т.д..

Современный русский язык заметно сужает содержание термина «конституция», придавая ему только два значения: 1) Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан; 2) строение, структура организма.

Итак, вполне очевидно, что термин «конституция» в русском языке имеет гораздо меньше смысловых значений, чем в английском, и, судя по всему, в работах Бьюкенена слова «конституция» и «конституционный» употребляются не только в смысле основного закона страны, но и в других значениях – как принципы поведения общественных организаций, семьи и т.д.

Законодательство терминологически само по себе не бывает совершенным и идеальным. В текстах законов немало неясностей, особенно в вопросах предпринимательской деятельности. Американские суды, например, столкнувшись с подобной ситуацией, не жалуются, не саботируют, не ждут законодательных поправок, а берут на себя нелегкий труд толкования, применения, интерпретации и разъяснения. Чаще всего это бывает, когда текст закона не вполне ясен и четок (типичная современная российская ситуация).

Кстати, поскольку многие термины приходят в нашу конституционную экономику из иностранных языков, крайне важно точно определить их значение. Приведем пример, связанный с русским значением английского слова «accountability». Оксфордский англорусский словарь переводит это слово как «подотчетность», что означает в русском языке определенную степень подчиненности. В действительности этот термин означает «ответственность за ошибки и обязанность быть открытым при ведении дел», но не предусматривает никакой степени подчиненности. Вопрос рецепции права еще будет подниматься в настоящем пособии.

Одним из важных достоинств конституционной экономики является необходимость для экономистов и юристов в буквальном смысле этого слова находить общий язык, добиваться чистоты и единообразия юридической и экономической терминологии. Экономисты и юристы, употребляя правовые термины, должны вкладывать в них один и тот же смысл.

О соотношении конституционной экономики и конституционного права

Как соотносятся между собой конституционная экономика и конституционное право?

Швейцарец Р. Швери в своей полемической статье замечает, что «кажется, лишь одно-единственное определение экономической науки может уцелеть в условиях постоянных изменений объекта, который она изучает: “Экономическая наука – это то, чем занимаются экономисты…”». И после этой цитаты из Дж. Винера автор продолжает: «Мы можем утверждать, что экономическая наука, потеряв объект, приобрела взамен специальный подход, который может быть применен к анализу как рыночного, так и нерыночного сектора общественной жизни. Такова на самом деле миссия теории рационального выбора (ТРВ)». Далее Р. Швери отмечает успех «крестового похода» экономической науки, направленного на завоевание всех других общественных дисциплин. Это связано, по его мнению, с тем, что в современной общественной науке все неточное должно быть заменено точным, чему способствует теория рационального выбора, формализующая логику, которой руководствуются люди, осуществляя свой выбор в самых разных ситуациях – будь то каждодневный выбор продуктов либо выбор супруга или партии при голосовании. Поскольку задача максимилизации прибыли для корпорации сравнима с точки зрения теории рационального выбора с получением политической партией на выборах максимального числа голосов избирателей, то для правового анализа этих ситуаций нужно учитывать как формальные (нормативные), так и неформальные ограничения. Например, водитель с низким достатком будет ездить с меньшей скоростью не только из-за правил дорожного движения и ограничительных знаков, но и потому, что штрафы за нарушения этих правил для его бюджета более ощутимы, нежели у обеспеченных людей, которые соответственно в среднем будут ездить быстрее.

Таким образом, логика процессов рыночного обмена в слегка измененном виде вполне применима и для анализа политических «рынков» с учетом их конституционно-правовых и других ограничений. Р. Швери находит несправедливыми упреки «по поводу империалистических устремлений экономической науки», полагая, что юристы сами могут взять на вооружение теорию рационального выбора (ТРВ) вообще и теорию конституционного выбора Дж. Бьюкенена в частности. Далее, обращаясь ко всем нам, Р. Швери пишет: «Когда современные российские ученые отвергают ТРВ, это вряд ли происходит по той причине, что они осуществляют рациональный выбор теоретических инструментов для своих исследований. Дело в том, что они не готовы принять важный вызов, который ТРВ бросает всем общественным наукам».

Полемический задор швейцарца требует вспомнить ситуацию, с которой экономическая наука столкнулась к тому времени, когда Бьюкенен сформулировал свои основные идеи. В связи с этим обратимся к авторитету, с которым, возможно, будет считаться любой самый горячий полемист.

В 1973 г. экономист Джон Гэлбрейт развенчал многие претензии экономической науки. В частности, он писал: «До тех пор, пока предполагалось, что экономическая система осуществляет свою деятельность в интересах отдельного человека, подчинена его нуждам и желаниям, можно было предполагать, что функция экономической теории состоит в объяснении процесса, посредством которого это происходит. Экономисты, подобно другим ученым, обожают такие определения предмета их науки, в которых подразумевается его глубокое и универсальное значение». Далее Гэлбрейт указывает на тот тупик, в котором оказалась традиционная экономическая наука, что, по всей видимости, заставило Джеймса Бьюкенена и других экономистов перенести свои поиски на сопредельные с экономикой области, в первую очередь на конституционное право.

Нужно отметить, что в начале своих исследований (в 1962 г.) Бьюкенен образно, как сын фермера, и вместе с тем примирительно писал о необходимости – несмотря на возможные ошибки и инциденты – вспашки борозды вдоль межи, разделяющей разные научные поля, поскольку почва там может быть более плодородной. В то время Бьюкенен не пытался создать новую идеальную конституцию, он не рассматривал проблемы разделения властей, судебного контроля за исполнительной и законодательной властями, право вето и т.д. Позже Бьюкенен отходит от этой взвешенной позиции. В 1975 г. в книге «Границы свободы. Между анархией и Левиафаном» он с некоторым апломбом критикует Томаса Джефферсона и авторов Французской Декларации прав человека за конституционный принцип юридического равенства людей с момента их рождения. Далее, поверхностно рассмотрев содержание Конституции США 1787 г., он заявляет, что сделанная в ней ставка на сочетание принципов разделения властей и федерализма в середине 70-х гг. XX столетия себя не оправдала. В итоге он вполне серьезно призывает к «конституционной революции», которая вместо принципа демократического правления большинства установит принцип всеобщего единогласия. Горячность Бьюкенена легко объясняет разразившийся в 1972 – 1974 гг. острейший конституционный кризис – Уотергейтское дело. Ученый ратует за изменение Конституции США, считая, что конституционного судебного контроля недостаточно. Жизнь не подтвердила этого тезиса, и уже в 1986 г., за год до 200-летнего юбилея Конституции США, Бьюкенен, выступая с лекцией при вручении ему Нобелевской премии, вполне мирно отзывается о ее содержании. Похоже, получение столь престижной премии поставило точку в заочном споре Дж. Бьюкенена с Джеймсом Мэдисоном и другими отцами-основателями США.

В 1997 г. в предисловии к русскому изданию книги «Расчет согласия» Дж. Бьюкенен отмечает, что по-прежнему не исключает возможности улучшить американскую Конституцию, но сейчас он пишет работу под названием «Новый федералист» как конституционное руководство для Югославии, которое, на взгляд автора, можно было бы применить и для России. Памятуя о том, что случилось с Югославией, мы вряд ли последуем практическим советам Джеймса Бьюкенена. Вместе с тем необходимо воздать должное мудрецу из Вирджинии за совершенный им теоретический прорыв, который вдохнул новую жизнь в экономическую науку и даст серьезный толчок развитию конституционного права.

При всех оговорках, которые можно было бы сделать, российская (да, кажется, и западная) наука конституционного права едва ли учитывает выводы, сделанные Дж. Бьюкененом и другими экономистами. Причина тому кроется, скорее всего, в традиционном консерватизме юридической науки.

Переводчик Дж. Бьюкенена на русский язык и руководитель российского Фонда экономической инициативы В. Кокорев отмечает: «В 90-е годы теория конституционного выбора как самостоятельная отрасль экономической науки сильно «сбавила» темпы по сравнению с предыдущими десятилетиями второй половины XX в. Это неудивительно. Контуры новой политической экономии были уже очерчены. Во многом это сделано стараниями лично Дж. Бьюкенена и сотрудников возглавляемого им Центра изучения общественного выбора. Однако сегодня, чтобы вдохнуть в теорию новую жизнь, нужна новая идея, а она не может появиться на Западе. Постиндустриальное государство уже не может обеспечивать высокие темпы развития национальных экономических систем. О кардинальном изменении видения роли государства говорить пока еще рано, но оно, вероятно, произойдет в ближайшие десятилетия, и прежде всего потому, что обновилась сама экономическая теория».

Вспомним определение современной экономической науки другого Нобелевского лауреата по экономике Ф. Хайека: «Экономическая проблема возникает, как только различные цели начинают конкурировать за имеющиеся ресурсы». Например, распределение государственных бюджетных средств или финансовых ресурсов корпорации можно сравнить с решением вопроса о вступлении или невступлении в войну либо с планированием размера семьи и т.д. Важно вовремя понять суть возникшей проблемы, чтобы подойти к ее решению наиболее рациональным образом. Главное – заметить существование проблемы. Еще в 1935 г. Ф. Хайек писал о «нашем неумении замечать существование экономических проблем». С тех пор, к сожалению, мало что изменилось.

Конституционная экономика и экономический анализ права

Если конституционная экономика исследует влияние конституционных ценностей на экономические процессы, равно как экономических закономерностей на формирование и толкование конституционных принципов, то такое популярное на западе направление научных исследований, как экономический анализ права (law and economics ), занимается применением экономического инструментария к анализу различных отраслей права. Предмет этих направлений частично пересекается, однако методы исследований во многом различаются.

Конституционная экономика занимается исследованием именно конституционно-правовых институтов и ценностей в их взаимодействии с экономическими процессами и является в большей степени правовой дисциплиной. Она основана на идее, что правовые, в первую очередь конституционные, принципы и институты имеют высшую ценность и должны учитываться экономическими агентами, законодателем, правоприменителем. В экономической сфере необходимо разумное сочетание как собственно экономических (рациональных, эгоистических), так и иных – конституционных, моральных, этических – ценностей для достижения общественного благополучия.

Экономический анализ права, в свою очередь, развивался в основном усилиями экономистов и сложился как научное направление, применяющее экономические предпосылки, критерии и абстрактные экономические модели для анализа правовых норм в любой сфере. Еще со времен Адама Смита это направление развивалось как исследование законов, регулирующих рынки в их традиционном понимании. «Новый» экономический подход к праву, берущий свое начало в исследованиях И. Бентама (1774 – 1832), подвергает экономическому анализу правовые нормы, регулирующие нерыночное поведение (преступление и наказание, брачно-семейные отношения, политические и законотворческие процессы). Экономика права основана на предпосылках теории рационального выбора, на важнейших законах микроэкономической теории и постулатах институциональной экономики, она рассматривает правовые нормы как стимулы к определенному поведению или ограничения, связанные с дополнительными затратами по их соблюдению. При этом оптимальными являются те законы, которые приводят к наиболее эффективному распределению ресурсов в обществе.

Методы экономического анализа права используются и в конституционно-правовых исследованиях, но с большой осторожностью, чтобы не принизить ценность собственно правовых принципов и механизмов. Более широко принимаемым в юридической науке является мнение, что право должно опираться на свои собственные ценности. Это означает, по мнению Андраша Шайо, что право может функционировать именно потому, что оно не принимает во внимание другие регулятивные системы, в том числе систему ценностей общества. Из этого следует, что социальные ценности, включая и экономические идеи, не имеют прямого отношения к праву, хотя и могут быть имплантированы в правовую систему с помощью специальных юридических механизмов. Следовательно, чтобы допустить экономическую риторику в процесс правоприменения и доказывания, необходимо специальное законодательное дозволение.

Конституционная экономика пытается учесть достижения других областей знаний, в первую очередь экономической науки, чтобы подтвердить, объяснить и развить ценности конституционного права. Перед ней стоит широкий круг задач не только теоретического, но и практического плана.

К числу практических задач относится выявление конституционно-правовых предпосылок эффективного развития экономики. Взаимосвязь между конституцией и экономикой подтверждается опытом многих стран. Достаточно привести пример Англии эпохи славной революции. Ее основным итогом стало принятие Билля о правах (в 1689 г.), послужившего, по сути, тем фундаментом, на котором была построена британская конституционная система. Полномочия королевской власти были ограничены. Право устанавливать, изменять законы, приостанавливать их действие, вводить налоги было предоставлено парламенту. Конституционная реформа расчистила путь для преобразований в экономике. Одним из первых шагов в этом направлении стало учреждение в 1694 г. Банка Англии. В результате эта страна одной из первых вступила в эру промышленной революции и бурного экономического роста.

Одним из направлений конституционной экономики является использование экономических моделей, инструментов, закономерностей для толкования конституционных принципов и ценностей. Конституции большинства государств гарантируют свободу экономической деятельности, защиту конкуренции, частной собственности. Но для того, чтобы гарантии были реально действующими, необходимо понимать, как работает рынок, что такое конкуренция и почему государству необходимо защищать права собственности. Объективные экономические закономерности во многом предопределяют содержание конституционных принципов и норм, их игнорирование приводит к спаду или застою в экономическом развитии, снижению эффективности производства и т.д.

Следующее направление конституционной экономики заключается в анализе воздействия экономики на государство. Как показывает исторический опыт, рыночная экономика – это, безусловно, основа существования демократического режима, но ее наличие может и не привести к становлению такового. Для демократии в равной мере опасны как отсутствие, так и неограниченное развитие свободы предпринимательской деятельности. Осознание этой угрозы привело к появлению антитрестовского законодательства в США, принятию во многих странах мер по поддержанию рыночной конкуренции и малого бизнеса. На состояние, форму, устойчивость демократических режимов немалое воздействие оказывают такие факторы, как уровень экономического развития, поляризация общества, способность государства поддерживать минимальные социальные стандарты. Кроме того, в рамках данного направления исследуются механизмы воздействия экономики на сохранение либо изменение конституционных форм.

В состав конституционной экономики входит также изучение воздействия экономических кризисов на государство и право, равно как и конституционных кризисов на экономику. Результатом такого воздействия порой становится преобразование и даже слом соответственно экономических отношений либо существующих форм правления. Показательна в этом плане история крупнейших системных кризисов XX в. (кризис индустриального общества 20 – 30-х гг. и постиндустриальный кризис конца прошлого столетия). Каким бы тяжким испытанием ни был кризис 20 – 30-х гг., развитые демократии Запада (США, Великобритания) прошли через него с меньшими потрясениями и жертвами, нежели менее устойчивые конституционные системы Германии, Испании, Италии, стран Латинской Америки. Еще более наглядно значимость этого направления конституционной экономики прослеживается на примере кризисных 70-х гг. XX столетия.

Важной задачей конституционной экономики является изучение влияния глобализации мировой экономики (иными словами, все большего вовлечения отдельных государств в мировую торговлю) на конституционные процессы в конкретных странах. Конституционная экономика может помочь преодолеть стереотип о том, что из-за низкой конкурентоспособности российской экономики для нее нет места в мировом разделении труда. Представители этого научного направления также должны участвовать в оценке конституционных и экономических последствий вступления России в международные экономические организации и союзы.

Исследование конституционной экономики предполагает одновременность работы на конституционно-правовом и экономическом полях. По мнению авторов учебного пособия, только на основе сочетания конкретно-исторического подхода, экономического и сравнительно-правового анализа можно вывести исследование за рамки набора стандартных тезисов относительно связи конституции и экономики, демократии и свободного рынка.

Для иллюстрации стоит привести пример недавно появившейся конституционной доктрины независимости центральных банков от исполнительных и законодательных органов власти, которая возникла во второй половине XX в., а к 90-м гг. получила закрепление в законодательстве многих десятков стран. С удовлетворением можно отметить, что в нашей стране независимость Банка России закреплена в ст. 75 Конституции РФ. Эта конституционная доктрина была инициирована и практически осуществлена прежде всего усилиями экономистов. Именитые финансисты прямо заявили, что центральные банки, ответственные за печатание денег, создание золотовалютных резервов и борьбу с инфляцией, не должны находиться в подчинении у законодательной и исполнительной ветвей власти, с тем чтобы избежать влияния сиюминутных политических интересов на долговременные финансовые интересы страны. Этот пример показывает: наука конституционного права должна «догонять» экономическую мысль, одновременно переоценивая многие традиционные доктрины, начиная с доктрины разделения властей.

Для России важность учета зарубежного опыта вряд ли нуждается в обосновании. Западные страны обладают уникальным опытом формирования и поддержания в работоспособном состоянии институтов рыночной демократии. Сравнительные исследования помогают выявить области, нуждающиеся в правовой и экономической модернизации. Здесь примером может стать опыт использования другими странами рыночных механизмов в традиционно огосударствленных в России сферах, таких как образование и наука. Так, американские частные университеты предоставляют самое лучшее и престижное в мире высшее образование. Как отмечает С.Гуриев, «в рейтингах качества исследований американские университеты занимают 17 из 20 ведущих позиций». В этой области экономический анализ успеха зарубежных институтов может стать основой для конституционно-правовых перемен в России.

Наконец, конституционная экономика может помочь гражданам России правильно применять свою Конституцию. Об этом говорил в своей Нобелевской лекции Джеймс Бьюкенен: «Повышение роли конституции ставит конкретные задачи перед политической экономией… Практическая задача конституционной политэкономии – это помощь избирателям, контролирующим в конечном счете свою социальную систему, в их постоянном поиске таких принципов политической игры, которые в максимальной степени соответствовали бы их многообразным интересам».

Фундаментальная статья Г.Н. Андреевой (Размышления об особенностях становления российской теории конституционного регулирования экономических отношений // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. С. 3 - 11), судя по заголовку, посвящена особенностям российской теории экономической конституции. Однако в ней содержится общая оценка российских и зарубежных разработок по данному вопросу, намечены некоторые пути междисциплинарных исследований экономистов и юристов, имеется много других авторских находок. В значительной части "размышлений" (так названа статья) рассматриваются вопросы о соотношении понятий "экономическая конституция" и "конституционная экономика", "теория экономической конституции" и "теория конституционной экономики". Это существенно, ибо если каких-то явлений нет, то вряд ли можно говорить об их теории. Хотя Г.Н. Андреева упоминает, что возможны другие названия, чем у Дж. Бьюкенена (с. 4, о нем - ниже), она отстаивает названные выше и главное их различие видит в ключевом слове. В "теории экономической конституции" (и, следовательно, в самой такой конституции, если она существует) ключевое слово - это конституция, а в "теории конституционной экономики" - экономика (с. 4).
На наш взгляд, некоторые исходные положения статьи Г.Н. Андреевой нуждаются в дополнительных размышлениях.
1. В некоторых российских юридических работах, чтобы придать значимость тем или иным актам, им уже давно присваивается высокое звание конституции. Говорится о финансовой конституции (иногда подразумевается налоговый, иногда - бюджетный кодексы), гражданский кодекс называют конституцией гражданского права или подобным образом, трудовой - конституцией трудовых отношений и т.д. Термин "экономическая конституция" в России появился, видимо, сначала в экономических изданиях, авторы которых иногда использовали зарубежную терминологию, не особенно вдаваясь в ее юридическое значение, затем - у цивилистов, занимавшихся экономическими (хозяйственными) отношениями, потом или одновременно (трудно установить точно) он пришел в конституционное право. Но если в изданиях по отраслевым наукам этот термин использовался описательно и они могли предъявить юридический акт, который считали подобием отраслевой конституции, то в конституционном праве такого акта нет. Речь может идти, видимо, о конституционном (и более широко - о конституционно-правовом) регулировании основ экономических (социально-экономических) общественных отношений и, соответственно, о такой теории.
2. Термин "конституционная экономика" (его, а не словосочетание "экономическая конституция" чаще всего употребляют американские экономисты, получившие Нобелевские премии по экономике; Дж. Бьюкенен, которого упоминает Г.Н. Андреева, был лишь одним из них) тоже вызывает неясности при сопоставлениях. О чем речь? Действительно, во всех странах в разных масштабах наряду с легальной существует теневая, "неправовая", противоречащая конституции экономика. В данном случае речь идет не о таком сопоставлении и исследовании того и другого, не об их роли, формах, месте в экономике, правовом регулировании, а о чем-то другом. Как можно понять, речь идет о конституционных положениях, относящихся к экономике. Но для этого существует соответствующая терминология, используемая при исследовании конституционно-правовых норм и институтов, закрепляющих и регулирующих основы экономических отношений, позволяющая анализировать плюсы и минусы такого регулирования в определенной правовой системе, в конкретном государстве. Такая терминология содержится в различных учебниках по конституционному праву российскому и зарубежных государств. Если она не годится, давайте искать иную, но более определенную.
3. В статье верно охарактеризованы недостатки подхода Дж. Бьюкенена. Он использовал слова "конституционная экономика" и, видимо, почти не применял термин "экономическая конституция". Исследованием юридических конституций, их норм, институтов конституционного права, регулирующих экономику, возможности и пределы этого, их сопоставлением при регулировании экономических отношений он почти не занимался: в Конституции США, о которой он говорил, нет экономических положений, кроме принципа частной собственности. Его рассуждения по конституционному праву интересны, но в целом они имели общетеоретический характер. В какой-то мере он пытался использовать европейский опыт (сам он писал, что на исследование этих проблем его натолкнула одна книга на немецком языке). Дж. Бьюкенена интересовали вопросы рынка (в масштабе государства) и выбора на рынке, причем не всегда общественного выбора (объясняя выбор, он дает пример действий человека при выборе между яблоком и апельсином). С практических позиций его интересовало правовое регулирование налогообложения, в том числе поиски форм, которые могли бы обеспечивать бездефицитный государственный бюджет и снизить государственный долг США (последний составляет в 2015 г. астрономическую цифру 17 трлн долл. США). Другие американские нобелевские лауреаты, занимавшиеся конституционной экономикой, вопросы собственно конституционного права, его норм, институтов тоже почти не рассматривали, какие-то законченные формулировки норм не предлагали.
Сказанное вовсе не означает, что исследования экономистов (в том числе американских) в сфере конституционного права бесполезны для юристов. Напротив, они создают новую основу междисциплинарных исследований, новые подходы в рассматриваемой области. Г.Н. Андреева совершенно справедливо подчеркивает это. Но при этом надо иметь в виду объект таких исследований - конституционное право, специфику юридических исследований.
4. Особой экономической конституции в государствах нет. Это известно. Такая терминология искажает действительность. Существует конституция государства, которая в современных условиях во всех странах содержит в том или ином объеме положения, относящиеся к обществу (в свое время отсюда пошел в СССР преодоленный теперь тезис о "конституции общества", а не только государства). Конституции содержат в том числе положения экономического характера, но это вовсе не означает, что появился особый вид юридической конституции - экономическая конституция. А если она не юридическая, то какая? Терминология, защищаемая в статье Г.Н. Андреевой, принижает значение конституции государства как основного закона государства, закрепляющего и регулирующего в том числе основы экономических отношений в обществе и государстве.
Конечно, можно употреблять термин "конституция" не в юридическом, а в более широком смысле как структуры, строения чего-либо (например, конституция определенного человека), но зачем в юридических работах разрушать сложившуюся веками и работающую юридическую терминологию? Ведь за термином "экономическая конституция" могут последовать (если найдутся охотники) термины "социальная конституция" (регулирующая отношения социальных слоев населения, этнических групп; в конституциях есть и нормы о населении горных районов, кочевом населении, о малочисленных народах и др.), "политическая конституция" (кстати, это словосочетание иногда описательно используется), "конституция культуры и духовной жизни общества", далее, например, "конституция местного самоуправления" и т.д. О финансовой и прочих конституциях мы уже говорили.
5. Г.Н. Андреева пишет, что в СССР нам были неизвестны многие работы западных авторов об экономической конституции, которые стали появляться уже 70 - 80 лет назад. Отсюда и возникли некоторые недоработки в нашей конституционной теории. О неизвестности верно, но о разработках и включении в конституции положений экономического характера - нет. На Западе первой социальной конституцией считается Веймарская 1919 г. в Германии. Но до нее была принята Конституция РСФСР 1918 г., где содержался гораздо больший объем положений экономического характера (о собственности, национализации некоторых объектов, социализации земли, запрещении эксплуатации человека человеком, об управлении экономикой, о рабочем контроле на производстве и т.д.). Более полные положения экономического характера содержались в Конституции СССР 1924 г. (правовое положение различных видов собственности, планирование развития экономики, принцип распределения общественного продукта и др.).
В соответствии с Конституцией 1918 г. начались первые исследования конституционного регулирования экономических отношений в России, а затем в СССР. Это был тоталитарный социализм со всеми плюсами и коренными недостатками, но сам подход к закреплению в конституциях принципиальных социально-экономических положений и к их исследованию конституционалистами был новаторским. В конституциях Европы частные социально-экономические положения впервые появились после Первой мировой войны в Конституционном законе Австрии (1920), в Конституциях Польши (1920) и Чехословакии (1920), в Конституции Ирландии 1937 г. была обширная статья 45 о социальной справедливости. В конституции передовых стран Запада положения социально-экономического характера были включены только после Второй мировой войны (Конституции Франции 1946 г., Италии 1947 г.), более решительные формулировки содержались в некоторых конституциях развивающихся стран, в частности в Конституции Индии 1949 г. Американские создатели терминологии "экономической конституции" учитывали опыт Европы. Дж. Бьюкенен сам говорит, что его подвигла на такие исследования одна немецкая работа, которую он случайно встретил. Опыт такого регулирования и, соответственно, исследований на Западе, особенно в США, был неполон по сравнению с существовавшими тогда странами тоталитарного социализма (оговорка о тоталитарном характере такого регулирования сделана выше).
6. Главное, однако, состоит не в обсуждаемой терминологии. В юридической науке, в том числе науке конституционного права, которая должна использовать и использует методы исследований и выводы других наук, есть свой объект изучения. В том, что относится к экономике, науку конституционного права интересует прежде всего не экономика сама по себе (конституционная или неконституционная), а правовое регулирование основ экономических (социально-экономических) отношений в обществе (частными экономическими, хозяйственными, предпринимательскими, семейными отношениями и др. занимаются иные юридические науки). Наука должна исследовать тот набор конституционно-правовых норм и институтов, который используется для регулирования экономических отношений; установить их достаточность или ущербность в определенных конкретных условиях с учетом стимулирования прогрессивного развития страны и обеспечения социальной справедливости (мы видим и в России недостаточность или неточности по многим важнейшим вопросам экономических отношений). Она должна предлагать необходимые дополнительные нормы или институты, советовать исключить изжившие себя. Наука должна исследовать социальное и юридическое содержание конституционно-правовых норм и институтов и предлагать такие основательно продуманные, в какой-то мере частично использованные на практике, а если возможно - в экспериментальном порядке, юридические формулировки, которые будут наилучшим образом соответствовать поставленным социально-экономическим задачам. Это всегда делалось в российской науке и мало зарубежными конституционалистами просто по причине отсутствия соответствующих положений в конституциях их государств.
Экономические основы, да и в целом общественный строй, были обычно вне поля зрения зарубежных конституционалистов Запада. В советских и российских учебниках, напротив, всегда содержались части (главы, параграфы и др.), посвященные конституционному регулированию основ экономических отношений, издавались соответствующие книги, публиковались статьи. Сама Г.Н. Андреева опубликовала в 2006 г. книгу "Экономическая конституция в зарубежных странах", где в сопоставительном плане давалась содержательная характеристика основных норм и институтов конституционного права, регулирующих экономические отношения за рубежом (слова об экономической конституции остались при этом где-то в стороне). Может быть, такой путь более продуктивен?

Литература

1. Андреева Г.Н. Размышления об особенностях становления российской теории конституционного регулирования экономических отношений // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. С. 3 - 11.
2. Андреева Г.Н. Экономическая конституция в зарубежных странах. М., 2006.
3. Болдырев О.Ю. Конституционное право и экономика: поиск методологии и бегство от идеологии // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 9 - 14.
4. Гаджиев Г.А., Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Мау В.А., Захаров А.В., Мазаев В.Д., Кравченко Д.В., Сырунина Т.М. Конституционная экономика / отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010.
5. Самигуллин В.К. Экономический потенциал конституции // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 6 - 8.

<*> Suchorukov A.S. Economic constitution - basic of constitutional regulation of competition relations in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany.

Сухоруков А.С., аспирант Уральской государственной юридической академии.

Статья посвящена исследованию проблем экономической конституции в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия. Автор полагает, что сейчас конституционное регулирование конкурентных отношений наиболее актуально. Автор различает экономическую конституцию и конституционную экономику. Он считает, что данные категории взаимодополняют друг друга. Это необходимо для всестороннего исследования конкурентных отношений.

Автор сравнивает конституционные нормы Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, которые регулируют конкурентные отношения, и признает существование экономических конституций Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.

Ключевые слова: экономическая конституция, конституционная экономика, Конституция Российской Федерации, Основной Закон Федеративной Республики Германия, конституционное регулирование, конкурентные отношения.

The article is devoted to research of problems of economic constitution in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. The author says that now constitutional regulation of competition relations is issue of the day. The author marks out economic constitution and constitutional economics. He considers that the categories complete each other. It is necessary for comprehensive research of competition relations.

The author compares constitutional rules of the Russian Federation and constitutional rules of the Germany which regulate competition relations and recognizes the existence economic constitution of the Russian Federation and economic constitution of the Federal Republic of Germany.

Key words: economic constitution, constitutional economics, Constitution of the Russian Federation, Basic law of the Federal Republic of Germany, constitutional regulation, competition relations.

Развитие рыночных отношений во многом предопределяется нормативно-правовым регулированием, в котором важнейшую роль играет конституция (основной закон) страны. Конкурентные отношения, складывающиеся в процессе экономической деятельности, являются неотъемлемой частью рынка, поэтому экономическая конституция, регулирующая рыночные, а вместе с ними и конкурентные отношения, представляет особую значимость для функционирования всей экономики в целом. К сожалению, на сегодняшний день вопросы конституционно-правового регулирования конкурентных отношений не нашли должного отражения в научной литературе. В рамках данной статьи мы попытались провести сравнительно-правовое исследование экономических конституций Российской Федерации и Федеративной Республики Германия и показать важность конституционно-правового регулирования конкурентных отношений для каждой из стран.

Понятие "экономическая конституция" не характерно для отечественной правовой системы, как, например, для стран Западной Европы. Как справедливо отмечает Г.Н. Андреева, если для России термин "экономическая конституция" является непривычным, то для европейских юристов он является частью европейского дискурса, в том числе и юридического, а концепция "экономической конституции" является самостоятельной теорией, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней <1>.

<1> Андреева Г.Н. О месте концепции "экономической конституции" в европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007. N 12.

Тем не менее ряд российских исследователей (Г.А. Гаджиев, Г.Н. Андреева, И.А. Кравец и др.) принимают активное участие в разработке концепции экономической конституции <2>. Экономическая конституция - совокупность конституционных принципов, норм, понятий в сфере экономики, связанных между собой сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляющих определенное единство <3>.

<2> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1; Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2002; Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск: ЮКЕА, 2001.
<3> См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2002. С. 59 - 60.

Г.А. Гаджиев отмечает, что принципы, устанавливающие основы экономической системы в Российской Федерации, являясь частью основ конституционного строя, представляют собой системообразующий центр подсистемы конституционных норм, которые условно можно считать экономической конституцией <4>.

<4> Там же. С. 59.

Стержнем экономической конституции, по мнению автора, являются правовые нормы-принципы, составляющие основы конституционного строя (например, принципы поддержки конкуренции, единства экономического пространства), а также основные права и свободы человека и гражданина (например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности) <5>.

<5> См.: Там же. С. 60 - 61.

За рубежом наибольшую разработку проблема экономической конституции получила в немецкой правовой доктрине.

Так, основы современной концепции экономической конституции сформулированы исследователями фрайбургской школы ордолиберализма (экономической теории, одного из вариантов теории государственного регулирования экономики с акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма). Впервые термин "экономическая конституция" в научный оборот был введен немецким ученым Э. фон Беккератом в 1933 г., который понимал под экономической конституцией определенный "порядок собственности, договора и труда, форму и выражение государственного вмешательства, а также организацию и технику производства и распределения" <6>.

<6>

Впоследствии Ф. Бем увязал экономическое содержание термина "экономическая конституция" с юридическим, а именно с общей теорией конституции <7>. По определению Ф. Бема, "экономическая конституция - это не сущность экономических дел, это - понятие о нормах" <8>.

<7> См. об этом: Андреева Г.Н. О месте концепции "экономической конституции" в европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007. N 12.
<8> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".

Немецкие исследователи, такие, как Рольф Штобер, понимают экономическую конституцию в двух значениях. В узком - это совокупность положений Конституции (Основного Закона), первичного права Европейского сообщества и норм международного права, касающихся устройства экономической жизни (основные экономические права, принципы экономики и т.д.). При этом решающее значение имеет не прямое указание нормы права на экономическую деятельность, а содержание данного права, касающегося экономической жизни (например, общая свобода действий как свобода хозяйственной деятельности). В широком значении - это совокупность правовых норм, которые принципиально и в течение продолжительного периода определяют ход экономической жизни вне зависимости от уровня законодательства (конституционные нормы, различные отраслевые законы и т.д.) <9>.

<9> См.: Штобер Рольф. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 18.

Выделение экономической конституции в структуре конституционного материала обусловлено прежде всего значимостью конституционно-правового регулирования экономических отношений для общества.

В концепции экономической конституции выделяют три базовых компонента: идею экономического порядка, определение конституционных границ вмешательства государства в экономику и концепцию социального государства как ограничителя вмешательства государства <10>.

<10> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".

При этом в условиях дискуссии о будущем единой европейской конституции вопросы развития рыночной экономики, единого рынка и свободной конкуренции занимают одно из важнейших мест в развитии концепции экономической конституции <11>.

<11> Maurer H. Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254; Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // Aus Politik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17. S. 21 - 28.

Также немаловажное значение для понимания сущности и места конкурентного права в системе права приобретают научные разработки в сфере конституционной экономики. Под конституционной экономикой понимается научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве <12>. Причем одной из главных задач конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство и выработка решений, направленных на ее эффективное функционирование.

<12> Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 10.

Конституционная экономика - научное прикладное направление и основа правовой реформы в сфере системы экономического законодательства. Конституционная экономика предполагает комплексное рассмотрение взаимосвязи вопросов конституционного права с основами экономического положения личности и проблемами экономического развития страны <13>.

<13> Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

П.Д. Баренбойм полагает, что в настоящее время наблюдаются попытки заменить понятие "конституционная экономика" понятием "экономическая конституция". Автор считает, что экономическая конституция лишь фиксирует наличие определенных экономических требований и условий в тексте Основного Закона, что препятствует широкомасштабному "вторжению" экономистов в сферу права <14>.

<14> Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6.

Полагаю, что данная критика экономической конституции не совсем обоснованна. С точки зрения позитивного права экономическая конституция как правовая материя содержит основные нормы права, отражающие экономический строй государства, а также фиксирует экономические права и свободы. Конституционная экономика направлена на изучение развития именно экономики, но с точки зрения конституционного права. По сути, это два научных направления, взаимодополняющих друг друга и необходимых для полного, глубокого и всестороннего изучения взаимоотношений и взаимовлияний права и экономики. В данном случае можно говорить об экономическом праве применительно к концепции экономической конституции и правовой экономике применительно к конституционной экономике.

Экономическую конституцию применительно к Российской Федерации составляют правовые нормы, содержащиеся в Основах конституционного строя Конституции Российской Федерации (ст. 8, 9), в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина (ст. 34, 35), и других главах Конституции РФ (пп. "д" - "и", "л" ст. 71, пп. "в" - "д", "и", "к", "о" ст. 72, ст. 74, ст. 75 главы "Федеративное устройство" Конституции РФ). Необходимо также отметить, что в экономическую конституцию как одной из наиболее важных частей входят нормы, регулирующие конкурентные отношения (ст. 8, 34).

В Основном Законе Федеративной Республики Германия 1949 г. данные нормы содержатся в главе I "Основные права". Так, в частности, абз. 1 ст. 14 гласит, что собственность и право наследования гарантируются, а их содержание и пределы определяются законами. Однако большая часть правовых норм сосредоточена в главе VII "Законодательство Федерации", а именно в статье, регулирующей предметы конкурирующего законодательства Федерации (п. п. 15 - 17 абз. 1 ст. 74 Основного Закона ФРГ).

Относительно норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности, необходимо отметить, что Конституция РФ содержит более детальное и четкое регулирование. Так, в ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Часть 2 ст. 34 Конституции РФ гласит, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В Основном Законе ФРГ мы найдем, пожалуй, единственную правовую норму, напрямую регулирующую сферу конкурентных отношений. Так, в п. 16 абз. 1 ст. 74 отмечено, что конкурирующая законодательная компетенция распространяется, в частности, на предотвращение злоупотреблений рыночной властью.

Как справедливо отмечает Рольф Штобер, в Основном Законе ФРГ отсутствуют главы, посвященные вопросу об экономическом устройстве. Федеральная конституция не содержит основополагающих положений, категорично предписывающих в форме конституционного принципа или цели государства определенную экономическую систему. В любом случае, как полагает автор, Федеративная Республика Германия не является экономическим государством, а экономическая конституция не определяет цели государства. Однако некоторые конституции земель, принятые до вступления в силу Основного Закона ФРГ, содержат разделы об экономической жизни (ст. 151 Конституции земли Бавария, ст. 27 Конституции земли Гессен, ст. 24 Конституции земли Северный Рейн - Вестфалия). Между тем в силу ст. 31 и 74 Основного Закона ФРГ, устанавливающих верховенство федерального права над правом земель и приоритет законных полномочий Федерации, вышеназванные положения теряют практическое значение <15>.

<15> Основы германского и международного экономического права / Х.Й. Шмидт-Тренц, Ю. Плате, М. Пашке и др. СПб.: Изд. дом СПбГУ; Изд-во юр. фак-та СПбГУ, 2007. С. 448 - 450.

Примечательно, что, например, Конституция земли Бавария 1946 г. в отличие от Основного Закона ФРГ содержит положения, напрямую регулирующие конкурентные отношения. Так, ст. 156 Конституции земли Бавария гласит, что объединение хозяйствующих субъектов для целей совместного использования экономической власти и создания монополий не должно быть разрешено. В особенности картели, объединения и соглашения о цене, которые имеют своим намерением эксплуатировать широкие массы населения или уничтожить небольшие предприятия, должны быть запрещены. Также ст. 153 вышеназванной Конституции говорит о том, что независимые малые и средние предприятия, занятые в сельском хозяйстве, торговле, коммерции, ремесле и промышленности, должны поддерживаться законодательными и исполнительными органами и быть защищены от непомерных расходов и поглощений. Они должны быть защищены, и им должны быть предоставлены меры государственной поддержки в их достижениях, экономической свободе и независимости, так же как в создании и развитии их ассоциаций взаимопомощи <16>.

<16> URL: www.bayern.landtag.de/ cps/ rde/ xbcr/ SID-0A033D45-DE4934F2/ landtag/ dateien/ Bavarian_Const_2003_BF.pdf.

Примерно аналогичные конституционно-правовые нормы содержатся в Конституции земли Северный Рейн - Вестфалия 1950 г. Так, в ч. 1 ст. 27 сказано, что крупные промышленные предприятия в наиболее важных отраслях экономики и хозяйствующие субъекты, которые особенно значимы, поскольку занимают монополистическое положение в соответствующих отраслях, должны находиться в государственной собственности. Слияния, которые злоупотребляют своей экономической властью, должны быть запрещены (ч. 2 ст. 27) <17>.

<17> URL: www.landtag.nrw.de/ portal/ WWW/ GB_II/ II.1/ OeA/ International/ en/ North_Rhine_Westphalia_ Constitution_revised.jsp.

Малые и средние предприятия, занятые в сельском хозяйстве, торговле, коммерции и промышленности, должны развиваться. Ассоциации таких предприятий взаимопомощи должны поддерживаться (ст. 28) <18>.

<18> См.: Там же.

Полагаем возможным не согласиться с Рольфом Штобером в том, что поскольку федеральное право имеет приоритет над правом земель, то нормы конституций земель теряют свое практическое значение. В данном случае наличие правовых положений в конституциях федеральных земель, регулирующих экономический строй конкретной земли, в том числе затрагивающих вопросы конкуренции и монополистической деятельности, ни в коей мере не противоречат положениям Основного Закона ФРГ, а являются проявлением подлинного федерализма, определенной самостоятельности федеральных земель и служат в то же время осуществлению исполнения требований федерального законодательства.

Данная позиция согласуется с п. 16 абз. 1 ст. 74 Основного Закона ФРГ, определяющего конкурирующую законодательную компетенцию в сфере предотвращения злоупотреблений рыночной властью. Статья 72 Основного Закона ФРГ гласит, что в сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами. Так, например, на уровне федерации приняты Закон против ограничений конкуренции от 1 января 1958 г. и Закон против недобросовестной конкуренции от 8 июля 2004 г. Однако конституционно-правовые нормы не входят в противоречие с нормами вышеназванных Федеральных законов. Кроме того, Федеральный конституционный суд ФРГ не признал конституции федеральных земель Бавария и Северный Рейн - Вестфалия противоречащими Основному Закону ФРГ.

В заключение отметим, что вопрос о том, содержит ли Основной Закон ФРГ определенную экономическую конституцию или принципы, в соответствии с которыми должна формироваться экономика, является дискуссионным <19>.

<19> Основы германского и международного экономического права / Х.Й. Шмидт-Тренц, Ю. Плате, М. Пашке и др. СПб.: Изд. дом СПбГУ; Изд-во юр. фак-та СПбГУ, 2007. С. 450.

Федеральный конституционный суд ФРГ сформировал правовую позицию, согласно которой современное экономическое устройство в соответствии с Основным Законом ФРГ - лишь одно из возможных, но не единственно возможное. Оно базируется на принятых законодателем решениях в сфере социальной и экономической политики, которые могут быть заменены или изменены другими решениями <20>.

<20> Собрание решений Федерального конституционного суда: BVerfGE 4, 7, 18.

По мнению Федерального конституционного суда ФРГ, проявляющийся в конституционном тексте элемент относительной открытости данного вопроса и, следовательно, отказ от окончательных выводов об экономическом устройстве заложены законодателем с учетом возможных исторических изменений, которые особенно характерны для экономической жизни любого сообщества <21>.

<21> Собрание решений Федерального административного суда: BVerwGE 71, 183, 195.

Несмотря на то что Основной Закон ФРГ не содержит таких базовых понятий, как "рынок" и "конкуренция", тем не менее он закладывает систему предпосылок для развития рыночных отношений. Например , основные права препятствуют полной отмене рынка, дают гарантию для осуществления предпринимательской деятельности, а распределение законодательной компетенции в вопросе регулирования экономических отношений закладывает основы для существования и развития законодательства, регулирующего гармоничное развитие экономики и не допускающего злоупотребления экономической властью.

Таким образом, вопрос об экономической конституции и в отечественной, и в немецкой юриспруденции является дискуссионным, а следовательно, и вопрос о месте в конституционно-правовом материале норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции, остается открытым. Однако полагаем, что экономические конституции Федеративной Республики Германия и Российской Федерации объективно существуют и закладывают основы для специального отраслевого регулирования конкурентных отношений.